Существуют ли объективные критерии оценки фотографических работ? Есть ли общие методологические принципы, которые помогают отличить хорошую фотографию от посредственной? На все эти вопросы вам смогут ответить в Союзе фотохудожников России — профессиональной организации, объединившей в своих рядах лучших фотографов со всей России. Подробнее о союзе рассказал его председатель Андрей Баскаков.
Андрей Баскаков. Союз нерушимый. Существуют ли объективные критерии оценки фотографических работ? Есть ли общие методологические принципы, которые помогают отличить хорошую фотографию от посредственной?
— Андрей Иванович, когда и как был организован Союз фотохудожников, какие цели ставились при его создании?
— В советское время большинство деятелей искусства и культуры — художники, писатели, композиторы, кинематографисты, журналисты, имели свои организации. Все они, по большей части, были созданы еще в 30-е годы под присмотром Иосифа Виссарионовича, чтобы власть имела возможность управлять творческой интеллигенцией и направлять ее деятельность в нужное партии русло. Фотография же в то время искусством не признавалась, хотя дебатов на эту тему и попыток создать свой творческий союз в ту пору было предостаточно. Но закрыли даже Русское фотографическое общество, успешно работавшее в стране с конца Х1Х века. В советское время делались попытки создать фотографический союз, но всегда возражал ЦК партии. Единственный, кому это удалось в то время, — Антанас Суткус. Он с коллегами создал в Литве общество фотоискусства, которое успешно развивалось и служило для всех нас примером. Союз фотохудожников России был учрежден на волне перестройки в 1990 году в Курске, где под патронажем Министерства культуры мы проводили масштабную российскую фотовыставку. На учредительный съезд собралось более 200 фотографов со всей страны. Было выбрано правление, художественный совет, председатель. Мы вошли в десятку первых российских организаций, которые были зарегистрированы по новому закону об общественных объединениях. Учредительный съезд определил приоритетные цели Союза — пропаганда и развитие фотоискусства в стране, сохранение фотографического наследия, организация и проведение выставок, конкурсов, развитие фотообразования, творческая и материальная помощь фотографам. Всем этим, в большей или меньшей степени успешно, мы продолжаем заниматься по сегодняшний день.
— Пользуется ли популярностью членство в организации? Что оно под собой подразумевает?
— Каждый месяц на вступление в Союз подают документы 15-30 человек. Вступают не только фотографы, — принимаем и педагогов, и руководителей фотостудий, и редакторов, и фотокритиков, и кураторов, — всех, для кого фотография является или профессиональной деятельностью, или серьезным творческим увлечением. Формальных преград нет, трудовые книжки не требуем, понимая, что зачастую любитель работает интересней и лучше, чем профессиональный фотограф, зарабатывающий на этом деньги. Всегда главным для нас был творческий уровень кандидата. Раньше его определял художественный совет, возглавляемый идеологом современного пикториализма Георгием Колосовым. Сейчас этим занимается секретариат, который руководит Союзом между съездами. Принимать в Союз новых членов могут и областные организации. Сегодня в Союзе более 1500 фотографов.
— Чем конкретно вы помогаете фотографам?
— Во-первых, членство в Союзе дает определенный статус. Для многих авторов наличие такой «корочки» подтверждает факт, что человек достиг определенных творческих высот. Особенно это актуально в провинции, где такое удостоверение по-прежнему производит впечатление на местных чиновников и милиционеров, по ней пускают в музеи, галереи, на выставки. Во-вторых, участие в проектах — выставках, конкурсах, фестивалях, поездках и т. д., которые мы регулярно проводим. Раз в два года проходит «Сибирское биеннале» в Сургуте, «Волжское биеннале» в Нижнем Новгороде. Ежегодно на базе нижегородского Музея фотографии мы проводим конкурс «Молодые фотографы России», 3–7 ноября во Владимире пройдет финал и итоговая фотовыставка «Юность России за мир и взаимопонимание», до конца апреля еще можно подать заявку на участие, традиционно участвуем в «Дельфийских играх». В январе завершился открытый фестиваль «Пермское Биеннале — 2009». В марте начался фестиваль в Воронеже, открывший год фотографии в этом регионе. 24 апреля откроется конкурсная выставка «Фотомания» в Калининграде. Совместно с Министерством культуры РФ мы начинаем большой проект под названием «Территория Победы», посвященный 65-летию победы в Великой отечественной войне. В его рамках пройдут зональные фотовыставки в Хабаровске (сентябрь), Чебоксарах (октябрь), Екатеринбурге (ноябрь), Воронеже (декабрь), в 2010 году — Красноярске (март) и Мурманске (апрель). Итоговая всероссийская фотовыставка откроется в Москве в мае 2010 года. А первая зональная выставка пройдет уже в апреле этого года в Ростове-на-Дону. Каждому из наших фотографов мы предлагаем участвовать во всех выставочных проектах, проходящих под эгидой Союза фотохудожников.
— Несомненную ценность для всего фотографического сообщества имеет исторический архив, принадлежащий Союзу фотохудожников. Как он собирался?
— С одной стороны, это оригинальные фотографии знаменитых отечественных фотографов ХХ века — Родченко, Шайхета, Шагина, Гринберга, Андреева, Улитина и других, а также негативы, аппаратура, литература. Это одна часть архива, она к нам перешла по наследству. В свое время в Москве был создан музей фотографии. Это была частная инициатива подвижника и большого энтузиаста фотодела Евсея
Самойловича Бялого, друзьями и коллегами которого были известные русские фотографы Моисей Наппельбаум, Александр Гринберг, Александр Хлебников и многие другие. Сам он работал в «Фотографии № 1» на улице Горького (Тверской), почти напротив московского кремля. Свою коллекцию, позднее ставшую основой Музея истории фотографии, Бялый начал собирать в конце 50-х годов прошлого века. Это было первое в стране собрание, полностью посвященное фотографии. Примечательно, что большинство экспонатов музея — фотоаппараты и снимки — были подарками фотографов и их наследников. Евсей Самойлович умер в 1979 году. Заботу о музее взяла на себя его вдова, Лия Борисовна Блюмкина. Долгое время Музей истории фотографии размещался в выставочных помещениях Фотоцентра Союза журналистов СССР, а в 1993 году Блюмкина передала всю эту коллекцию нам и работала у нас несколько лет хранителем коллекции. Кроме того, архив создавался за счет многочисленных выставок 70-90-х годов, после которых какой-то материал оставался в Союзе. Сегодня, спустя годы, эта коллекция также представляет большой интерес. Уже 10 лет существует галерея «ФотоСоюз», в которой мы представляем не только современных авторов, но и классиков отечественной фотографии. Это подвигло нас на работу с наследниками известных фотографов и их архивами. Заключаем договоры на использование их материалов, сами сканируем негативы, слайды, фотографии, ретушируем, размещаем на сайте агентства «ФотоСоюз», продаем права на использование этих изображений. Мы рассматриваем агентство как некую торговую площадку для членов Союза. Если автор хочет, чтобы его фотографии были размещены в интернете и продавались, он может воспользоваться его услугами. Не могу сказать, что мы сильно на этом разбогатели, проект требует значительных трудозатрат, но зато мы сделали доступными огромное количество исторических изображений, которые раньше никто не видел, а какие-то, наверняка, уберегли от мусорных баков.
— Деятельность Союза фотохудожников во многом перекликается с работой «Московского дома фотографии». Вы союзники или соперники?
— Отношения у нас и партнерские, и даже дружеские, — заместитель Ольги Свибловой фотохудожник Сергей Бурасовский — один из секретарей Союза, мы вместе «строили» организацию в 90-е годы. В то время мы проводили в Москве большие фотографические фестивали, организовывали фотокруизы на теплоходах, ездили в Европу на автобусах. Потом создался МДФ и, естественно, очень активно стал заниматься Москвой. Сейчас мы в большей степени работаем с регионами. Разумеется, для общероссийской организации это даже более важно. В провинции очень много талантливых и интересных авторов, которым также нужны и помощь, и внимание, и пиар. Активно работают наши отделения в Санкт-Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде, Перми, Смоленске, Воронеже, Иркутске, Адыгее, Екатеринбурге, Твери, Красноярске, во многих других региональных столицах. Это опора Союза, и я очень благодарен их руководителям за их поистине самоотверженный труд.
В этом году заканчивается очередной 5-летний срок выборных органов нашей организации, мы планируем съезд, и хотя еще не определены точные сроки и место его проведения, уверен, мы сможем подвести итоги работы и наметить планы на перспективу.
Официальный сайт «Союза фотохудожников России»: www.photounion.ru
Сайт агентства «Фотосоюз»: www.fotosoyuz.ru
АНКЕТА
Андрей Иванович Баскаков Родился 13 ноября 1948 года.
Образование — факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работал во Всероссийском фотоклубе «Кадр», преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского государственного института культуры, заведующий отелом фотоискусства ГРДНТ. Один из основателей общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» и ее председатель с 1990 года по настоящее время.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Генеральный директор агентства «ФотоСоюз».
Автор-составитель фотоальбомов: «Новая фотография СССР» (1988); «Фототворчество России» (1990); серии альбомов «Фотографическое наследие»: «Максим Дмитриев» (1996), «Аркадий Шайхет», «Евгений Халдей», «Иван Шагин», «Борис Игнатович» (2007).
Куратор множества выставок исторической и современной российской фотографии.
Андрей Баскаков. Союз нерушимый. Существуют ли объективные критерии оценки фотографических работ? Есть ли общие методологические принципы, которые помогают отличить хорошую фотографию от посредственной?
___________________________
Читайте также:
Анна Бельская. Для меня недостаточно просто снять красивую фотографию. Мне хочется, чтобы каждая карточка рассказывала историю.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий