Анатолий Карпов — фотограф-портретист. Его фотографии напоминают полотна художников, он стремится создавать фотопортреты, которые заказчик поместит в рамку и повесит в гостиной. Нам очень понравилась такая идея и мы взяли у Анатолия интервью.
— Анатолий, расскажите, почему Вы выбрали фотографию делом жизни?
— Я долго шел к этому. Много лет. Постоянно были обстоятельства, которые мешали сосредоточиться именно на фотографии, всегда что-то отвлекало, требовало сиюминутного внимания, казалось более насущным в текущем моменте, более финансово устойчивым. Но наступил день, когда я понял, что вот мне уже 40 лет, а я все откладываю и откладываю в долгий ящик то, к чему стремлюсь всем сердцем. И решил: нужно остановиться, перестать искать оправдания своему бездействию, перестать бояться все изменить в своей жизни. Здесь, в фотографии, я — творец. Я могу создавать другую реальность, менять ее, могу вернуться в прошлое, могу заглянуть в будущее. Я сейчас понимаю, сколько времени я потратил впустую, сколько медлил. Сейчас буквально дышу полной грудью и получаю удовольствие от жизни в целом, от своего любимого дела, от процесса обучения, от общения с клиентами.
Ms.Gray Модель Виктория |
Ms.Navy Модель Валерия |
— Чем Вас привлек жанр портрет?
— У меня не было метаний с выбором жанра, как это свойственно многим фотографам в начале пути. Я как-то с самого начала чувствовал, что мне интересен именно портрет. Ведь в глазах модели целый мир. Задача фотографа, художника — раскрыть этот мир, показать его глубину, тайну. Иногда заказчик приходит на съемку, и мы вместе решаем, какой результат мы хотим получить. Ещё ни разу меня не попросили сделать «просто красиво, чтобы на аватарку выставить». Иногда образ для съемки рождается в голове, как только я вижу свою будущую модель: вот эта девочка — как из сказки «12 Месяцев», и сразу же складывается полный образ: как она должна быть одета, какую локацию подобрать, какую цветовую гамму. А другая придет, вроде бы обычный ребенок, а я же вижу: она будто со старинного полотна сошла, с такими глазами, как не из нашей эпохи, и рождается другая действительность. Я делюсь с заказчиком своими соображениями, он их корректирует, дополняет, так что готовый образ — это наше совместное творчество. Я сейчас много учусь и в плане обработки, и композиции. Уверен, что портретная фотография — это искусство, мастерство и ремесло. Этому можно учиться всю жизнь, наверное.
— Какое оборудование Вы обычно используете в работе?
— Снимаю на Canon 5D mark iv, любимые объективы 85 и 135. К выбору техники подходил очень основательно, перепробовал, наверное, все, что возможно, свой выбор сделал осознанно и еще ни разу о нем не пожалел. В Canon нравится все.
Ассоль. Модель Мария |
Irish Red. Модель Виктория |
— Какие методы обработки Вы используете?
— Работаю в основном в Photoshop и в Capture One. Иногда использую Lightroom, но крайне редко. Я безоговорочно за деликатную ретушь, чтобы она не меняла человека до неузнаваемости, не молодила его на 10 лет. Считаю, что во всем нужна мера, поэтому явные дефекты конечно же уберу, но принцип такой: лучше недо, чем пере. Не приемлю выбеленных, напрочь лишенных теней и рельефа лиц, они не имеют ничего общего ни с человеком, ни с понятием художественности. Не люблю яркий заметный макияж, если он не продиктован образом. Моя цель — показать красоту человека, а не зафиксировать тонну косметики на лице. Художники во все времена находили возможности изобразить даже неидеальных лицом моделей настолько мастерски, что все невольно ими любуются. Мону Лизу вряд ли кто-то назовет эталоном красоты, но от нее невозможно оторвать взгляда, настолько она притягательна в своей естественности. Я не смею себя сравнивать с такими мастерами, естественно. Но я учусь мастерству.
— Сейчас фотопортреты очень популярны, и фотографов, снимающих в этом жанре, много. Как Вы справляетесь с конкуренцией?
— Конкуренции много в любой отрасли. Отношусь к этому спокойно. Если мастерства не хватает, клиенты, даже не сильно разбирающиеся в фотографии, это поймут и сделают выбор в пользу того, у кого лучше. Цена вопроса не является определяющей при заказе: на каждый ценовой сегмент есть свой заказчик. Главное определиться для какого клиента ты хочешь работать, и из этого будет вырисовываться и бюджет на съемку, и костюмы, и декорации и т.д.
Sang Royal, Модель Валерия |
Mystery. Модель Виктория |
— Расскажите о своем стиле. Как бы Вы его охарактеризовали? Есть у Вас фирменная «фишка»?
— Я не так давно занимаюсь фотографией и только пытаюсь найти свой стиль. Немножко в метаниях: пробую и естественный свет, и импульсный. Пока нравится все. Но уже сейчас понял для себя, что просто фотографии мне не интересны. Я хочу создавать фотокартины, чтобы они и по духу и по исполнению были близки к классическим художественным портретам. Чтобы заказчик, получая обработанные фото, всплеснул руками и сказал: это нужно повесить в гостиной в багете. Я хочу, чтобы мои фото не лежали в закрытом семейном альбоме на дальней полке, или не хранились в бесчисленных папках на компьютере. Я хочу, чтобы они были предметом гордости моих заказчиков, чтобы их хотелось созерцать самим и демонстрировать окружающим.
— Как правило, главная задача фотографа-портретиста при съемке — передать на фотографии образ, характер и особенные черты человека. Но иногда раскрыть героя непросто — все мы разные, некоторые очень стесняются камеры. Что Вы применяете в таких случаях?
— Я и сам ужасно стесняюсь камеры, и поэтому хорошо понимаю волнения клиентов. Иногда модель настолько зажата, что это видно на фото, и конечно это не украшает. Мне в работе с клиентами очень помогает жена: она и стилист, и сценарист, и помощник по позам, и клоун, если нужно во время съемки. Мы отлично справляемся в дуэте, т.к. пока я за объективом ловлю нужный момент (а это при съемке иногда доли секунды), она корректирует позу модели, объясняет, что нужно передать, какие эмоции, почему. И еще, когда в студии модель не одна с фотографом наедине, а еще и со стилистом, то ее легче отвлечь и вывести из состояния ступора и стеснения, можно и пошутить, и посмеяться.
Sang Royal, Модель Валерия |
Cinderella. Модель Валерия |
— Насколько успех съемки зависит от студии? Бывало ли такое, что Вы приходили на место и понимали, что в помещении невозможно снимать?
— Зависит однозначно. Если мне что-то непонятно в новой студии по фото, я туда обязательно еду перед съемкой и проверяю на месте локацию, свет, реквизит и т.д. Один раз, когда выбирал студию по интернету, и все казалось просто идеальным, приехав на место мы уже на входе поняли, что это не рабочий вариант: цвет не тот, ширина не та, декораций нужных не хватает или они бессмысленные, модель потерялась в студии и из роковой женщины выглядела как бледная моль. Теперь таких ошибок не делаю, проверяю досконально все накануне.
— Есть ли у Вас любимый типаж моделей для съемки?
— Типажа, наверное, нет, но модель однозначно должна зацепить. Чем-то: глазами, улыбкой, угловатостью своей, наивностью... Есть люди в принципе не то что не симпатичные... они некрасивые. Но в них столько харизмы и какой-то бешеной энергетики, что фото получаются просто бомбические. А есть красавицы просто идеальные с точки зрения правильности форм и пропорций. Но в глазах пусто, а значит и фото будет бессмысленным. Это не только у меня, так у всех фотографов: красивых моделей полно, а шедевр зачастую получается с девушкой, которая и не модель, и камеры стесняется, и позирует не профессионально, но от нее такая волна идет, что она передается всем, кто смотрит на фото .
Chingachgook, Модель Георгий
— Дайте пару советов начинающим фотографам, снимающим в жанре портрет.
— Самый главный совет начинающим — снимайте больше! Я и себе его всегда даю. И не бойтесь экспериментировать. Учитесь на своих ошибках, иногда вы не добьетесь прогресса пока не наступите на все грабли, которые вам положены. Смотрите работы других фотографов. Ходите в картинные галереи, вдохновляйтесь мастерами, чей талант проверен временем, а не сиюминутной модой.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий