В фокусе
Назад
События
Назад
Клуб
Назад
Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
PhotoSale
Иван Смелов о высоте, счастье и выдержке

Иван Смелов
о высоте, счастье и выдержке

#портфолио
Иван Смелов
о высоте, счастье и выдержке
5 декабря 2016
Фото: Иван Смелов

Иван Смелов, инженер-электронщик в прошлом, а ныне — успешный фотограф недвижимости рассказал нам о своем творческом пути, курьезных случаях, тонкостях съемки, и, конечно, художественном чутье.


О себе

У меня две жизни — прошлая и настоящая. В прошлом я инженер-электронщик, работающий на государственное предприятие. В настоящем — фотограф недвижимости, учредитель проекта ClearImages. Был период, когда я жил обеими этими жизнями сразу, и тогда у меня было чувство раздвоения личности, из-за которого я не спал ночами. Теперь я в гармонии с собой.


О творческом пути

Интерес к фотографии у меня появился вместе с приходом доступной «цифры» на российский рынок. На пленочные камеры я никогда не снимал. Теоретические навыки черпал из соответствующих групп в социальных сетях, общаясь с будущими коллегами и глядя на фотографии зрелых авторов. Полноценного профессионального фотообучения у меня не было, хотя многие, у кого я брал кратковременные уроки, спешили добавить в свой «послужной список» меня как своего ученика и потом упоминали об этом после каждой моей победы.

На мой взгляд, при наличии минимального художественного чутья, весь остальной творческий путь фотографа определяется исключительно его упорством и амбициозностью. Когда у меня появился фотоаппарат, я снимал каждый день, не думая об окупаемости моего времени и техники. Я был готов ехать в любое время и в любое место, если это сулило мне хороший кадр. Зачастую кадр оказывался полной ерундой, но я ни о чем не жалел и тут же пускался в новое приключение. Сейчас с ностальгией вспоминаю, например, ночь, проведенную в Пулковской обсерватории, под проливным дождем. Прогноз погоды обещал ясное небо, и я не терял надежды снять телескопы на фоне звезд. Это иррациональное влечение я не могу объяснить, ведь даже пресловутых лайков тогда не было (такое понятие появилось в соцсетях только в 2010 году). Сейчас, спустя годы, я могу сказать, что мне все так же интересно заниматься фотографией, только теперь я уже более четко осознаю перспективность или бесполезность той или иной съемочной затеи и не берусь за все, что подвернется под руку.


Об архитектурной фотографии

В классическом понимании архитектурная фотография — это некий минимализм, абстракция, изображение фрагментов зданий в виде набора лаконичных или, наоборот, причудливых форм: граней, углов, линий. Моя архитектурная фотография выросла из увлечения городским пейзажем и по сути до сих пор им является. Собственно, сама идея заняться коммерческой съемкой архитектуры родилась благодаря тому, что, увлекаясь съемкой города, я освоил навыки и умения, которые просто обязаны были быть востребованы в новом русле — и они оказались востребованы. До сих пор, когда меня спрашивают о моей маркетинговой стратегии или о бизнес-плане, я испытываю щемящее чувство: как вообще можно говорить о любимом деле такими холодными и расчетливыми терминами?


О сотрудничестве

Сотрудничество со студией Владимира Григорьева, главного архитектора Петербурга, было моим первым серьезным опытом ведения съемочных проектов. До того как Владимир Анатольевич получил назначение, он взаимодействовал со мной лично. Принимая во внимание мою незрелость и его требовательность — это была отличная школа, из которой я вышел уже оперившимся. Пожалуй, лучшего и пожелать нельзя было. Сейчас мы поддерживаем отношения со студией, я продолжаю делать для них съемки.


О горах

Я безумно люблю горы, что вполне логично — ведь я люблю пейзаж, неважно, городской или природный, а горы — это лучшее, что может быть в пейзаже. Опыт моего восхождения ограничивается несколькими вершинами на родной Камчатке, а также поездками в Альпы и на Кавказ. Признаюсь, мне катастрофически не хватает гор, я хочу проводить с ними, в них больше времени.
Я очень страдаю без автомобиля. Летом в городе фотографу удобнее перемещаться на мото, поэтому покупка авто всячески откладывается, а водительские навыки утрачиваются. Так вот, когда кто-то соглашается вывезти меня в интересное место на съемку пейзажа, особенно в горы, я испытываю чувство первобытного незамутненного счастья. Оказавшись впервые в Карпатах, я даже удивился, что могу быть настолько счастливым. Я очень дорожу этим чувством, поэтому стараюсь не повторять такой трюк слишком часто.


О руфинге

Стремительный рост популярности руфинга и направления urban exploration (более широкого понятия) удачно совпал по времени с развитием моего увлечения фотографией. Идеология закрытого, недоступного города оказалась мне близка, что подстегнуло и без того большой интерес к городской фотографии. С крыши все виды казались интереснее, да и другого доступного способа подняться над равниной, на которой стоит Санкт-Петербург, у нас тогда не было. Полеты над городом на аэростатах и вертолетах к тому времени уже были запрещены, а о дронах еще никто не даже не слышал.


Об аэрофотографии

Как бы прискорбно это ни звучало, но первооткрывателем Санкт-Петербурга с высоты дрона стал иностранец. Новозеландский фотограф Эймос Чаппл сделал потрясающую серию снимков Петербурга с беспилотника в 2013 году. Тогда понятие «дрон» было уже на слуху, в основном благодаря команде AirPano, но летать над Питером никто не решался. Некоторые уже снимали коммерцию с коптера подальше от города, кто-то делал робкие вылеты в историческом центре на свой страх и риск, но вот так смело и открыто заявить о себе — нет, Эймос был первым. Собственно, его-то опыт и подвиг меня приобрести первый дрон.


О съемке с дрона

Когда обзаводишься дроном, кажется, что теперь весь город упадет у твоих ног, ведь больше не будет закрытых крыш и недоступных ракурсов. На самом деле это совсем не так: свобода выбора сбивает с толку. Если при съемке с крыши процесс сводится к чисто техническому моменту — залезть и поставить штатив на единственно возможную точку, то, летая над городом, фотограф сам выбирает, какую композицию ему построить. В этом плане могу сказать, что появление дрона поспособствовало развитию моего видения, хотя есть и негативная сторона. Поскольку на большинство современных бюджетных моделей дронов нельзя поставить телеобъектив (в силу технических особенностей), то взгляд на вещи становится несколько однообразным — широкоугольным. Также пока не изобретено дронов, способных снимать на длинной выдержке. Максимум, чего мне удавалось добиваться, — неподвижное зависание в воздухе на восемь секунд, тогда как для некоторых сюжетов (например, чтобы «заморозить» воду) требуется от нескольких минут выдержки.

На самом деле фотографировать никогда не было так просто, как с квадрокоптера. Меня сейчас закидают тапками «профессиональные фотографы», удерживающие цену на рынке аэрофотосъемки, но по факту это так: управлять дроном может даже ребенок. Причем прогресс по части производства беспилотников, на мой взгляд, опережает даже прогресс в сфере смартфонов — год от года дроны становятся все умнее, учатся облетать препятствия. Не удивлюсь, если через пару лет дрон можно будет запустить прямо из окна своей квартиры, указав по координатам, какой вид требуется сфотографировать. Единственное, что пока сильно обременяет, — это низкое качество самой картинки. Дроны, способные поднимать фотоаппарат с большой матрицей и хорошей оптикой, по-прежнему стоят космических денег. Поэтому главным дополнительным требованием, которое налагает аэрофотосъемка на фотографа, является умение хорошо обрабатывать изображения даже самого низкого качества.

Последнее время почти все фотографии «для себя» я делаю с дрона. Что касается коммерции — там пока преобладает классическая съемка на фотоаппарат, хотя заказы на аэро- тоже есть. Вообще наличие дрона очень расслабляет: когда есть возможность снять сюжет, не прибегая к поискам доступной крыши, то куда-то лезть, ругаться с жильцами, рисковать жизнью — не хочется. Прогулки по крышам (на руферском жаргоне — полазки) остаются, но чисто ради драйва: раньше я по инерции брал на них фотоаппарат, теперь зачастую ограничиваюсь смартфоном.


О конфликтных ситуациях

Деятельность фотографа всегда связана с поиском чего-то необычного и удивительного для зрителя. В городе все необычное находится либо на грани, либо за гранью дозволенного, потому что иначе это видят все — и это перестает быть интересным. Стало быть, конфликтные ситуации не могут не возникать: на земле и на крыше, с дроном и с фотоаппаратом — человек, выходящий за рамки, всегда привлекает внимание. В каждой ситуации важно знать свои права, но и быть готовым ответить по заслугам, если совершил правонарушение, коим, например, является проникновение на охраняемый объект (стройка и т. д.).

Этим летом со мной и моим другом произошел забавный случай, который растиражировали СМИ. Затемно мы поднялись на строительный кран в центре Петербурга, чтобы сфотографировать рассвет. Все было сделано настолько тихо и аккуратно, что наверху мы расслабились. Тем внезапнее для меня было увидеть внизу двух охранников, недвусмысленно смотрящих на нас. Через некоторое время охранников стало больше, подтянулись рабочие со стройки. А рассвет все не наступал — и мы решили дождаться его, раз уж все равно нас заметили. Однако в тот самый момент, когда на город упал красивый утренний свет, внизу появилась машина МЧС и вагончик телевидения. К такому повороту мы были совершенно не готовы и незамедлительно слезли вниз, прервав съемку. Ведь платить за работу спасательной автовышки нам совсем не хотелось. В итоге СМИ преподнесли это так, как будто после подъема на кран мы испугались слезать, а прибывшие сотрудники своим красноречием вселили в нас уверенность в наших силах. Надо ли говорить, что эта точка зрения прессы выглядела довольно комично: у меня за плечами опыт посещения сотен строек с кранами. Вообще, думаю когда-нибудь написать книгу о подобных курьезах.


О профессионализме

Если рассматривать профессию как то, что приносит доход, то с этого года я целиком предоставлен фотографии. Если говорить о самом прокачанном своем навыке — тоже да, ведь фотографировать — это то, что получается у меня лучше всего. Но все же, когда я с друзьями выбираюсь на съемку открыточных видов города, интересных лестниц или заброшенных зданий, я скорее фотограф-любитель, ведь я делаю это для себя, не планируя какую-либо амортизацию.


О технике

Сейчас я снимаю на камеру Sony A7r и через переходник ставлю на нее оптику Canon. В камере мне нравится отличная матрица с большим разрешением, в оптике — хорошая детализация и некоторые особенные возможности, которых нет у других производителей (например, Tilt-Shift 17 мм).


О критериях хорошей фотографии

Хорошая фотография должна обладать тремя составляющими: технической (качество исполнения), композиционной (удачное расположение объектов в кадре) и репортажной (некий эффект внезапности, который добавляет в кадр изюминку). Но чем чаще я это повторяю, тем больше убеждаюсь: некоторые снимки появляются вопреки всему, и их успех не поддается логике. Как правило, это самые лучшие снимки.


О качествах, необходимых фотографу

Качества, которыми должен обладать хороший фотограф, можно перечислять бесконечно, но, пожалуй, самые специфические из них — отсутствие лени, морозоустойчивость и терпение.


О планах

В этом году я дал себе обещание больше не ездить в Европу до тех пор, пока не обзаведусь машиной. Без автомобиля ходить по улицам Праги, Будапешта, Вены, Мюнхена интересно лишь поначалу — потом они начинают сливаться в единую карусель. Поэтому со следующего года я хотел бы начать путешествовать по более экзотическим направлениям, а старушку-Европу навестить снова уже на автомобиле, чтобы посмотреть не только города, но и интересные локации за их пределами. На 2017 год в планах компромиссный вариант — поездка на Фарерские острова.

В моих ближайших планах развивать и расширять свой проект ClearImages. В то же время я хочу уделить больше внимания съемкам старых добрых городских пейзажей без квадрокоптера. В этом году я сделал большое дело, открыв для себя Москву с крыш, но совсем позабыл про Питер. Надо исправляться: больше красивого Петербурга — это то что надо!


Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Смелов Иван, 29
Web-сайт: http://smelov.photo/, http://clearimages.ru/
Техника: Sony A7r, оптика Canon
Выставки, награды, достижения: лауреат конкурсов Photosight Russian Awards-2011, Best of Russia в 2011 и 2014 году, Best Photographer в номинации «Архитектура» (топ-10) в 2012 и 2013 году, AdMe Photo Awards-2014 (1 место в номинации «Архитектура»).
Источник вдохновения: фотографии других авторов, которые я мог бы сделать, но не сделал
Лучший совет: не давать непрошеных советов и не критиковать, если не хочешь испортить отношения.


Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

PhotoSale
Золотая Черепаха