Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Ирина Клименко: «Фотография — это язык, на котором я говорю»

Ирина Клименко:
«Фотография — это язык, на котором я говорю»

#портфолио
Ирина Клименко:
«Фотография — это язык, на котором я говорю»
24 марта 2017
Фото:Ирина Клименко

В марте на территории дизайн-завода «Флакон» прошел первый в истории маркет авторской фотографии PhotoDecorMarket, который имел успех. Мы поговорили с создателем маркета, фотографом Ириной Клименко, о рынке интерьерной фотографии, вдохновении и о том, как все успевать.

Интервью: Кира Балаян

— Ирина, расскажите, как к вам пришла идея создания маркета фотографии?

— Идея маркета созрела у меня давно. Я видела подобные вещи в Европе, давно хотела создать у нас что-то подобное. И вдруг все сложилось: мне предложили помещение за адекватные деньги, нашелся партнерский маркет. Я решила, что если я все за две с половиной недели сделаю, то идея живая и непременно сработает. Идея оказалась не просто живая, а, как у Драгунского в «Денискиных рассказах», «живая и светится»!
Ощущение было совершенно фантастическое. Все фотографы были «равными среди равных». Опыт участников маркета дал мощную синергию: между нами не было конкуренции, мы чувствовали, что найдутся покупатели для каждого, потому что все работы высокого уровня и все очень разные.
Я считаю, что каждый фотограф мечтает снимать то, что он любит, и продавать это. Для реализации этой идеи есть стереотипный путь: пройти этот ад конкурсов, выставок, фестивалей, ждать, пока заметят галеристы, ориентироваться на их условия... И только тогда, может быть, попасть в дома людей. Но есть путь короче!

Фото: Екатерина Кузнецова

— Как происходил отбор фотографов и работ?

— Я просто кинула клич в Facebook и многие авторы отозвались! Кому-то нужно было помочь отобрать фотографии, и я помогала. Искренне верю в то, что у каждого фотографа есть работы, которые хорошо будут смотреться в интерьере. Вопрос в том, как их оформить, как их преподнести.
Критерии были такие. Во-первых, это должны быть работы, которые имеют потенциал для продажи в интерьеры: с одной стороны, привлекают внимание и затрагивают эмоционально, а с другой стороны сюжетно нейтральны. Во-вторых, авторы должны быть активны и сами работать на маркете, общаться с покупателями. В-третьих, работы должны быть качественно напечатаны и оформлены.
Для многих ребят это был первый опыт печати в галерейном качестве. Почти все участники увидели свои работы напечатанными за два часа перед открытием маркета. Забавно было наблюдать, как, открывая упаковку, и они восклицали: «Как же это красиво! Ай да я!». Одно дело, когда ты свою работу видишь только на экране, и совсем другое — когда держишь в руках. Когда фотография становится материальной, становится предметом — случается какая-то магия.

Фото: Екатерина Кузнецова

— Как давно вы занимаетесь фотографией?

— Давно, 12, 13 лет... И я долго не называла себя фотографом. У меня бэкграунд очень разноплановый: я долго была в финансах, занималась консалтингом, работала в крупных корпорациях. Потом у меня был свой бизнес, большое издательство. И я все время попутно училась, смотрела, пробовала разные вещи, но никогда не называла себя фотографом. В какой-то момент я поняла, что если не признаюсь себе, что я фотограф и что я хочу делать фотографические проекты, я не начну это делать.

Фотография — это не самоцель. Очень важно объединить свой фотографический язык, визуальный, со своими личными человеческими смыслами. Я верю, что если фотография занимает большое место в жизни, то она в конечном итоге станет инструментом или языком, с помощью которого можно делать важные и полезные дела.

Фото: Ирина Клименко

— Как вы видите этот проект в будущем?

— Я хочу, чтобы фотография в России развивалась. Чтобы через два года маркет проходил в Гостином дворе и пол-Европы приезжало покупать фотографии российских авторов для своих домов. И я это сделаю! Верю в это.

— Вы знаете, говорят, что человек занимается искусством тогда, когда ничем другим уже заниматься не может...

— Я много думаю об этом... Творчество — это процесс, и как любой процесс он состоит из трех блоков. Есть входящие ресурсы: впечатления, информация — все, что попадает в нашу голову, трогает, задевает или пролетает мимо. Есть само производство — «черный ящик» — место, в котором рождаются наши творческие проекты. Мы не знаем точно, на каком топливе он работает. Многие говорят — на вдохновении, но я думаю, что он заводится тогда, когда открыто сердце, когда любишь то, что делаешь, когда не знаешь, как, или боишься, но все равно идешь вперед. И есть некий продукт. И продукт этот не только результат процесса, который мы считаем достойным внимания, но наш опыт, отброшенные в ходе работы идеи, ошибки и провалы. Нужно делиться всем этим, потому что для кого-то то, что мы считаем «отходами производства», может стать ресурсом.

И еще одна вещь: если мы загоняем в черный ящик много ресурсов (информации), которые не в состоянии переработать, осмыслить, превратить в опыт, то творческий процесс затыкается и возникает ощущение «я знаю много, но сделать что-то важное и интересное не могу».

Фото: Ирина Клименко

— Для вас фотография — это некий инструмент рефлексии?

— Нет, для меня это язык. Как русский, английский или как музыка, живопись, литература. Фотография — один из самых красивых человеческих языков, который не требует перевода и попадает в самое сердце. И, как на любом языке, на нем можно болтать ни о чем, а можно говорить очень важные и глубокие вещи. Можно отточить его технически, но при этом высказывания все равно будут пустыми, если говорящий не задает себе сложных вопросов и не дает себе времени на размышления. Мне очень приятно, когда зритель видит то, о чем говорит фотограф. На маркет пришла женщина, долго смотрела на фотографии и... заплакала. Я спрашиваю: «Как вы себя чувствуете, все в порядке?». А она отвечает: «Вы меня потрогали за самое сердце. Спасибо, я понимаю каждое слово, которые вы говорите своими фотографиями!»

— Вы планируете расширяться?

— Да, осенью будет следующий маркет. Мы попробовали, и я понимаю, что проект себя окупил и будет жить дальше. Ко мне в личку стучится огромное количество фотографов, которые по разным причинам не успели стать участниками маркета, и я вижу, что можно делать его и на 100 участников. Постараемся в октябре сделать его более масштабным.

— Как вы считаете, есть фотографии место не в интерьере дома, а в городе?

— Конечно, есть! Название «фотография для интерьера» — условность, потому что в конечном итоге фотография требует пространства, в котором у нее будет зритель. И не важно, один — в частном доме, или много — в общественных зонах.
Но вообще фотография —удивительная штука. Я считаю, что ее можно подружить практически с любым мероприятием и пространством, будь то фестиваль, общественное событие, деловой форум, open air или перформанс. Не обязательно идти стандартным путем: искать галерейное пространство, проводить камерные выставки для своих друзей лишь для того, чтобы записать потом ее в свой послужной список.
Я за то, чтобы были и камерные, и масштабные мероприятия. Например, я сейчас как куратор готовлю групповую выставку «Море. ЭмоциЯ». Это попытка языком арт-фотографии говорить на экологические темы, но не с трибуны, а с каждым зрителем тет-а-тет. Выставка пройдёт в рамках большого фестиваля: планируют собрать 10 тысяч человек. Я хочу, чтобы люди не только посмотрели на наши фотографии, но и принесли свои, маленькие 10×15 — как воспоминания, и рассказали свои истории, связанные с морем. Ведь у каждого из нас свое море и нет к нему равнодушных. И пусть они унесут с выставки не только визуальные впечатления от чужих работ, но и ощущение, что я лично причастен к тому, чтобы «мое море» оставалось чистым.

Фото: Ирина Клименко

— Получается, в конечном итоге вы стремитесь изменить мир?

— Да, конечно, я стремлюсь изменить мир. Иначе зачем жить?. Тем более когда есть энергия и мозги, чтобы делать что-то интересное и полезное многим людям.

— У вас много разнообразных проектов: есть еще группа в Facebook об осознанной фотографии, блог, виртуальный конструктор выставок 1st ArtSpace​...

— У меня не только фотографические проекты есть! Есть даже клиника восточной медицины и бюро графического дизайна.

Фото: Ирина Клименко

— Как вы все успеваете?

— Я не пью алкоголь, например. Это высвобождает много времени. Да вообще я быстрая. Но вы, наверное, хотите секрет какой-нибудь? Знаете, я перестала держать идеи в себе. Родилась какая-то идея — я ее тут же выпускаю, рассказываю о ней и разрешаю ей плыть. И если мир на нее хоть как-то откликается, быстро реагирую и делаю следующий шаг. Еще я не пробиваю стены. И иду только туда, где все само складывается. Для меня всегда знак: если что-то тяжело идет, значит, что-то не так с идеей.

У меня двое детей, прекрасный муж, родители. И мои близкие меня понимают и очень поддерживают. Они как-то подстраиваются, самоорганизуются, когда я уезжаю или активно включаюсь в какие-то проекты. Знают, что я вернусь наполненная, и отдам им все, что во мне есть... вот высплюсь после маркета и отдам! (Смеется).

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий