Фото:Андрей Павлов
Те, кто хоть раз наблюдал за муравейником, знают, что муравьи — такие же люди со своим укладом, порядками и обязанностями. Да и не зря же большие города называют «муравейниками». Однако негативный характер этого определения, несомненно, обидел бы муравьев. Особенно тех, которых снимает Андрей Павлов, показывая «людскую» сторону жизни этих крох. Он рассказал нам, как ему удается приручать неугомонных насекомых.
Андрей, расскажите, давно ли вы занимаетесь фотографией и как к вам пришло это увлечение?
Фотографировал всегда как чукча из анекдота («что вижу, про то и пою») — всё, что вокруг, всё, что дорого и интересно мне — друзей, экспедиции, дочка родилась, на рыбалку поехал... И всегда устраивало качество. Поснимав так 30 лет, решил учиться фотографии.
Сюжеты ваших работ довольно необычны. Как у вас появилась идея снимать муравьев и почему именно они − главные герои ваших фотографий?
Наверное, потому, что они вездесущие. В 2005 году отказал позвоночник. Я искал связи с внешним миром через фотоаппарат, а они — тут как тут: на моем дачном участке муравьиное царство, — несколько видов. В общем, мы подружились. Через пару лет я научился немного двигаться, но всё равно: стоило выйти с участка — упирался в муравейник, а что бы ни снимал — портрет ли, пейзаж ли — всё равно получались муравьи.
Каждый ваш снимок − целая история!
Играю в театр. Знаю, какие движения они смогут и захотят выполнить, и подсовываю им «очеловеченный» реквизит.
Все-таки насекомые − существа сезонные в плане активности. А чем вы обычно занимаетесь зимой?
На зиму меня вывозят в город, поэтому полгода я могу посвятить учёбе − свет, композиция, обработка, технические вопросы, ну и «муравьиная» литература.
Много ли времени приходится тратить, чтобы получить желаемую фотографию?
Непосредственно съёмка — в зависимости от сложности сюжета:
Как проходит подготовка? Или вам больше по душе импровизация?
Снимаю подготовленные сюжеты. Но часто во время установки света, декораций и «пристрелки» сцены артисты сами выдают блестящие импровизации.
Где проходит съемка? Есть ли у вас любимые места?
Любимое место − рабочая тропа рыжих лесных formica rufa в лесу возле дачи.
Какую технику вы используете? Каков Ваш стандартный технический набор для фотосессии?
Фотоаппарат − Panasonic G1 или G3 с нужным по сюжету объективом, макронасадка Raynox 250, миништатив, дистанционный спуск. Сценическое оборудование −
Как удается снять одновременно такое количество актёров в нужных позах?
Сложные сюжеты снимаю в технике мультиэкспозиции: серия снимков при фиксированных камере, сцене и свете, потом стопочкой в редактор, и на слоях протираю лучших «артистов» ластиком — работы на пару минут.
Бывает ли, что, думая о кадре, вы делаете несколько снимков, которые потом планируете склеить?
Бывает. Например, «запуск космонавта» снимался на синем фоне, чтобы потом вклеить луну и нарисовать звёздочки; облачка на заднике пока ещё получаются недостаточно убедительными — иногда вклеиваю. Коллажей у меня процентов десять от всех работ. Впрочем, моделировать вспышкой с масками градиентное солнышко на фоне уже научился, дойдёт дело и до облачков!
Насколько серьезно вы обрабатываете снимки в фоторедакторе?
Использую кривые, иногда тональный контраст — он придаёт мультяшность.
Есть ли что-то еще, кроме техники, что помогает вам реализовывать ваши задумки?
Друзья − великолепные артисты. Природа − на даче я могу хоть как-то ходить.
Для многих сегодня техника − синоним таланта. Как вы относитесь к этому?
Положительно! У взрослых мальчишек и девчонок должны быть красивые игрушки! К тому же огромное количество форумов, где меряются длиной объективов, позволяет быстро сориентироваться в технических вопросах.
Как, по-вашему, добиться качества каждой фотографии?
Учиться, учиться и учиться! ©
Есть ли у вас профессиональные секреты, и стоит ли, на ваш взгляд, делиться ими с другими людьми?
Личных изобретений и ноу-хау не имею, весь профессиональный арсенал для моих работ собран в Сети и не является секретом. Опытом делюсь легко.
Дайте какие-нибудь напутствия для читателей «Российского фото», пожалуйста!
Поскольку докой от фотографии себя не считаю, озвучу общеизвестную идею: Неравнодушие творит чудеса — чтобы создать нетленку, нужно влюбиться в Предмет!
Беседовала Александра Анискина
_______________________
Читайте также:
Азиатский вектор, направленный объективом на свадебные торжества.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий