Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Совесть
Сергей Милицкий: «Без фотографии мне не дышится»

Сергей Милицкий:
«Без фотографии мне не дышится»

#портфолио #фотографы
Сергей Милицкий:
«Без фотографии мне не дышится»
15 мая 2013

Открыв для себя искусство фотографии еще в детстве, Сергей продолжает заниматься ею вот уже более сорока лет. Каким оборудованием и графическими редакторами он пользуется, какая съемка запомнилась ему больше всего, как он создал свой широко известный снимок «Дождь в Барселоне», — обо всем этом, и не только, Сергей рассказывает сегодня нашему журналу.

— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?

— В 1966 году, когда мне исполнилось десять лет, в подарок на день рождения я получил фотоаппарат «Смена-4», но впервые столкнулся с фотографией лет в пять-шесть. Отец моего товарища, бывшего старше меня на год, из достаточно большой кладовки создал фотолабораторию, в которую часто пускал и нас. Именно тогда я впервые попал в «красную комнату», прочувствовал запах химикатов, но главное — увидел, как на белом листе бумаге появляется изображение. И вот с тех пор где-то в глубине души у меня застряла заноза. Так что подарок на десятилетие был очень ожидаемым.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

Наверное, тогда же внутри сложилось понятие, что в фотографическом процессе, наряду со съемкой, существует такая важная часть, как получение самого снимка. Около тридцати пяти лет я снимал на пленку и всегда только сам обрабатывал ее и печатал фотоснимки. Уже учась в институте МАИ, я закрепил для себя эту вторую часть процесса, проработав около четырех лет на полставки фотолаборантом.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— Скорее всего, самостоятельно, хотя у меня была библиотека книг по фотографии, я изучал их, со школы был подписчиком журнала «Советское фото», прочитывал его практически полностью и с нетерпением ждал появления следующего номера. А в институте я узнал, что существует Заочный народный университет искусств. Я поступил в него, и моим преподавателем оказался сотрудник моего же вуза Юрий Евзерихин, сын известного фотографа Эммануила Евзерихина. Так что мое заочное обучение представляло скорее беседы о фотографии, когда мы встречались для обсуждения отснятого мной материала.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен?

— Сложный вопрос. Мне нравится окружающий мир, поэтому я не могу сказать, что ограничен каким-то одним любимым жанром. Наверное, лучше сказать, что посредством фотографии я пытаюсь поделиться тем, что волнует меня в этой жизни. Люблю снимать городские пейзажи, жанровые снимки с людьми, портреты, которые называю «репортажными». В студенческие годы, случайно попав на спектакль с фотоаппаратом, я полюбил театральную съемку, и даже стал в 2011 году лауреатом премии «Театрал» за театральный сезон 2010–2011 годов в номинации «Театральный фотограф». Погрузился в морские глубины с маской, восхитился подводными красотами, взял туда фотоаппарат — и полюбил съемку под водой. Однажды соединил фотографию и историю о ней — и родился целый цикл «История одной фотографии», который был напечатан в журнале «Фотодело».

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Оборудование — камеры, объективы — каких производителей вы используете?

— За сорок семь лет через мои руки прошло много фотокамер и объективов. Если попробовать вспомнить основные камеры, которыми я снимал продолжительное время, то это:

— пленочные: «Смена-4», «ФЭД-Атлас», «Зенит-ЕС», «Зенит-АМ», Praktica LTL3, «Любитель-2», «Ломо Компакт-Автомат», Canon EF-M, Canon EOS 50E;

— цифровые: Canon PowerShot Pro90 IS, Canon Digital IXUS 850 IS, Canon EOS D60, Canon EOS 5D, Canon EOS 5D Mark II, Sony Alpha NEX-5N.

Сегодняшний мой основной арсенал:

1. Камера Canon EOS 5D Mark II, объективы SIGMA AF 12–24 mm f/4.5—5.6, Soligor 19–35 mm f/3.5—4.5, Tamron SP AF 28–75 mm f/2.8, Canon EF 50 mm f/1.4 USM, CANON EF 70–300 mm f/4.5—5.6 DO IS USM.

2. Камера Sony Alpha NEX-5N, объективы Samyang 8 mm f/2.8 UMC Fish-eye, SEL-1855, SEL-55210.

Под водой в основном снимаю на Sony Alpha NEX-5N, раньше снимал на Canon Digital IXUS 850 IS. Иногда еще использую на Sony Alpha NEX-5N объективы от камер Canon и «Зенит» через переходники, а МС Зенитар 16/2.8 «Рыбий глаз» использую как на Canon EOS 5D Mark II, так и на Sony Alpha NEX-5N.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Чем вам нравятся объективы Samyang? Можете перечислить их достоинства, на ваш взгляд?

— Мой опыт работы с объективами Samyang, к сожалению, не очень большой. В моем распоряжении пока есть только один из них, Samyang 8 mm f/2.8 UMC Fish-eye. Но могу сказать точно: однажды попробовав им снимать, я просто влюбился в него. С этим объективом можно объять необъятное, показать привычное под необычным углом зрения. Великолепный рисунок, оригинальный взгляд на мир и резкость по всему полю кадра — вот его преимущества. Это находка для многих фотографов, которые хотят взглянуть на окружающий мир под совершенно иным углом. Можно также отметить очень качественную сборку, которая делает его неотличимым от «родных» японских объективов, и при этом демократичную цену для такого рода оборудования.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Расскажите, пожалуйста, о своем известнейшем кадре «Дождь в Барселоне». Как был сделан снимок?

— Наверное, это одна из самых моих известных работ в Интернете. Впервые я ее показал в июле 2006 года. Тогда в Барселоне мне повезло: в автобусе передо мной было панорамное стекло. Шел проливной дождь, автобус остановился на перекрестке. В какой-то мере за аналог можно взять мультиэкспозицию. Первый кадр снимался с наводкой на резкость по улице, второй — по стеклу автобуса. Затем проводилось наложение одного кадра на другой, но не в «Фотошопе». Спецэффектов как таковых не было, только два изображения и цвет. Вся сложность была именно в наложении одного изображения на другое.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

Использовал для наложения программу Photomatix. Снимал на светофоре, когда автобус стоял. На первом снимке делалась резкость на людей. Второй снимок делал сразу же, но автофокусом «цеплялся» за капли и потеки на стекле; разница в расстоянии и открытая диафрагма дали резкую картинку стекла и цветовые пятна, правда, узнаваемые, имеющие форму и границы, но люди здесь не имели значения.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

Уже сидя за компьютером, я предварительно проверил, насколько совпадают эти снимки между собой, наложив их слоями в «Фотошопе» один на другой, и после совмещения деталей провел кадрировку, отсекая лишнее. Потом фактически восстановил исходные снимки, но с новой кадрировкой. После этого оба снимка подверглись обработке в программе Photomatix. Результат превзошел ожидание, использование программы не по назначению привело к созданию довольно интересной работы. Позже эту технологию применяли другие фотографы, и какое-то время мне присылали варианты получающихся работ.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Вы много путешествуете. Какая страна запомнилась вам больше всего, и какая, на ваш взгляд, наиболее привлекательна для фотографа с точки зрения выбора сюжетов?

— Вы знаете, все страны интересны по-своему. Если говорить о городах, городских пейзажах, городских жанрах, то очень люблю старую Европу. Каждый город в ней по-своему интересен. Единственное, что меня всегда немного раздражает, это все большее засилье в городах машин. Может, поэтому мне нравятся города с узкими улочками, где машинам делать нечего. А когда на неделю попал в Венецию, я отдыхал душой, ведь там машины как транспорт не существуют. Возможно, это один из городов, близких мне по духу.

Из экзотических стран надолго запомнилась Шри-Ланка, ее центральная часть, богатая историей. Туда хочется вернуться.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Можете рассказать о самой необычной своей съемке?

— Интересный вопрос, и в то же время сложный. Фотоаппарат стал как бы частью меня, он практически все время со мной, в этом очень помог Sony Alpha NEX-5N. «Зеркалку» с собой в общем-то особо не потаскаешь, а системная камера весит мало и легко умещается в небольшую сумку. Конечно, по размерам это не «мыльница», которую можно засунуть и в задний карман брюк, но и не «зеркалка», как по весу, так и по габаритам.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

Ну, а по поводу необычной съемки — это, наверное, поездка на Байконур по заданию журнала «Новости космонавтики», когда мне удалось при съемке запуска космического корабля «Союз ТМ — 29» в 1999 году оказаться в восьмидесяти метрах от стартующей ракеты. Я испытал ощущение, которое передать нельзя, его надо прочувствовать.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?

— В том, что окружающий мир всегда чуден.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Наверное, преданность и любовь к фотографии. Это должно стать как воздух, как вода, без которых жить уже невозможно.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Что значит для вас фотография?

— Она — часть меня. В людях заложена способность самовыражения. Кто-то рисует, кто-то пишет стихи, прозу. Мне бывает жалко людей, которые так и не нашли в себе способность делиться своим сокровенным. Без фотографии мне не дышится полной грудью.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?

— Стараться найти себя. Не подражать, не становиться чьей-то тенью, а именно найти себя. А вообще фотографией надо «заболеть». Эта «болезнь» приносит много прекрасных моментов в жизни.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфии

— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— В 1988 году собрал свой первый компьютер.

Люблю кошек.

Каждый год стараюсь побывать на Одесском Привозе.

Счастливо женат.

Могу без конца смотреть фильмы Андрея Тарковского.

Сергей Милицкий, фотограф, фотогрфииОб авторе
Милицкий Сергей Васильевич.
Член Союза фотохудожников России с 2006 года.
Родился в 1956 году в Одессе.
В 1973 году окончил школу в Одессе.
В 1979 году окончил МАИ имени Серго Орджоникидзе. В процессе учебы в МАИ работал на полставки фотолаборантом и учился в ЗНУИ на фотоотделении у преподавателя Юрия Эммануиловича Евзерихина.
В 1991 году окончил Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского (ныне Военная академия РВСН имени Петра Великого).
В 1999 году окончил Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС.
В 2001 году окончил Международную академию оценки и консалтинга.
С 1979 по 1998 годы служил в Советской (Российской) армии.
Фотографией начал заниматься в 1966 году, получив в подарок на день рождения фотоаппарат «Смена-4». Первые публикации в прессе были в студенческие годы, в дальнейшем печатался во многих газетах и журналах: «ФотоДело», «ПроФото», Digital Camera Photo&Video, «Дискавери», «Бизнес и Выставки», «Новости космонавтики», «Вестник ГЛОНАСС», «Русский пионер» и других.
В журнале «Фотодело» был цикл эссе «История одной фотографии».
Принимал участие в выставках.
Персональные выставки
1977–1978 годы — персональные выставки в МАИ и на Слете коммунарского движения СССР в Москве.
2010–2011 годы — персональная фотовыставка «Чехов в театре и книге» в Выставочном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, выставка фотографий Сергея Милицкого и изданий ВГБИЛ, организованная совместно с Международной чеховской лабораторией в Москве.
2011 год — персональная фотовыставка «Международная чеховская лаборатория в фотографиях Сергея Милицкого» в Деловом и культурном центре «Костино» в городе Королеве Московской области.
2011 год — лауреат XIV премии «Театрал» за театральный сезон 2010–2011 годов в номинации «Театральный фотограф». Церемония вручения премий проводилась в Центральном академическом театре Российской армии в Москве.
2012 год — персональная фотовыставка «Международная чеховская лаборатория в фотографиях Сергея Милицкого», организованная Театральным музеем имени А. А. Бахрушина в Доме-музее М. С. Щепкина в Москве.
Коллективные выставки:
1997 год — фотоконкурс «Славич-1997» в городе Переславле-Залесском. Награжден дипломом участника.
1997 год — выставка-фестиваль новой визуальной культуры «Фоком-97» в Доме художника в Москве. Награжден дипломом участника.
1998 год — фотоконкурс «Славич-1998» в городе Переславле-Залесском. Награжден дипломом участника.
1998 год — выставка-фестиваль новой визуальной культуры «Фоком-98» в Доме художника в Москве. Награжден дипломом участника.
2003 год — выставка Товарищества передвижных фотографических выставок «На широте пейзажа» в выставочном зале «Беляево» в Москве.
2004 год — выставка Товарищества передвижных фотографических выставок «Городская черта», организованная Объединением «Фотоцентр» Союза журналистов России в Москве.
2003–2004 годы — участник и призер выставок, организованных компанией «Фотопроарт» и Объединением «Фотоцентр» Союза журналистов России в Москве.
2004 год — фотоконкурс компании Sony и журнала Digital Camera Photo&Video, по итогам которого в рамках «Фотофорума-2004» состоялась фотовыставка. Награжден первым призом в разделе «Репортаж».
2004 год — выставка «Мир сквозь призму» в городе Дзержинске.
2006 год — выставка «Критерий» в Государственной галерее на Солянке в Москве.
2007 год — выставка «МировоЗЗрение», организованная Объединением «Фотоцентр» Союза журналистов России в Москве.
2009 год — фотоконкурс «Золотая Черепаха», по итогам которого состоялась выставка в Малом Манеже в Москве. Награжден дипломом участника.
2009 год — выставка «Город Блюз» в Государственном выставочном зале «Пересветов переулок» в Москве.
2009–2010 годы — призер фотоконкурса газеты «Известия» «Эйфелева башня глазами россиян» в Москве. Награжден специальным призом спонсора конкурса «Росбанка».
2010 год — выставка «Русь православная», организованная при поддержке Московского патриархата и Новосибирской епархии Русской православной церкви в городе Новосибирске.
2011 год — фотоконкурс, посвященный пятидесятилетию полета в космос Ю. А. Гагарина, в городе Королеве. Награжден почетной грамотой администрации города Королева за серию работ по теме «Прорыв в космос. Сделано в Королеве», занявшей третье место.
2011 год — Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура», организованная Международным интернет-порталом PhotoPodium.com и Российской академией художеств, по итогам которой состоялась выставка в Галерее искусств Зураба Церетели в Российской академии художеств в Москве. Награжден призом и благодарностью от Российской академии художеств.
2011 год — Международная фотовыставка «Православная Россия», организованная Международным интернет-порталом PhotoPodium.com в Объединении «Фотоцентр» Союза журналистов России в Москве.
2011 год — совместный фотоконкурс журнала «Русский пионер» и Центра фотографии имени братьев Люмьер. Награжден главным призом.
2012 год — выставка «Моя жизнь в натюрморте» в Москве.
Участник и призер многочисленных виртуальных выставок в Интернете.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Совесть
мамм