В фокусе
Назад
События
Назад
Клуб
Назад
Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
PhotoSale
Даниил Коржонов: «Россия – самая неотснятая страна»

Даниил Коржонов:
«Россия – самая неотснятая страна»

#портфолио #пейзажная_фотография
Даниил Коржонов:
«Россия – самая неотснятая страна»
20 февраля 2013

Даниил Коржонов — известный российский фотограф-пейзажист. Он уверен, что в процессе съёмки роль фотографа сродни работе режиссера, поскольку он вынужден «подстраиваться, улавливать и синхронизироваться с условиями, созданными природой». О своем творчестве и понимании фотографии он рассказал нам в специальном интервью.

— Даниил, здравствуйте! Как вы открыли для себя мир фотографии?

— В фотографию я пришел из живописи. Я искал компромисс между двумя любимыми занятиями — живописью и путешествиями. Помню, был в школе непростой период, когда я бросил свое увлечение искусством. Многие ребята в школе через это проходят: мир вокруг неожиданно становится очень серьезным. Пропали куда-то беззаботные деньки на мещерских озерах, дарящих прохладу в жаркий день, и нежно заснеженных в стужу. Шалаши, лодки, мокрые ноги и грязные штанины — это все уже стало несерьезно. Ведь впереди — самостоятельная жизнь, учеба в институте, работа... Наверное, все должны через это пройти. Главное — вернуться обратно в этот беззаботный мир. Не все видят путь назад. Фотография оказалась для меня способом вернуть радость восприятия мира вокруг, вернуть мне возможность работать с цветом. И вдвойне приятно, когда фотография сочетается с активным образом жизни.

Даниил Коржонов, фотограф, фото, природа, Россия

— Вы много путешествуете. Какая сторона света вас впечатлила больше всего?

— Я весьма впечатлительный, поэтому каждое место для меня — особенное, со своим характером, настроением. Не могу поставить оценки местам, где я был. Скажем, Байкал я чувствую, как место с сильным характером. Он формирует лаконичный, строгий взгляд на окружающий мир. Русский Север зимой — немного лиричный, но скупой на цвет и лаконичный. Крым — нежный, мягкий и очень добрый. Все города — со своим настроением. Вот наша Москва, например. Многие ее не любят, а мне нравится, что в таком городе живет столько интересных людей и происходит столько событий. Я стараюсь фильтровать негатив, а если постоянно жаловаться на окружение — то и мир будет меняться под ваши слова. В любой точке планеты я чувствую себя как дома: я могу поделить нашу планету на маленькие островки, но на каждом будет совершенно своя жизнь.

Даниил Коржонов, фотограф, фото, природа, Россия

— Если говорить о путешествиях по России. Какой уголок вы считаете самым уникальным?

— Могу назвать места, в которые меня как магнитом притягивает назад: прохладные черные воды Карелии, могучий Байкал, горный Алтай. Часто тянет и домой, в родную Шатуру (Подмосковье). Еще далеко не все уголки России я открыл: хочу побывать на Камчатке, на Курилах, в Заполярье.

Даниил Коржонов, фотограф, фото, природа, Россия

— Есть ли кадр, который вам особенно дорог?

— Есть знаковые кадры, которые проходят через мою жизнь как символы определенных событий или свершений. Таких кадров немного, но все они сделаны не случайно, а в результате каких-либо переживаний или физических усилий. Например, кадр «Белым по белому»: чтобы его снять, мне пришлось утром пересечь километр разлива с ледника. А вода в нем очень холодная. Пусть кадр получился и не таким эффектным, но значит он для меня многое: возможность найти в себе силы идти к мечте. Или кадры, которые передают мое ощущение места. Не документально повествуя, а рассказывая о моих переживаниях, пропуская увиденное через призму сознания.

Даниил Коржонов, фотограф, фото, природа, Россия

— Куда бы вы хотели отправиться в будущем?

— В следующем году я хочу побывать в Исландии, зимой — в Норвегии. Я очень люблю зиму: ее холодные краски, суровые льды и снега, долгие рассветы и закаты. Зимой как-то острее чувствуешь окружающий мир, сливаешься с ним, адаптируешься, чтобы выжить. В конце лета хочу побывать на Камчатке. А осенью, в мое любимое время года — на Алтае и на Байкале. Путешествия по России мне нравятся даже больше, чем путешествия по миру. Наша страна — наверное, самая «неотснятая страна» во всем мире. И при том, что наша природа — самая удивительная и самая разнообразная на всей планете.

— Вы считаете себя профессиональным фотографом?

—  Мне больше нравится слово «любитель», оно отражает суть: я просто занимаюсь тем, что мне нравится. А людям нравится смотреть на то, что сделано с любовью — и отпечатки потом покупают. Вот когда я снимаю репортажи или коммерческие заказы — иногда я бываю профессиональным фотографом (когда то хотят услышать заказчики).

— Что для вас источник вдохновения?

— Меня вдохновляют первые лучи солнца: рождение дня, роса на траве и легкий ветер, шелестящий осенними листьями. Удивительные краски природы и древние стены городов. Мир вокруг чудесен — это и есть мой неиссякаемый источник вдохновения. Главное — не потерять умение удивляться. Я не могу представить, чтобы я жил в замкнутом круге дом-работа-дом. Для художника это равносильно смерти. У меня есть такая жизненно важная потребность — удивляться и удивлять.

— Что для вас фотография? Образ жизни, мировоззрение, или способ самовыражения?

— Если выбирать из этих вариантов, то я бы назвал фотографию «образом жизни». Потому как через фотографию можно выражать свои мысли и чувства, через фотографию можно находить новых друзей и не забывать встречаться со старыми. С одной стороны, это реальный мир, который мы можем запечатлеть. С другой — этот мир каким-то чудесным неуловимым образом проходит через наше сознание. И если у фотографа получается оторваться от своего привычного мира, обнаружить что-то необычное — это выразится в виде фотографий, передающих уже его переживания реального мира. Поэтому фотографией можно не только жить, но и чувствовать, общаться, доносить свои мысли до окружающих людей.

— Какой жанр фотографии вам нравится больше всего?

— Душа больше лежит к пейзажной и архитектурной фотографии. Мне нравится, что в этих жанрах есть много простора для работы с цветом, пространством. И фотоаппарат часто «выгуливает» своего хозяина в интересные места: я не привык сидеть дома на одном месте. Иногда путешественник во мне превалирует над фотографом, и тянет в места, на первый взгляд совсем непривлекательные с точки зрения трэвел-фотографии. Чтобы сделать хорошую фотографию, мне жизненно важно перейти какую-то незримую черту, оторваться от привычных дел. Нужно время, чтобы выделить главное. Так и в пейзажной, архитектурной фотографии: любые изменения, даже самые тонкие — очень хорошо чувствуются зрителем. Есть где развернуться — выделить основное в композиции, подчеркнуть те или иные цвета, или создать микронюансы в цвете: например, борьбу холодного цвета теней и теплого цвета солнца. Пейзажная фотография подразумевает активность: дальние переходы, ранние подъемы. Через физическое напряжение сил я как раз достигаю своеобразной гармонии: цели становятся ясными, отметаются второстепенные, мешающие факторы. Когда приезжаешь домой — есть сотня дел, множество писем, на которые надо ответить. Переключаясь между каждой задачей, теряешь свои настоящие стремления, мысли смешиваются — и уже тяжелее выделить главное.

Еще один важный момент — подход к самой пейзажной съемке. Раньше я подходил к фотографии как художник, как перфекционист. Старался выверить каждый кадр. Сейчас же понемногу перехожу в разряд «пишущих фотографов-журналистов»: мне больше нравится снимать истории жизни, истории о природе. В историю тоже можно вложить много смысла, и при этом даже в неподходящие для создания «идеальной» фотографии условия можно создать интересную историю.

— Помогает ли знакомство с неизведанными странами и дикой природой по-новому осознавать жизнь?

— Когда выходишь за порог своего дома, то осознаешь мир иначе, чем сидя на диване. Дома мир может казаться страшным, полным опасностей и недобрых людей. Неизвестность зачастую пугает людей, и они начинают придумывать разные опасности для себя, лишь бы не покидать «зону комфорта». Сколько раз, например, я слышал про опасности зимнего Байкала от людей, которые там не были ни разу: как лед проваливается под ногами, как ветром сдувает, как насмерть замерзают на льду. Или о том, что в Киргизии у каждого дома есть ружье, и могут напасть. А лед в итоге оказывается метровой толщины, киргизы озаряют солнечной улыбкой и делятся вкуснейшим медом. Конечно, надо держать в голове все опасности, но трезво, и готовиться к каждой из них. Жизнь была бы не такой интересной, если бы мы не рисковали время от времени.

В пейзаже нужно жить какое-то время, чтобы его почувствовать, проникнуться окружающей тебя обстановкой. Я не люблю сидеть на одном месте, выжидая кадр. Все мои фотографии сделаны по пути интересного маршрута. Да, иногда нужно маршрут поменять, где-то остановиться, где-то ускориться или сделать дополнительное кольцо в маршруте. Такие решения приходят в результате понимания законов природы: чувствуешь, что завтра будет туман, или с утра не будет ветра и можно снимать водную гладь... Законы природы просты и логичны — я люблю у нее учиться, брать в пример.

— Есть ли что-то общее между экстримом и фотографией?

— Экстремальные условия позволяют человеку быстрее оторваться от цивилизации, от мягких тепличных условий. Я не люблю в поездках много времени проводить на машине. И совершенно не понимаю, как люди могут осознавать что-то новое для себя в автобусных и автомобильных турах. Комфорт не способствует диалогу между природой и человеком. В сложных условиях и команда чувствует себя более сплоченной, и фотографии становятся более осознанными.

— Вы убеждены, что для получения хороших пейзажных кадров нужно уметь чувствовать природу?

— Об этом и речь. По дороге на работу часто ли вы ловили себя на мысли, что все вокруг становится просто декорациями, на которые уже не обращаешь никакого внимания? Даже если заставлять себя искать новое в привычном для себя месте — все равно этот процесс угасает, нет у него внутренней подпитки.

Выше я уже говорил, что нужно растворяться в природе. Фотограф выступает скорее в роли художника-режиссера: он подстраивается под уже созданные природой условия, улавливает их, «синхронизируется» с окружением. Во время съемки и при дальнейшей обработке художник-фотограф привносит свои ощущения, свое отношение к снимаемому. При создании фотоистории своего путешествия «художник-постановщик» должен грамотно отобрать фотографии: не перегружая зрителя лишним, но и рассказывая многогранно о своей теме. Это не менее важно, чем сама съемка.

— Какой цели в фотографии вы бы хотели достигнуть?

— Дарить красоту нашей природы людям вокруг, сподвигать их на тот небольшой шаг, который надо сделать, чтобы оказаться в новом, неизвестном для себя мире. Дарить вдохновение на новые подвиги и открытия. И, конечно, своими фотографиями показывать, насколько наша природа хрупкая и беззащитная перед человеком. Мне бы хотелось через несколько лет издать несколько книг о Байкале, о Крыме, Севере Норвегии, Карелии. Чтобы написать книгу, важно возвращаться в любимое место много раз. Одной поездки явно недостаточно для большого проекта.

— Как вы сами думаете, чем уникально ваше творчество?

— Честно говоря, о своем творчестве судить тяжело. Лучше всегда путешествовать с хорошим другом: тогда есть с кем разделить радость от полученного кадра. И трезво оценить, насколько этот кадр интересен и важен другим людям.

— Как вы совершенствуете свои умения в фотографии? Изучали профессионально или самостоятельно?

— Главное — фотографировать как можно больше и как можно чаще. И не только пейзаж, природу. Нужно искать свое направление, общаться с людьми в блогах, на фотосайтах, ходить на выставки. Я не ходил на фотокурсы и почти не читал книг о фотографии. Не скажу, что это хорошо, но от занятия живописью у меня остались чувства композиции и цвета.

Как и в любом деле, нужно стремиться общаться наравне с людьми, которые уже чего-то достигли в фотографии. Слушать и искать критику, активно участвовать в выставках, конкурсах. Остерегаться «рейтингов», хвалебных отзывов: зачастую они только уводят в ложном направлении. Удивляет, что сейчас почти ни от кого не получишь здравую критику: в интернете либо это короткие бессмысленные комментарии, либо озлобленные отзывы, — такие же бесполезные. Только на одном сайте — 1x.com — можно получить осмысленную критику, хотя сам сайт весьма странен. Поэтому общайтесь чаще с фотографами вживую, и выжимайте из них критику.

— Есть ли мастера современной и классической фотографии, на творчество которых вы ориентируетесь?

— Скорее, у меня есть любимые авторы-живописцы, на которых я ориентируюсь в первую очередь. К примеру, сколько эмоций выражает картина Моне «Женщина с зонтиком» — застывшее мгновение, в котором чувствуются нюансы света, легкость ветра и чувства самого автора. Я могу долго стоять у картин Альфреда Сислей, Ренуара, Моне в музее Орсе: у них есть чему поучиться. Конечно, многие пейзажисты называют в качестве своих кумиров Майкла Кенну, Стива Мак Карри. У них тоже есть многое, что можно перенять, но это не мое направление. В фотографиях Кенны я вижу безграничное одиночество, строгость и скупость природы, тяжелое и бесконечное бремя времени. Я же, напротив, хочу показать лёгкость и важность самого момента съемок. Холоду противопоставить надежду на тепло, строгим формам зимы дать шанс на весну. У Мак Карри можно поучиться храбрости, способам «отрыва» от своего дома.

— Как вы относитесь к постобработке фотографий?

— Я обрабатываю свои фотографии достаточно долго, иногда — очень долго. Я люблю снимать панорамы, иногда от самых ног до неба: таким образом я не только расширяю динамический диапазон, не внося искажений в светотеневой баланс каждого кадра (как сейчас любят делать программный HDR, искажающий цвета фотографий), но и увеличиваю резкость всей сцены. То есть, снимаю с нефиксированным фокусом и нефиксированной выдержкой. Обработка панорам требует значительного времени. Кроме того, я уделяю не меньше внимания работе с цветом. Важно соблюдать баланс между реальностью вообще и моим чувством реальности. Документальность никому не важна и неинтересна, важна точка зрения фотографа. Ее нужно преподносить мягко, ненавязчиво, иначе зритель просто не поверит, что фотография представляет отражение реального мира.

— Назовите 5 фактов о себе, не связанных с фотографией.

Живу в Королеве. Родился в городе Шатура, в Подмосковье. Люблю кататься на велосипеде, на лыжах, на байдарках в хорошей компании друзей. По профессии — физик, окончил МФТИ в прошлом году.


Даниил Коржонов, фотограф, фото, природа, РоссияОб авторе:

Имя, фамилия, возраст: Даниил Коржонов, 23 года.

Web-сайт: http://satorifoto.livejournal.com, http://korzhonov.ru/bw

Техника: Nikon d80, tamron 17-50 f/2.8, Nikon D800, nikkor 24-70 f/2.8, nikkor 14 mm f/2.8, nikkor 70-300 f/2.8. Штатив Benro A-1691EX с головой B-0

Выставки, награды, достижения: финалист российского конкурса «National Geographic — 2012», победитель конкурса «Родники России — 2012», победитель конкурса «Best of Russia 2012» победитель премии «Photosight Russian awards — 2012», персональная фотовыставка «Фотопоэзия Даниила Коржонова: Тонкие струны» в галерее «Листок» (Москва). Оформление кафе «Кофеин»: 3 зала фоторабот, пластификация, холст.

Источник вдохновения: мир вокруг.

Лучший совет: «Лучший кадр фотографа всегда находится у него в душе, главное — прислушаться к ней».

____________________

Читайте также:

Подводная «нереальная реальность» Дмитрия Мирошникова

У модели четыре ноги, или как снимать животных

«Дикая природа России — 2012»: победители конкурса

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

PhotoSale
МАММ Мишель Сима
Фотобукфест