Фото:Виктор Колар
Текст:Беседовала Юлия Жданова
В Центре фотографии имени братьев Люмьер при поддержке Чешского центра с 15 июня можно увидеть экспозицию избранных работ одного из наиболее влиятельных представителей чешской школы документальной фотографии — Виктора Колара. Виктор — не просто фотограф, он философ от фотографии, мыслитель, если будет угодно. Мастер, отличающийся особым видением, сочетающий в своем творчестве аскетизм Картье-Брессона и сюрреализм Кафки. Человек с богатым жизненным опытом, свидетель Пражской весны, эмигрант, сумевший вернуться на родину. Передавая свои знания студентам FAMU в Праге, он не столько говорит о технических аспектах, сколько учит молодых авторов, что значит чувствовать фотографию, понимать и проживать ее. Колар поражает своей деликатностью, какой-то очень тонкой ироничностью, он прекрасный рассказчик — в чем мы могли убедиться во время его эксклюзивного интервью нашему журналу.
О Москве
Оооо! Первое и самое большое впечатление это московское метро, вернее — люди. Все суровые, строгие, никто не улыбается. Я заметил множество типажей, огромное разнообразие лиц, рас, национальностей.
О себе
О каждом фотографе ходят легенды, и их можно лишь дополнять — благо, я еще жив. Да, фотография меня окружала с самого раннего возраста: у отца был фотомагазин, и в шаговой доступности для меня — альбомы, журналы, всевозможные книги. Я видел, как папа работает с пленками в темной ванной, он советовался со мной. К нам приходили художники, местная интеллигенция, все они были успешные, и в доме царила атмосфера творчества. Мне нравилось работать с пленками, фотобумагой: запираться в ванной комнате, проявлять, прислушиваясь к шагам в коридоре — в страхе, что сейчас случайно войдет сестра и испортит всю работу.
О стиле
Однажды мне попался альбом Dr. Paul Wolff, пионера Leica. Это немецкий фотограф, но в его в работах не было и намека на войну, наоборот, красивые статные люди, их повседневная жизнь. Именно альбом Поля Вульфа помог мне понять, какого рода фотографией я хочу заниматься. Многие критики да и просто умные люди говорят, что моя фотография чрезмерно правдива — или же наоборот. Всем не угодить. Мои снимки — это моя правда.
О вдохновении
Сюжеты можно найти повсюду. В молодости я занимался в фотоклубе Ветковица при заводе в Остраве — снимал то, что происходило вокруг меня на заводе, пока я работал. Именно с этого момента и началась для меня фотография как искусство. В клубе все работы обсуждались, критиковались, и я чувствовал свой рост как автора, прогресс. В конце каждой встречи кто-то подходил ко мне и говорил: «А ты принесешь фотографии в следующий раз?». И я приносил новую пачку. Тогда к фотографии не относились как к средству заработка, это было увлечение, творчество и отчасти развлечение.
О технике
Сейчас каждый может позволить себе дорогую камеру, ту же Leica, к примеру. В детстве я мог только мечтать о ней. Примерял ее перед зеркалом, пока папы не было в магазине, воображал... Своей первой камерой я бы назвал Leica с советским объективом Зоркий 130 мм. К слову, «Портрет мужчины в поезде», представленный на выставке, снят именно этим объективом. Но за свою карьеру фотографа и преподавателя я перепробовал множество камер. Сейчас я снимаю на Fuji 1x и очень доволен. Сегодня камеры более доступны. Люди покупают камеру мечты, строят кадр, выверяя его до миллиметра, но шедевров у них все равно не выходит. Потому что фотография — это не техника, а ощущение. Для меня это — состояние правды. Меньше думать о технике и больше чувствовать кадр — именно этому я и учу своих студентов в FAMU.
Об правильном отборе
Проведите эксперимент: отберите 15 лучших фотографий, сделанных вами за несколько лет, посмотрите на них и уберите в коробку. А через какое-то время достаньте коробку и взгляните на них снова — и они уже не покажутся вам столь хорошими. Со мной происходит ровно та же история: одни и те же карточки показываешь редактору, галеристу и другу, и все выбирают разное. Нет правильного отбора, есть лишь твое внутреннее ощущение — и чем правдивее для тебя отобранные снимки, тем правильнее выбор.
О выставке
В Москве представлены самые характерные фотографии, определяющие меня как автора чешской школы, избранное. Я не люблю, когда галерея или куратор навязывают некую точку зрения и диктуют, как именно нужно понимать искусство. Все индивидуально, каждый в моем творчестве что-то свое увидит. Конечно, на этой выставке собраны фотографии, рассказывающие о жизни, о правде. Это поэтика Кафки и Картье-Брессона в фотографии. Меня часто упрекают за то, что мои работы очень мрачные, темные, но такова правда для меня. А именно ее я показываю.
Выставка продлится до 25 сентября. В рамках образовательной программы пройдет цикл лекций, посвященных чешской фотографии. Более подробная информация — на сайте центра www.lumiere.ru
Сайт фотографа — http://www.viktorkolar.com/
Телефон:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий