Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Jolie
Александр Шоуа «Снимать на «цифру» – все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач…»

Александр Шоуа
«Снимать на «цифру» – все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач…»

#портфолио #travelфотография
Александр Шоуа
«Снимать на «цифру» – все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач…»
17 октября 2011
Фото:Александр Шоуа

Многие наверняка знают солиста группы «Непара» Александра Шоуа как большого любителя скорости, увлеченного мотоциклами и спортивными автомобилями. Но далеко не каждому, даже самому рьяному поклоннику известно, что он еще и заядлый фотолюбитель. Что он отлично разбирается в фототехнике, снимает преимущественно на пленку, сам проявляет и печатает фотографии, считая это частью творческого процесса.

Александр Шоуа: «Снимать на „цифру“ — все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач...».

Как давно Вы занимаетесь фотографией?

С детства. Так многие говорят. Хотя в то время сложно было снимать целенаправленно. Пока не проявишь, не поймешь, чего наснимал. Сейчас, конечно, с цифровой техникой все намного проще. У меня есть две цифровые камеры, я пробовал на них снимать, поначалу даже понравилось. Но потом забросил. Потому что я люблю пленку — черно-белую, контрастную НР2 или НР5.

Александр Шоуа: «Снимать на «цифру» – все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач…».

А какие у Вас есть камеры?

Два Никона — D3X и F6, Contax 645, карданная Toyo, и форматный Horseman на5 дюймов.

Для чего Вам форматная камера, что на нее снимаете?

Да все что угодно. Хоть портреты. Отпечаток получается реалистичнее, чем сама натура. В кадр попадает столько, сколько человек в жизни заметить не успевает.

Какие жанры больше предпочитаете?

Я люблю снимать друзей и их детей. Кое-какие из моих фотографий даже висят в московских закрытых клубах. Естественно, все снимки только черно-белые. Печатаю я их сам, дома. Вечером достаю пленку, кладу ее в бочонок, заливаю, жду минут 20-30, а потом смотрю, что получилось. Утром печатаю. И так практически каждый день. Процесс сложный, долгий и дорогостоящий. Раньше это столько не стоило.

Да уж, пленочные технологии подорожали.

Из-за «цифры», как мне кажется, подорожали. Человек, когда покупает цифровую камеру, потом больше ни на что не тратится. Ну, может, пару раз «прошьет» ее, флешку на 64 Гигабайта купит, фильтры — и все.

Раньше Вы пользовались услугами печатников, своих друзей и знакомых. Почему теперь сами печатаете? Не доверяете?

Я доверяю мастерам. Но зачем беспокоить людей, пусть даже за деньги, если я могу сделать что-то сам? К тому же, меня этот процесс всегда увлекал. И люди, которые умеют это делать, по-прежнему вызывают восхищение. Очень многое зависит от мастера. Десять человек могут делать одно и то же, а все будет разное. Можно отпечатать два снимка с одинаковыми параметрами, и они получатся разными.

Кого Вы считаете профессиональным печатником?

Павла Андреевича Никифорова. Это легендарная личность. Я могу позвонить ему по какому-то пустяку и с удовольствием проговорить 20-30 минут. Человек любит жизнь, любит людей, свою работу и готов ради нее на все. И терпит меня, хотя никогда даже не видел.

А вообще, что для Вас фотография?

Да все! Даже когда кино смотрю, всегда ищу фотокадры. Есть несколько фильмов, удачных в этом отношении. Мне нравится, когда вся сцена снимается от начала и до конца. Как в театре: вышел актер из-за кулис, отыграл всю сцену и ушел. Вот такие вещи я люблю.

Если на фотографии есть нечто, заставляющее задуматься, как герой сюда попал, что он тут делает, куда уйдет — значит, эта фотография правильная.

А что за удачные фильмы? Автор фото: Александр Шоуа. Портрет Валерия Сюткина

Это те, которые я пересматриваю по много раз. Например, «Солист» с Джейми Фоксом и Робертом Дауни-младшим про бомжа, играющего на виолончели. Я вообще люблю фильмы про музыкантов. Еще мне нравится «Рей», в нем как раз много тех самых фотокадров, «Клошар», где Сэмюэль Л. Джексон играет бездомного пианиста.

У меня большая коллекция кино, в том числе без перевода. Мне фильмы нравятся не из-за разговора как многим, а из-за того что внутри происходит — действие, игра, смысл. Играть ведь можно и молча. Есть, например, картины, в которых разговаривать начинают через 15 минут после начала. Но до этого актеры в них делают все. Вот это и в фотографии меня привлекает.

Вы используете постобработку?

Я счастливый обладатель «четвертого» фотошопа. Но я даже книжку к нему не покупал. У меня есть программа Aperture для Mac. С ее помощью я конвертирую из raw в jpeg, правлю контраст, потому что цифровые снимки недостаточно контрастны.

Вы выкладываете свои фото в интернете?

Выставлять фото с девушкой в купальнике на каком-нибудь «мейл.ру»? На мой взгляд, это глупо. Когда я хочу, чтобы мои фотографии оценили, я приглашаю друзей и показываю им отпечатки. Если они говорят, что снимок никудышный, я про него забываю. Я очень требователен к себе.

Может быть выставочные проекты?

Я не настолько хорош, чтобы делать выставки. Я просто снимаю, и все.

Сами любите фотографироваться?

Меня редко фотографируют просто так. В основном это сессии для бизнеса. Очень часто они не получаются.

Постоянного личного фотографа у вас нет?

Нет. Они у нас каждый раз меняются. В принципе, хорошую фотографию может сделать каждый. Просто у мастеров это получается гораздо чаще. Они берут простые вещи и делают из них красоту.

Как вы оцениваете труд фотографа?

Это колоссальный труд, я считаю. Людям, которые покупают цифровую камеру и начинают ею бредить, я бы сказал, что это тупиковый путь. Снимать на «цифру» — все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач. Скоро дойдет до того, что машина будет ехать сама, без человека. Он перестанет принимать участие в процессе. Какое в этом удовольствие?

Во многих современных вещах есть такой подвох. Но если вы спросите у моих музыкантов, какой инструмент они бы хотели, все скажут, что годов 60-х. И у каждого из них, они уже есть.

Раньше в вещи душу вкладывали. На новшества смотрели с большой опаской. Сегодня засунули в телефон камеру. Люди хвастаются тем, сколько у них в ней мегапикселей. А по сути, это как был телефон, так и остался.

Помните Nikon D1X? У него было всего пять мегапикселей, но с хорошей оптикой получались фантастические кадры. Правда, выше 800 ISO все было буквально квадратиками. И тем не менее, это была камера № 1, не сравнимая ни с одной 5Мп «мыльницей».

Вы следите за творчеством других фотографов?

Я каждый день просматриваю один из международных фотосайтов. Я там не зарегистрирован, захожу почитать техническую литературу и инструкции по печати. Ну и смотрю чужие работы.

Есть любимые авторы?

Много. Там же миллионы людей. Один мой знакомый делал самые обычные фотографии вроде «это я в детстве». И вдруг он выкладывает снимок, сделанный на дедушкину Мамию-322 двухобъективную. Какой-то занюханный кадр, но внутри него столько жизни! Этот снимок стал фотографией недели, а потом еще одной. Человека признали.

Пугает, правда, засилье HDR. Раньше люди выставляли кадры, отсканированные с пленки или с чего-то еще. А сегодня снимают на Canon EOS 30. Смотришь и понимаешь, что один кадр сделан из четырех или пяти. Когда не видишь процедуру создания кадра, тебя часто обманывают.

Что такое вообще сегодня фотография? Знание компьютера? Мне это не нравится.

А как же Digital Art? Те, кто им занимаются, считают себя художниками нового поколения. Да и фотографию, кстати, до сих пор не во всем мире признали как искусство.

Сказали бы они это Анри Картье-Брессону (Henri Cartier-Bresson (1908 — 2004), выдающийся французский фотограф — прим.ред.).

А что вы думаете о так называемом среднем формате начального уровня? Leica S2, например, как у Дмитрия Анатольевича.

Цифровая камера, независимо от физического размера матрицы, остается цифровой, и крупным формат, в данном случае, по сути, является лишь утяжелителем файла, но не выходом из положения.

Планируете ли Вы отмечать День фотографа 12 июля?

Предлагаю прямо сейчас начать запасаться спиртным. (Смеется вместе с музыкантами)

В Вашей группе много людей фотографирующих?

Мы все — люди творческие. Дима, звукорежиссер, тоже на пленку снимает. Я ему вчера подарил свою первую камеру, Nikon F80. Сегодня купили для него никкоровский объектив, стандартный, не требующий ничего особенного. Я сам люблю мануальные объективы, не признаю автофокус.

Чем Вы еще увлекаетесь помимо фото?

Дорогими машинами и мотоциклами. Фото, мото, рыбалка и охота. Охота — так, в лесу постоять. В крайнем случае, по тарелкам пострелять.

С кем еще из фотографов-музыкантов общаетесь?

С Лешей Лебединским. Однажды он мне подарил свой альбом с фотографиями. Они мне так понравились! Я смотрел на них и понимал, что я бы сам так снимал. Эти снимки были созвучны моим желаниям на тот момент. Если что-то нравится, стараешься дотянуться. Это заложено в человеке, если он, конечно, не совсем аморфный.

Знаете, я пианист по образованию. Петь никогда не учился. Мой отец играл на барабанах, а дядя пел. Пел круче меня в тысячу раз. У них был свой коллектив. Мне хотелось достичь большего. И это более-менее получилось.

заядлый фотолюбитель. Что он отлично разбирается в фототехнике, снимает преимущественно на пленку, сам проявляет и печатает фотографии, считая это частью творческого процесса.

Александр Шоуа: «Снимать на „цифру“ — все равно, что водить машину с автоматической коробкой передач...».

___________________________

Читайте также:

Владимир Белов. Я занимаюсь фотографией много лет. Постепенно давнее увлечение стало основным видом профессиональной деятельности.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий