Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Ренессанс
Михаил Потапов: финалист 35AWARDS Черно-белое

Михаил Потапов: финалист 35AWARDS
Черно-белое

#портфолио
Михаил Потапов: финалист 35AWARDS
Черно-белое
24 августа 2018
Фото:Лаго-Наки. Адыгея

Продолжаем знакомство с авторами отмеченных жюри в конкурсе 35AWARDS работ. В номинации «Черно-белое» это Михаил Потапов.

— Михаил, в каких номинациях вы участвовали?

— Черно-белая, концептуальная, постановочная фотография, портрет. К сожалению, в названии категорий при загрузке стрит был указан как репортажная фотография, поэтому я не участвовал в этой номинации.

— Расскажите историю победившего снимка: при каких обстоятельствах он был сделан?

— История проста, в принципе, этот кадр и не планировался вовсе, все — стечение обстоятельств и небольшое везение. Были майские праздники, я приехал в Адыгею отдохнуть. Днем, добравшись до смотровой в районе КПП, вышел из машины и сделал первое, что делают только приехавшие, — посмотрел вниз. Те, кто там был, сейчас меня понимают. Буквально сразу я увидел силуэты всадников вдалеке. Понимая, что мой телеобъектив и камера лежат в багажнике, я быстро достал их. Всадники двигались довольно быстро, на фоне пожухлой травы они смотрелись бы не ярко выраженно, мне нужно было снять их на фоне снега, снять в красивой фазе. Будто понимая меня, всадники двинулись именно мимо карстовой воронки со снегом, серия кадров — и мне повезло.

Face off (Без лица). Ростов

— Какие приемы и методы обработки вы использовали?

— Мои приемы и методы просты: обработка начинается изначально в процессе съемки, до нажатия клавиши, главный объект должен быть выделен, например, контрастом, как в этом случае, а после ничего сверхъестественного. Добавлю, что долго сидеть и что-то крутить в фотографии не люблю, кадр должен быть готов сразу.

— В каких жанрах вы еще работаете?

— Для меня не важно название жанра, в кадре мне необходимо видеть настроение, решающий момент. Но если перечислить, то это стрит, концепт, (обезличенный) портрет. Наверно, так.

— Почему, по вашему мнению, ваш снимок занял призовое место?

— Все результаты конкурсов субъективны; почему этот, а не тот — никто не знает. На самом деле мой снимок достоин первого места, но, видимо, или судьи, или организаторы что-то напутали, так бывает.

Безликий портрет

— Как вы можете описать свой индивидуальный стиль? Расскажите, как он формировался?

— Поначалу я, конечно, пробовал многое, но тот же привычный портрет меня не цепляет — скучно, неинтересно, пусть это делают другие. Именно поэтому я не ограничился одним жанром — люблю непредсказуемость, никто не знает, что я сниму завтра. Часто повторяю одну фразу: «Я не снимаю эмоции, их должен почувствовать зритель». Принцип один — каждый мой кадр должен быть лучше предыдущего.

Три года назад, а именно в середине 2015-го, я как раз и задумался, что я буду снимать? Помню, как большинство говорило, что сейчас интересны только ню и портрет, нужно двигаться за счет этого. Но по причине того, что все утверждения я подвергаю сомнению, я поступил по-своему, понимая одно — моя фотография должна быть такой, чтобы ее можно было повесить на стену: в детском саду, школе, музее, кабинете президента. У моей фотографии не должно быть возрастного ограничения. За нее мне не должно быть стыдно ни перед кем, это важно!

Головоломка

— Еще одна ваша страсть — спорт. А он как-нибудь помогает вам в съемках? Вдохновляет?

— Спорт, конечно, помогает, и, думаю, не только мне. В жизни я не люблю расхлябанность и безответственность, в любом деле важна дисциплина. Я с детства занимаюсь борьбой дзюдо, это воля к победе, характер, интеллект. Почему нашего президента уважают во всем мире? Не потому что он бывший сотрудник спецслужб, а потому что он проявляет выдержку, характер, волю к победе, и все это дает дзюдо.

Диалог двух миров

— В одном интервью вы сказали: «Я коллекционирую моменты жизни». Вы ловите естественные моменты обычных людей или придумываете их?

— Я делаю и то и другое. Есть кадры, которые мне подарил случай, но их не так много, поэтому приходится придумывать; в большинстве своем я не готовлю снимок заранее, я не гений, многие кадры, которые мне дались, я придумал в процессе. Основная их задача — чтобы и я, и зритель поверили; никто не должен чувствовать присутствие фотографа, кадр должен выглядеть естественно.

— Расскажите подробнее о концепции «один человек в кадре».

— Большинство моих кадров грустные, но в них не тоска и страдание, а, я бы сказал, гордое одиночество. Видимо, это идет из детства: мне всегда было одиноко, независимо от того, окружает меня кто-то или нет, одиноко морально и интеллектуально. Поэтому часто в моих фотографиях вы видите одного человека и мир вокруг него.

Люди

— Ваши снимки рождаются в запланированных поездках или спонтанных путешествиях?

— Мои снимки рождаются налегке, без суеты, как подарок. В целом я люблю путешествовать, но не люблю планировать заранее.

— Как вы понимаете, когда к снимку нужно применить монохромный жанр?

— Чтобы снимок был цветным, цвет должен быть в кадре до нажатия кнопки затвора. А если цвета в кадре нет, то как его можно снять цветным?

— У вас есть какой-то свой ритуал перед ответственной съемкой или примета, в которую вы верите как фотограф?

— Не верю в приметы, и нет ритуала — воля к победе!

Момент

— Какой из проектов вы можете назвать самым значимым?

— Свой самый значимый проект я, надеюсь, еще не снял.

— У вас бывает состояние творческого кризиса? Если да, то как его побороть?

— Очень хороший вопрос! У меня сейчас такое состояние, и два года назад было подобное: не мог ничего родить, все, что снимал, было однотипно, имело одинаковые мотивы, полнейший примитив. Потом я как-то переродился, и пошли другие кадры, и мне они нравятся больше. В целом я сказал бы, что так называемый творческий кризис необходим, если вы хотите роста, вы должны его чувствовать; плохо, когда его нет, — скорее всего, вы стоите на месте. Перерывы важны в любом деле, вам нужно время, чтобы оценить то, что уже сделано.

— Что бы вы никогда не стали снимать?

— То, что не хочу, то, что мне не интересно и не важно, например, любую коммерцию. Я с удовольствием сниму чей-то жизненный момент, но за деньги — нет! Я не фотограф, я художник, это не объяснить.

Путник

— Какое самое важное событие для вас было в 2018 году?

— Первая половина года выдалась для меня насыщенной и урожайной, было много побед в международных конкурсах, что не может не радовать, мои работы участвовали в выставках, что тоже неплохо. Но все эти конкурсы проходят, выставки заканчиваются, а важен результат, то, на что вы работаете. Самым весомым событием для меня в этом году и признанием моих трудов стало то, что меня пригласили на должность профессионального куратора в команду 1x.com. Это крупнейшая онлайн-фотогалерея в мире, каждую работу в которой выбирают и публикуют профессиональные кураторы.

— По вашему мнению, сейчас, когда визуальная информация окружает нас со всех сторон, роль и сила воздействия отдельной фотографии изменились?

— Роль и сила воздействия на кого? Есть фотография не для всех, во всяком случае, не для тех, кто подвержен воздействию визуальной информации со всех сторон. Наверно, таким будет мой ответ.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Ренессанс
мамм
Первозданная Россия Январь