Фотограф Гульфия Мухаматдинова (Gulfiya) оказалась очень открытым и эмоциональным человеком. Гульфия поделилась с нами своими мыслями об отношении к фотографии и творческими замыслами, объяснила, в чем заключается сложность макросъемки и рассказала, как крошечная бабочка вдохновила ее на создание целой серии снимков, которая, возможно, еще будет продолжена.
— Гульфия, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— Само это отношение остается неизменным. С тех лет менялось только, усиленно возрастая, количество времени, которое я посвящаю фотографии. Теперь это вся я, вся моя жизнь.
Первый фотоаппарат появился у меня лет, по-моему, в двенадцать. К тому моменту я уже давно просила его купить, но всерьез меня никто не воспринимал, тем более что тогда не то что у детей — у наших знакомых, соседей, родственников, то есть у взрослых, современных фотоаппаратов не было вообще. В нашей семье тоже не было, но, наконец, я его выпросила, и перед поездкой куда-то на отдых мы его купили. Любопытно, что он не считался семейным, он стал моим (улыбается). Помню, что со всей ответственностью, серьезностью и, что мне по прошествии лет кажется невероятным для двенадцатилетней девочки, с каким-то непреодолимым интересом я принялась изучать... инструкцию (руководство по эксплуатации) к фотоаппарату. Это была такая небольшая книжечка. Сейчас для меня загадка: что же там было такого интересного? Но я ее не просто прочитала, а перечитывала несколько раз. Мне было очень интересно. Сейчас забавно об этом вспоминать.
— Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен?
— Мне интересна художественная фотография в целом, вне зависимости от жанра. Сегодня я чаще всего снимаю портреты и художественные макро. А из того, что я еще никогда не делала, но что бы мне хотелось попробовать в первую очередь, я бы назвала жанровую фотографию. Меня глубоко восхищают жанровые портреты, фотографии, которые одним кадром способны рассказать историю; они словно рассказ или фильм, с сюжетом и эмоциями. Это фотографии, которые «живут». На мой взгляд, это одно из сложнейших направлений, но оно же — одно из интереснейших!
Также хочется продолжить снимать мои сказочные макро и углубиться в съемку портретов.
— Чем привлекает макросъемка, и что в ней вы считаете самым сложным?
— Она дает колоссальные возможности, расширяет границы. Макро позволяет найти вдохновение повсюду. Скажем, пейзажисты или фотографы дикой природы, как правило, путешествуют в какие-то далекие края, что, безусловно, прекрасно, но иногда очень трудноосуществимо. А макрофотография облегчает задачу, позволяя найти прекрасное рядом и повсюду. Макро открывает новый мир или, наоборот, показывает мир с другой стороны. Мир макро удивляет, поражает, восхищает, пленяет.
А что кается сложностей... Наверное, для многих людей сложностью может стать то, что макро предъявляет высокие требования как к технике, с помощью которой производится съемка, так и к технике исполнения. Да, здесь недопустимы даже малейшие ошибки. От фотографа требуется максимальная сосредоточенность, внимательность, самоотдача, ювелирная точность, пожалуй, перфекционизм.
— Если бы существовала возможность совершить путешествие во времени, куда бы вы отправились на фотосессию?
— Я бы вернулась в свое детство и снимала бы все, вообще все, так, чтобы «унести» оттуда как можно больше. Я бы снимала много, долго, вдумчиво, не отвлекаясь. Мне было бы интересно передать весь облик, настроение, дух самого времени, мест, значимых для меня. Глядя на все как бы со стороны, я бы снимала и себя, маленькую девочку, и своих близких... Получился бы большой фоторассказ, живой, душевный, о чувствах, переживаниях, радостях, доброте, искренности, теплоте, которые для меня и олицетворяет то время.
Я гуляла бы там, смотрела и фотографировала и улицы, и людей, и магазины, и машины, и дома. И в доме каждую деталь. А важнее и дороже всего были бы эмоции, лица, чувства, глаза, улыбки, объятия...
Я думала на эту тему раньше, и эти размышления сделали для меня явным следующее: каждый момент неповторим, поэтому и сегодняшний момент будет когда-то несказанно дорог, хотя, живя в нем, может быть, и не чувствуешь какого-то трепета. А вот через двадцать лет фотография этого момента станет бесценной.
— Насколько важен «Фотошоп» в вашей работе?
— Малозначим. Я пользуюсь в основном совсем другой программой. Его же инструменты мне нужны, как правило, только при портретной ретуши. При этом мне важно не нарушить естественность кожи, поэтому я применяю его по минимуму, аккуратно, деликатно и осторожно.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Не знаю, как возникают идеи; они появляются вдруг, спонтанно. Ассоциации, образы, одно, другое, третье — все вместе превращается в какую-то идею.
На серию Butterfly dreams меня вдохновили бабочки. Мне нравится их красота, хрупкость. Как ни странно, экзотические бабочки, большие, яркие, разноцветные, которые, как я предполагаю, многим нравятся больше, меня привлекают не так, как ставшая героиней Butterfly dreams маленькая, трогательная, иногда незаметная голубянка. Мне ее красота кажется изысканной и нежной, ее неброский и в то же время полный переливов цвет меня завораживает. Она очень маленькая, примерно до полутора сантиметров. Когда голубянка раскрывает крылья, она роскошного, насыщенного, выразительного сине-сиреневого цвета; с сомкнутыми крыльями она серебристая.
Она стала для меня открытием и вдохновением. Съемки серии захватили меня полностью. Это было и увлекательно, и интересно, и радостно, и в какие-то моменты трудно, а в конечном счете это было по-настоящему здорово! Серия снималась с весны до самых последних теплых дней осени на пленэре. Потом очень продолжительное время я еще обрабатывала фотографии для достижения конечного результата. Если бы в России лето не сменялось холодной осенью, я бы снимала еще и еще. Для меня прекратить эти съемки было похоже на резкую остановку при быстром беге, поэтому я надеюсь продолжить серию.
— Традиционный вопрос: что значит для вас фотография?
— Фотография — это моя жизнь. При этом мне многое интересно, очень многое из того, что дает нам жизнь, или многое, чему можно было бы научиться. Я получила первое образование по специальности «связи с общественностью», и когда еще только поступала в университет, я уже чувствовала, что это «мое». И это действительно так, поэтому сейчас оно мне помогает в моей работе. А еще мне интересны и психология, и языки, и литература, и музыка, и мода, и дизайн, и столько всего еще...
Но ничто, ничто и никогда не захватывало меня так, как фотография; ничто и никогда не владело моим сознанием и душой в той же степени, что и фотография. Сегодня она для меня — и работа, и хобби, и развлечение. Фотография стоит над всем, и в то же время она позволяет проявить мне все свои интересы и грани личности. Она — мой двигатель в жизни, вдохновение.
— Как вы думаете, какими тремя главными чертами характера должен обладать настоящий фотограф?
— Если мы говорим «настоящий», то тут, как и настоящий врач, учитель, кулинар, писатель, человек любой другой профессии, настоящий фотограф должен любить свое дело, быть ему преданным, быть ответственным.
Я не могу сказать, кому принадлежат эти слова, и даже, к сожалению, не могу в точности повторить фразу, но есть такое высказывание, необычайно мудрое и верное, на мой взгляд: надо заниматься в жизни тем, чем ты бы хотел заниматься, даже если тебе пришлось бы платить за эту возможность. То есть, только посвятив себя тому, без чего не мыслишь своей жизни, тому, что делаешь, забывая себя, с упоением, и можно стать «настоящим».
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Я думаю, во всех сферах нашей жизни, в любом деле «паровоз» ведут люди, верящие в лучшее, в успех, в себя и в свое дело, деятельные, сильные духом и смелые. Я считаю так: хочешь — значит, можешь. А раз можешь — делай, и делай хорошо.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Я люблю оказываться в новых красивых местах, даже просто гулять по городу и иногда заглядывать во дворы, в которых до этого бывать не приходилось.
Мне нравится советское кино.
Нравится ездить на велосипеде.
Нравится спокойная музыка.
Люблю средиземноморскую кухню.
А еще я хочу на море, уже который год. Я как в том анекдоте: «Я хочу на море. У меня такая традиция: каждое лето хотеть поехать на море» (улыбается).
Анкета
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий