В фокусе
Назад
События
Назад
Клуб
Назад
Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Nikon Cashback
Екатерина Зуева: «Главное — научиться читать фотокнигу»

Екатерина Зуева:
«Главное — научиться читать фотокнигу»

#портфолио
Екатерина Зуева:
«Главное — научиться читать фотокнигу»
24 апреля 2017
Фото: Юлия Борисова. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

12 мая в Москве стартует PHOTOBOOKFEST — первый в России фестиваль, посвященный фотокниге, который пройдет в Центре фотографии им. братьев Люмьер. О том, что происходит в фотокнижной индустрии, что такое фотовыставка в кармане и зачем фотокнига нужна автору и зрителю, журнал «Российское фото» поговорил с программным директором фестиваля, куратором выставочных проектов Екатериной Зуевой.

— Екатерина, здравствуйте! Что такое фотокнига сегодня, в эпоху цифровых технологий, какова ее функция?

— Здравствуйте, ответов на этот вопрос много, попробую сказать так: фотокнига — это уникальный объект, который необходим и автору, и зрителю. Им можно обладать, тактильно ощущать, взаимодействовать и сосуществовать с ним в одном пространстве — в этом его важность для зрителя. И это реально доступная (именно благодаря приходу цифровых технологий) возможность физического воплощения своего произведения, что важно для художника, работающего с фотографией.

Екатерина Зуева. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— В одной из своих лекций вы назвали фотокнигу «постцифровым печатным объектом». Поясните, пожалуйста, этот термин для наших читателей.

— Думаю, вопрос прежде всего в том, в чем заключается особенность постцифрового объекта. И видимо, речь о лекции, которую мне недавно посчастливилось провести в рамках фестиваля Fotovisa в Краснодаре.
Вот, например, кёльнский музей фотокниги приводит такую статистику: за последние 10–15 лет фотокниг в мире было издано больше, чем за весь прошлый век. Конечно, это связано с новыми технологиями, в том числе цифровыми, поколения которых сменяли друг друга стремительно — от цифровых фотокамер, качественной плоттерной печати, доступного софта для верстки и обработки изображений вплоть до сервисов по составлению и заказу собственной фотокниги в единичном экземпляре при помощи смартфона, с доставкой и оплатой по карте, или независимых онлайн-магазинов, которые специализируются на авторских книгах и тиражных принтах.
Так вот, фотограф/художник, который применил, переварил и зачастую осознал и интерпретировал эти технологии и создал печатный объект — фотокнигу, и есть автор, работающий в постцифровом поле.

Ирина Попова. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— PHOTOBOOKFEST — первый в России фестиваль фотокниг. Как вам кажется, почему в нашей стране он появился только в 2017 году, в то время как на Западе этот формат очень популярен? С чем, по-вашему, связано отсутствие интереса к фотокниге?

— Интерес есть, но он точечный, разрозненный. Кстати, первые крупные события, посвященные фотокниге, проходили в Петербурге и Екатеринбурге. И при подготовке фестиваля мы, конечно же, учли опыт коллег и постарались привлечь специалистов со всей страны.
Но в целом вы правы: по сравнению с Парижем, Лондоном, Веной или Нью-Йорком интерес и активность вокруг фотокниги у нас небольшие. Вопрос: а не связано ли это с состоянием фотографического профессионального сообщества в целом? Я говорю не только о самих фотографах или фотохудожниках. Нужны и музеи, закупающие фотографии и фотокниги в свои коллекции, и исследования, и критика, и арт-рынок (!), и государственная или частная поддержка в виде системы грантов, резиденций. И техническая доступность производства — как у нас дела обстоят с производством и разнообразием бумаги для полиграфии?..
Видите, я вам вопросом на вопрос отвечаю. Сложностей много, вот почему и фестиваль не сразу появился, но мы работаем над этим. PHOTOBOOKFEST в первую очередь и был задуман, чтобы поднять волну интереса и внимания к фотокниге во всех этих сферах.

Алена Жандарова. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— Вы заявляете, что миссия PHOTOBOOKFEST — открыть фотокнигу широкой аудитории. Решить этот вопрос планируете с помощью образовательной программы?

— Абсолютно верно! Образовательная программа — это ядро фестиваля, она очень плотная и дико интересная. У нас пройдут интенсивы для фотографов — мастер-классы по созданию фотокниг от Калина Крузе (Calin Kruse) и Антона Лепашова, творческая лаборатория от Питера Пуклуса (Peter Puklus), встречи с суперпрофессионалами индустрии: арт-директором издательства Aperture Лесли Мартин (Lesley A. Martine), редактором фотографической секции Thames and Hudson Эндрю Санигаром (Andrew Sanigar), редактором Yet Magazine Сальваторе Витале (Salvatore Vitale) и многими другими. В то же время запланировано много встреч с художниками и лекций для широкой аудитории: «Внеклассное чтение» от Яны Романовой, где можно будет научиться «читать» фотокнигу, лекции о фотографических изданиях 1930-х годов в СССР от Александра Лаврентьева и Елены Рымшиной, презентация мощнейшего труда — трехтомника «История европейской фотографии», изданного Центральноевропейским домом фотографии в Братиславе, и прочее, и прочее. Программа фестиваля уже есть на нашем сайте.

Наталья Балута, «Потом», 2014. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— Есть авторская фотокнига — это нишевая история. Есть альбомы крупных западных издательств. И есть любительские семейные и свадебные книги. У вас нет ощущения, что сейчас это три каких-то отдельных мира?

— Так же можно сказать, разводя руками, что вот есть военный репортаж, есть студийные фэшн-съемки, есть стрит-фотография или, скажем, концептуальная фотография, работающая в поле современного искусства. И даже если экспериментировать и все это смешивать, никто не говорит, что нет различий и нет каких-то своих миров в каждом из названных направлений. Да, есть авторская книга, дорогие coffee-table books от крупных издательств, корпоративные или семейные альбомы. Мне кажется, самое интересное происходит, когда одно пересекается с другим.

Артур Бондарь. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— В марте открылся прием заявок на конкурс книжных макетов, который проходит в рамках фестиваля. Много ли заявок вы получили? На что жюри будет обращать внимание в первую очередь?

— Заявок уже немало, авторы очень разные, и это здорово! Наиболее важным мне кажется то, что участие в конкурсе принимают фотографы разных стран и разных поколений (иногда даже сложнее сказать, что больше разделяет — километры или десятилетия). То есть мы видим, что конкурс получился не нишевым, он заинтересовал очень многих. PHOTOBOOKFEST показал, что у фотографов, пробующих себя в формате книги, настоящий «голод» — в нашей стране негде было показать свои книги и попробовать свои силы. Но мы, конечно, понимаем: добрая половина заявок придет в последние дни — с дедлайнами всегда так, — и готовимся к этому.

Жюри (а у конкурса просто царское жюри, да еще и двухступенчатое!) будет оценивать книги по всем возможным критериям. Во внимание примут как сам фотографический материал и концепцию проекта в целом, так и дизайн, типографику, техническое исполнение макета, выбранные материалы и структурное решение книги. Шорт-лист фестиваля, от 20 до 25 книг, определит жюри отборочного тура — Лариса Гринберг, Анастасия Богомолова, Надежда Шереметова, Дмитрий Мордвинцев, Александр Гронский и Алексей Оборин. Эти книги можно будет увидеть в выставочном блоке фестиваля с 12 по 28 мая. А уже победителей отберет жюри финального тура, наши гости из-за рубежа и участники образовательной программы — Лесли Мартин, Калин Крузе, Сальваторе Витале, Дельфин Бедель, Дитер Hойберт, Маттьё Шерон, Петер Пуклус, Эндрю Санигар и Евгений Березнер. С подобным составом жюри, как мне кажется, важна не только победа, но и сама возможность показать свою работу профессионалам такого уровня.

Наталья Балута. «Потом», 2014. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— Расскажите, пожалуйста, о самых ярких проектах в рамках выставочной программы.

— На фестивале будет несколько крупных выставок, которые мы уже анонсировали, и еще пара сюрпризов.
Выставка «Новый разворот» под кураторством Анастасии Богомоловой представит и подробно опишет, пожалуй, самые яркие проекты в сфере авторской фотокниги в России и СНГ за последние несколько лет. Проект очень необычный, в том числе и по экспозиционному решению: будет много инсталляций и расширений книг в выставочное пространство.

На днях мы получим книги для выставки «СССР строит социализм. Шедевры советской фотокниги 1930-х» из нескольких частных коллекций и библиотечных собраний, например, из отдела редких книг Научной библиотеки МГУ. Думаю, она тоже будет очень увлекательной.
А из сюрпризов самое интересное — финалисты кассельского конкурса макетов (Kassel Fotobookfestival Dummy Award). В этом году, в связи с Documenta , наши коллеги из Касселя устраивают гостевые показы и выезды, так сказать, на гастроли. Результаты конкурса будут объявлены в конце апреля на фестивале в Стамбуле, а сразу после этого отправятся в Москву. Так что интрига соблюдена, мы пока сами не знаем, что за книги к нам приедут, все зависит от решения жюри.

Другой сюрприз, который мы еще не анонсировали, — показ работы Handbook to the stars прекрасного венгерского художника и фотографа Питера Пуклуса. Эта инсталляция находится в собрании Ludwig Museum в Будапеште, так что нам выпала честь сотрудничать с таким замечательным музеем.

Икуру Куваджима. Фото представлено организаторами PHOTOBOOKFEST

— Как бы вы объяснили человеку, случайно попавшему на фестиваль, зачем ему нужна фотокнига?

— Ну что ж, объяснить можно по-разному. Можно сказать, что фотокнига — это целая выставка в кармане! Или же бумажное кино. Или уникальный, почти архитектурный объект со своими особенностями материалов и конструкции. Или, в конце концов, хорошая фотокнига ничем не уступает роману или томику стихов. Главное — научиться ее читать, и надеюсь, наш фестиваль поможет зрителю изучить фотографический эсперанто.

PHOTOBOOKFEST пройдет с 12 до 28 мая. До 25 апреля принимаются заявки на конкурс книжных макетов.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Nikon Cashback
Samyang