Петербуржец Иван Смелов стал призером конкурса 35AWARDS в номинации «Городской пейзаж». Мы поговорили об особенностях архитектурной съемки и о том, как творческое отношение к коммерческим проектам влияет на стоимость работы фотографа.
— Иван, в каких номинациях вы участвовали?
— Точно уже не помню, кажется, «Архитектура» и «Пейзаж».
— Расскажите историю победившего снимка: при каких обстоятельствах он был сделан?
— В те дни заканчивали монтаж шпиля небоскреба «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге, и к стройке было повышенное внимание. На официальной странице «Лахта-центра» в Instagram появился снимок, как рабочие монтируют шпиль на фоне ясного безоблачного неба, в то время как внизу была пасмурная погода; стало быть, облака не доходили до верхушки небоскреба. Я решил поехать на стройку и поднять квадрокоптер — и действительно, верхушка художественно выглядывала из тумана. Я сделал и ночной снимок, его можно увидеть на моем сайте.
— Какие приемы и методы обработки вы использовали?
— Собственно, этот снимок я почти не обрабатывал, за исключением удаления шумов — уже смеркалось, и пришлось немного поднять значение ISO, чтобы кадр был резким.
— В каких жанрах вы еще работаете?
— Архитектурная и интерьерная фотосъемка во всех ее проявлениях, городской и природный пейзаж. Последним занимаюсь любительски.
— Почему, по вашему мнению, ваш снимок занял призовое место?
— Почему он победил — судить, конечно, не мне. Но вот почему я его отправил на конкурс — он мог удивить. Вообще, каждый хороший снимок должен удивлять, показывать зрителю что-то такое, чего тот не видел собственными глазами. Зачастую по этой причине во многие мои снимки сложно поверить, меня иногда обвиняют в использовании фотошопа и коллажировании — человек склонен отрицать существование того, что не видел сам.
— Как бы вы могли описать свой авторский стиль?
— Я люблю технически качественные, понятные, яркие снимки. Еще люблю телевики, что, впрочем, не относится к победившему на конкурсе фото, которое снято широкоугольником.
— Чем отличается фотография архитектуры и интерьеров от других направлений? Какие у нее особенности?
— Фотография архитектуры во многом схожа с фотографией пейзажей — это зачастую работа в одиночестве, готовность вставать очень рано, чтобы поймать рассвет, необходимость быть всегда начеку в условиях переменчивой погоды и освещения. Фотография интерьеров больше похожа на студийную съемку — она более понятна и рутинна, хотя и в ней можно находить творческие моменты.
— Насколько важно в вашей работе обладание дизайнерскими навыками?
— Общее понимание работы дизайнера необходимо фотографу как минимум для того, чтобы общаться с коллегами на одном языке. Но я не сказал бы, что, не являясь дипломированным дизайнером, страдаю от отсутствия каких-то углубленных навыков в этой области — весь тот багаж, который необходим, можно почерпнуть самому из Интернета.
— На ваш взгляд, есть ли какая-то общая тенденция в дизайне современных интерьеров, которую вы для себя отмечаете?
— Это слишком длинный вопрос, чтобы отвечать на него в рамках одного интервью. Дизайн интерьеров, как и тренды в одежде, фотографии, живописи, постоянно меняется. Если говорить об интерьерах класса люкс, с которыми зачастую приходится работать, то сейчас идет курс на лаконизм. Уже не в моде вензеля и позолота, дорого — не значит пошло.
— Что зачастую вы стремитесь показать в фотографии — фактуру, характер, цвет, форму?
— Собственно, все перечисленное — фактура, цвет, форма — это и есть составляющие фотографии, поэтому при съемке нужно показать каждую из них. Я стремлюсь сделать картинку максимально реалистичной, чтобы у зрителя появилось ощущение присутствия в кадре.
— У вас есть любимая локация для съемки? Может, питерские крыши?
— Разумеется, питерские крыши, вдохновляющие меня на протяжении десяти лет, — это мое любимое место в городе. И хоть сейчас я уже не так болен увлечением забираться на всевозможные высокие объекты, иногда по работе приходится это делать. Вообще, вне зависимости от съемки я люблю безлюдные места, а крыши — просто одно из таких мест.
— У вас есть на примете какой-нибудь архитектурный объект, который вы мечтаете снять?
— Могу точно сказать, откуда я хотел бы пофотографировать, — я никогда не был на Петербургской телебашне, и хоть ракурсы и виды оттуда давно известны, все равно хочется увидеть город своими глазами с этого угла.
— Расскажите подробнее о вашем проекте Clearimages.ru.
— Clearimages, то есть «понятные картинки», «чистые картинки», — проект, появившийся очень лаконично и естественно. В определенный момент у меня накопился такой багаж опыта городской съемки, что я понял: надо обратить его на пользу девелоперам. Воспевать историческую архитектуру в своих фотографиях — это красиво и благородно, но Петербург активно строится, и игнорировать здания жилых комплексов и бизнес-центров, в которых мы с вами живем и работаем, — это неправильно. В противном случае их все равно кто-то сфотографирует, ведь реклама таким объектам всегда нужна, но сделает это менее качественно.
— Съемка интерьеров и архитектуры — это коммерческая выгода или большое место уделяется творчеству?
— В первую очередь это творчество. И именно благодаря такому нематериальному подходу возникает парадокс — удается держать одни из самых высоких цен на услуги в городе. Классический пример развития отношений с заказчиком: спросили, сколько стоит, показалось дорого. Обратились к другому исполнителю — снял чуть дешевле, но скучно. Снова звонят мне и просят переделать чью-то работу. Скупой платит дважды.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий