Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Olympus_pixel
Владимир Песня: "Победы в конкурсах не могут быть адекватным мерилом успеха"

Владимир Песня:
"Победы в конкурсах не могут быть адекватным мерилом успеха"

#портфолио #репортажная_фотография
Владимир Песня:
"Победы в конкурсах не могут быть адекватным мерилом успеха"
13 декабря 2016
Фото:Владимир Песня
Текст:Беседует: Наталья Драчинская

С фотокорреспондентом МИА Россия Сегодня​ Владимиром Песней мы встречаемся в небольшом кафе в центре Москвы. Владимир только что со съемки: делал репортаж о визите в Третьяковскую галерею 32-летней итальянки, Летиции Ренис — героини фотосерии Данило Гарсиа Ди Мео, получившего Гран-при Международного конкурса фотожурналистики им. Стенина в этом году. Настоящий профессионал, он просит немного подождать с началом интервью: сначала ему нужно отправить фотографии в редакцию. Пальцы летают по клавиатуре, взгляд сосредоточен, несколько минут на отбор и архивирование — и дело сделано. ​

— Владимир, расскажите, как у вас появилось желание стать профессиональным фотографом.

— Я достаточно поздно к этому пришел — в возрасте 30 лет. К этому моменту многие становятся уже мэтрами. Я был пишущим журналистом в газете «Спорт-экспресс». У нас работали прекрасные фотографы, блестящие мастера: Сергей Киврин, Андрей Голованов, Александр Вильф, Алексей Иванов, Александр Федоров и другие, всего около десяти фотографов. Мне очень нравилось, как они работают. Фотография тоже нравилась. И я, помимо моих основных обязанностей, взял на себя еще и задачу подбирать иллюстрации для материалов нашего отдела информации. А в какой-то момент не было свободного фотографа, который бы со мной пошел. И я сам сделал карточки, принес редактору, их напечатали. Правда, тогда я еще всерьез не думал становиться спортивным фотографом: просто был большой интерес к спортивной фотографии как к чему-то новому. А окончательно я понял, что это все-таки мой путь, в командировке на Кубу в 2000 году. Я поехал туда на волейбольные соревнования вместе с Сергеем Кивриным. Гавана очень фотогеничный город: много солнца, много света, сюжетов. Я поехал туда как пишущий журналист, но повсюду ходил по пятам за Кивриным, со мной была камера, я много снимал.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 10 июня 2016, Сен-Дени, Франция. Авиашоу на церемонии открытия чемпионата Европы по футболу.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 23 сентября 2015, Токио, Япония. Фрагмент матча Кубка мира по волейболу между командами Японии и России.

Владимир Песня. 13 сентября 2013, Берлин, Германия. Фрагмент полуфинального матча чемпионата Европы по волейболу между командами России и Сербии.

— Какие у вас остались впечатления от самых первых спортивных съемок?

— Некоторое время я совмещал обязанности пишущего и снимающего журналиста. И в этом была сложность, потому что эти два журналиста думают и смотрят на событие по-разному. Одно дело, когда тебе нужно описать происходящее словами, и совсем другое — когда тебе надо описать его визуально. Разные полушария мозга работают. Около 4-х лет продолжался такой переходный период. И потом я полностью переквалифицировался в фотографа и пошел работать в агентство «Эпсилон» к Олегу Никишину. Там я прошел очень мощную фотографическую школу.

Владимир Песня/РИА «Новости». 10 ноября 2012, Москва, Россия. Нелли Жиганшина и Александр Гажи (Германия) выступают с произвольной программой в танцах на льду на четвёртом этапе Гран-при по фигурному катанию.

Владимир Песня. 7 декабря 2012, Сочи, Россия. Кавагути Юко и Александр Смирнов (Россия) выступают с короткой программой в парном катании в финале Гран-при по фигурному катанию.

— Чем тяжела и в чем требовательна спортивная фотография?

— В первую очередь спортивная фотография требовательна к техническим возможностям камеры, потому что условия съемки очень сложные. Все идеи для новшеств фототехники идут из мира спорта. И неслучайно премьеры камер топового уровня приурочены к крупным спортивным соревнованиям, например, к чемпионату мира по футболу или Олимпийским играм, чтобы камеры были испытаны на таких вот полигонах.

Доступ к предмету съемки, а точнее, его ограниченность, — это усложняет жизнь фотографа спорта. С каждым годом спорт все больше подчиняется интересам телевидения. До 1970-х годов на съемках футбольного матча фотограф мог стоять у штанги ворот. Сейчас, конечно, такого нет. Физически организаторы не могут предоставить место всем желающим, поэтому доступ к съемке получают не все. А с ограничением доступа уменьшается вероятность проявить себя как фотографа высокого класса.

В сложных световых условиях, при ограниченном доступе фотографу нужно придумывать, как бы так извернуться, чтобы снять хорошую фотографию, да еще чтобы она отличалась от других.

Владимир Песня/Спорт день за днём. 17 октября 2007, Москва, Россия. Нападающий сборной России Роман Павлюченко радуется забитому мячу в отборочном матче чемпионата Европы против команды Англии.

Владимир Песня/РИА «Новости». 6 февраля 2014, Сочи, Россия. Тренировка сборной Кореи по шорт-треку на XXIIОлимпийских играх.

Владимир Песня/Epsilon. 5 марта 2006, Московская область, Россия.
Штурм снежной крепости на
Бакшевской масленице.

— Что можете сказать о современной спортивной фотожурналистике? Какая она?

— Если одним словом охарактеризовать, то это скорость. Все становится быстрее, жизнь становится быстрее, темп все время растет. Не знаю, к чему все это приведет. Соответственно, и фотожурналистика ускоряется. Моя фотография, пройдя руки редактора, может оказаться на сайте агентства через 45 секунд после нажатия на кнопку спуска. Сейчас невозможно представить, что на важном событии есть возможность не спеша разобрать съемку, спокойно выбрать лучшее.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 8 сентября 2016. Новогорск, Россия. Степанида Артахинова стреляет из блочного лука на всероссийских паралимпийских соревнованиях.

Владимир Песня/РИА «Новости». 25 сентября 2013, Гданьск, Польша. Фрагмент матча чемпионата Европы по волейболу между командами Германии и Болгарии.
.

Владимир Песня/РИА «Новости». 9 марта 2013, Дебрецен, Венгрия. Мари-Эве Дроле (Канада), Йорин Тер Морс (Нидерланды) и Арианна Фонтана (Италия) финишируют во втором раунде забегов на 500 метров на чемпионате мира по шорт-треку.

— Как бы вы определили состояние российской фотожурналистики по сравнению с мировой?

— Ситуация сложная. С одной стороны, у нас несколько десятков мастеров высочайшего уровня даже по мировым меркам: все фотографы МИА «Россия сегодня», все фотографы ТАСС и не только. Если составлять список, то получится не менее 100 фамилий — снимки каждого из них украсили бы любое западное агентство, любую западную газету. С другой стороны, потребитель журналистики у нас в России имеет свою специфику: он ленив, редко когда подвергает сомнению информацию в СМИ. Безусловно, есть небольшое количество людей, которые анализируют представленные в медиа материалы, применяют критический подход, но их мало. А фотожурналистика работает на большинство, «обслуживает» массовый спрос, а не ведет за собой.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 27 июня 2016, Ницца, Франция. Игрок сборной Исландии Арон Эйнар Гуннарсон радуется победе над командой Англии в 1/8 финала чемпионата Европы по футболу.​

— Как изменить эту ситуацию к лучшему? Кто должен приложить к этому усилия — СМИ или потребители информации?

— Первый шаг должны сделать СМИ, конечно. Но одних усилий журналистов, даже если все сразу станут работать на высоком уровне, все равно не хватит. Потому что воспитывать потребителя надо с детского сада, со школы. Нам сильно мешает еще и то, что визуальная культура у нас в целом слабее, чем в европейских странах. Так исторически сложилось, несмотря на наличие большого количества талантливых художников, фотографов. Культурные потребности большей части населения, увы, не на высоте. Поэтому в целом наша фотожурналистика сейчас не на ведущих позициях.

Владимир Песня/РИА «Новости». 18 августа 2011, Варшава, Польша. Болельщики клуба «Легия» поддерживают команду в матче отборочного раунда плей-офф Лиги Европы УЕФА против московского «Спартака».

— Нет ощущения, что точка невозврата уже пройдена? Что невозможно объединить ленивое большинство с прогрессивным меньшинством и повысить уровень культуры восприятия?

— Если бы у меня было такое ощущение, я бы находился сейчас где-нибудь в другой стране. Я считаю, что все еще можно поправить, и на своем месте стараюсь способствовать этому процессу.

Владимир Песня. 10 ноября 2013, Токио, Япония. Танцевальный дуэт Майя Шибутани и Алекс Шибутани (США) участвуют в показательных выступлениях на четвёртом этапе Гран-при по фигурному катанию.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 13 июня 2016, Сен-Дени, Франция. Шведский болельщик на трибуне перед началом матча чемпионата Европы по футболу между командами Швеции и Ирландии.

Владимир Песня/РИА «Новости». 29 сентября 2013, Копенгаген, Дания.
Игрок сборной России Дмитрий Мусэрский в финальном матче чемпионата Европы по
волейболу против команды Италии.

— Расскажите, пожалуйста, как была снята серия работ о хоккеистах нижегородской глубинки.

— Я давно был знаком с Дмитрием Крюковым, он работал вместе со мной в «Спорт-экспрессе». Дмитрий — один из идеологов Клуба транспортных путешественников, а еще он увлекается темой народного хоккея. И про Ветлугу именно он написал статью, которая меня очень заинтересовала. Мне захотелось съездить туда и снять репортаж про этих людей. Естественно, ни про какие конкурсы я тогда не думал. Просто меня заинтересовала эта команда, эти люди. Я объяснил все это на работе, отпросился в командировку, меня отпустили. Два дня я провел в Ветлуге. Но эти дни были насыщенными, как две недели. Люди там очень открытые, располагают к себе, то есть не было никакой притирки: сходу, практически с первых кадров, я почувствовал, что материал идет. И снимал там не только игру на льду, но и домой к хоккеистам ходил, в пожарную часть, в школу, которую вратарь тогда заканчивал. В крупных городах тоже есть любительские хоккейные клубы, но там у людей много других интересов. А для ветлужан хоккей — это все, это очень значимая часть жизни, на него они сбережения свои тратят, ради него они на многое готовы.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 19 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Игроки сидят на скамейке запасных во время матча между юниорскими любительскими командами города Ветлуга и посёлка Шаранга.​

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 19 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Фрагмент матча между юниорскими любительскими командами города Ветлуга и посёлка Шаранга.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 19 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Фрагмент матча между юниорскими любительскими командами города Ветлуга и посёлка Шаранга.

— Почему серия получилась черно-белой?

— Это в первую очередь техническое решение — очень разные условия по свету и цвету в кадрах. Это сделано для того, чтобы серия была стилистически единой.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 19 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Капитан хоккейного клуба «Ветлуга» Александр Смирнов (справа) в перерыве матча любительского первенства северных районов Нижегородской области против команды посёлка Тоншаево.

— Удивила ли вас победа в World Press Photo?

— Удивила, да. Хотя я не буду скромничать, серия мне самому нравится. Я когда ее снимал, уже чувствовал, что она получается. Я отправил ее на конкурс, но не думал о победе. Обычно такого рода фотографии в этом конкурсе не имеют шанса на победу, если говорить о трендах World Press Photo. Чаще всего в категории «спорт» выигрывали фотографии, на которых были показаны предельные моменты, драматические падения. В этом году по этому принципу судили только одиночную фотографию. А в сериях жюри интересовал именно рассказ, нарратив, умение фотографа подать историю.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 19 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Играющий тренер хоккейного клуба «Ветлуга» Евгений Соловьёв чистит ледовую площадку от снега перед началом матчей.

— World Press Photo — не единственная ваша награда. Для вас важны победы в конкурсах, общественное признание?

— Нельзя сказать, что победы не важны — это очень приятно. Но победы не могут быть адекватным мерилом успеха и ценности фотографа, особенно фотожурналиста. Здесь важнее признание фотографов в профессиональной среде. В свое время хорошо сказал Сергей Максимишин: «Успешный фотограф — тот, кого знают сто бильд-редакторов ведущих изданий мира». Вот такого успеха я еще не достиг.

Конкурсы способствуют этому. Всегда надо учитывать, что итоги конкурсов, хоть это и твоя заслуга и твоя работа, в большой степени определяются стечением обстоятельств: жюри такое подобралось, у них было определенное настроение, определенное видение в этом году, они вот так решили. Это совсем не значит, что я сразу стал лучшим фотографом России. Это смешно, потому что лучших фотографов России — человек сто, как я уже говорил. И у многих регалий и заслуг больше, есть и те, кто не амбициозен, не участвует в конкурсах, но уровень работы у них запредельный.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 17 апреля 2015, Токио, Япония. Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон (Франция) выступают с произвольной программой в танцах на льду на командном чемпионате мира по фигурному катанию.​

— Ваша работа предполагает ненормированный рабочий график — как вы совмещаете ее с семьей?

— Тяжело. Но мне повезло с семьей, с женой, которая понимает все сложности моей работы и берет на себя большую часть забот по дому, о детях. Естественно, я по возможности тоже участвую, но львиная доля домашних дел лежит на супруге. При том что она тоже работает. У нее два высших образования — экономический и юридический факультеты МГУ, работает в финансовом консалтинге. И она фактически спасает все, за что я ей очень благодарен.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 16 октября 2014, Севастополь, Россия. Территория одного из севастопольских домов ребёнка.

— Как считаете, вИдение дается фотографу свыше или развивается собственными силами?

— И так, и так. Нам каждому многое дается при рождении. А вот дальше начинает работать наше окружение, а потом уже и мы сами. Как пример могу привести музыкальный слух. В детстве считалось, что у меня нет слуха. Но в 13 лет я захотел играть на фортепиано — и заиграл. И не только на нем, но и на других музыкальных инструментах. Я пошел от ума и выработал для себя систему: сначала я слушал музыку, потом я смотрел в ноты и пытался все это в себе совместить. И я стал слышать. Так же и с фотографией. Глаза нам даны, мозг у нас тоже есть, а дальше надо уже развивать. Но, как я считаю, как многие считают, развитие в фотографии невозможно без комплексного развития личности, причем не только с помощью книг, музыки, кино, но и математики, физики, астрономии и так далее. Комплексное развитие ведет к хорошим результатам в фотографии.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 7 октября 2015, Иркутск, Россия. Воспитанник детского дома.

— Что для вас критерий хорошей фотографии?

— К разной фотографии, к художественной или документальной, я применяю разные критерии. В документальной фотографии это правда. При этом фотография может быть даже постановочной, мы же снимаем портреты, но она не должна врать. Если фотограф честен, когда делает фотографию, это передается зрителю, это чувствуется. Еще один критерий — мастерство. Да, можно случайно сделать шедевральную фотографию. Но возникает проблема повторяемости. Профессионал никогда не снимет фотографию ниже своего уровня. Это два основных критерия — честность и мастерство. А далее — это уже прикладные критерии. В спортивной фотографии, например, важно, чтобы кадр выражал суть этого вида спорта.

Владимир Песня/РИА «Новости». 30 августа 2013, Киев, Украина. Ксения Мустафаева (Франция) выступает с лентой в финале индивидуального многоборья на чемпионате мира по художественной гимнастике.

— Что бы вы посоветовали молодому фотографу, который хочет сделать карьеру в спортивной фотожурналистике?

— Первое, что нужно понимать, — это то, что спортивной фотожурналистикой не заработать на хорошую машину и квартиру. Зарабатывать придется другими способами. Нужно очень любить свое дело, дышать им, думать спортивными кадрами. Лучше узнавать предмет съемки, не полагаться на скорость реакции, а думать — до, во время и после съемки. Возможностей сейчас много, несмотря на то, что рынок у нас схлопнувшийся, и мест в традиционных СМИ практически нет. И если нет возможностей устроиться в традиционные СМИ, можно искать варианты работы в электронных СМИ, использовать краудфандинговые платформы для поиска финансирования своих проектов, двигать «стариков» с разных сторон.

Владимир Песня. 14 мая 2013, Новогорск, Россия. Член сборной России по шорт-треку Виктор Ан готовится к сезону в учебно-тренировочном центре «Новогорск».

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 18 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Вратарь хоккейного клуба «Ветлуга» Михаил Чукино собирается на тренировку.

Владимир Песня/МИА «Россия сегодня». 18 февраля 2015, Ветлуга, Россия. Тренировка хоккейного клуба «Ветлуга».

— Вы являетесь фотографом программы «Поезд надежды», которая была придумана для того, чтобы ребята из детских домов находили свои семьи. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

— Программа организована журналистами «Радио России». Основная ее цель — не только в непосредственном усыновлении конкретных детей, за которыми приезжает поезд. Да, усыновление в конечном итоге происходит. Но главная цель — встряска региона в плане усыновлений. Представьте, в регион приезжает поезд, в котором врачи, психологи, журналисты, будущие родители. И начинается бурная деятельность внутри региона: местные СМИ освещают прибытие поезда, его работу. Интересно, что один из критериев отбора будущих родителей — их открытость и желание общаться в том числе со СМИ. Им так и говорят: это не благотворительность, это ваша работа, вы едете за своим счастьем, но вы должны общаться со СМИ, чтобы как можно больше людей узнали о проекте. И в результате в самом регионе увеличивается процент усыновлений — вот она конечная цель.

В программе я оказался благодаря жене. Когда мы сами задумывались об усыновлении, на тот момент у нас уже было двое детей, дочка и сын, жена общалась на разных мамских форумах и через знакомых узнала о «Поезде надежды». Мы написали письмо о нашей семье, о том, что мы хотим усыновить мальчика, и нас выбрали из нескольких кандидатов. Мы поехали в Новосибирск, познакомились с нашим сыном. Через месяц, после того, как все бумажные вопросы были решены, мы его забрали.

Мне очень понравились люди, которые ведут этот проект, как они выстраивают работу с родителями. И я решил сделать репортаж о «Поезде надежды» — тогда я уже работал в информационном агентстве. Договорился и поехал с «Поездом надежды» снова, уже как фотограф РИА «Новости». Мы еще ближе сошлись, я уже не только снимал репортаж, но и помогал как волонтер. И меня стали звать во все последующие поездки — так я стал фотографом программы.

Владимир Песня. 8 октября 2015, Иркутск, Россия. Воспитанник дома ребёнка.

— В чем состоит ваша роль как фотографа программы?

— Я снимаю и репортаж о программе: как мы едем, как посещаем детские дома, как приезжают артисты, как дети уезжают. Также делаю фотографии для пополнения базы данных детей-сирот — снимаю портреты ребят. Фотография ребенка — это главное, что толкнет родителя пойти и посмотреть на него, главный спусковой крючок, который подвигнет родителя познакомиться с ребенком. Хорошая фотография очень важна, ее непросто сделать. Тяжело и физически в том числе. Бывает, надо несколько сотен детей сфотографировать. А бывают дети тяжелые, с разными диагнозами. И надо снять красиво, но при этом не наврать. Мы часто привлекаем местных фотографов в помощь, не только чтобы мне было полегче, но и чтобы после «Поезда надежды» это все продолжалось.

Владимир Песня/РИА «Новости». 21 марта 2012, Находка, Россия. Игорь, воспитанник детского дома.

— Есть ли какие-то сюжеты, которые вы бы хотели снять?

— Да, есть. Я уже работаю в этой области, но пока все достаточно разрозненное. Я пока не знаю, что это будет — фотография или мультимедиа. Это связано с проблемой усыновления. Как в сказках бывает — все заканчивается свадьбой. А что было дальше, никто не знает. Меня интересует вопрос, что происходит потом, после усыновления. Я сейчас уже несколько семей так снимаю: детей я снимал еще в детских домах, сейчас они в семьях. Проводить такие съемки непросто, учитывая специфику моей работы. Но это огромное счастье — видеть, как налаживается контакт между ребенком и родителем.

Владимир Песня. 11 августа 2013, Скурыгино, Россия. Мой сын Янек на даче.


Анкета. Об авторе.

Имя, фамилия, возраст: Владимир Песня, 46 лет

Сайт: http://visualrian.ru/ru/site/lightbox/7447/
Техника: Nikon D5, D4, D810 и парк объективов, Olympus OM-D E-M1 и парк объективов
Выставки, награды, достижения:
— World Press Photo-2016 — 1-е место в категории «Спорт»;
— Международный конкурс спортивной фотографии Sportfolio Festival-2016 — 2-е место в категории «Новость/Действие» (News/Action Category);
— Лауреат российских фотоконкурсов, среди которых — «Спортивная Россия», «Энергия побед», «Точка на карте» и премия Фонда развития фотожурналистики;
— Автор пяти выставок «Песня о спорте»;
— Персональные выставки в г. Челябинск, г. Ветлуга, г. Углич (в рамках X международного фестиваля «Фотопарад», 2016 г.);
— Серия уличных выставок «Легенды футбола» (2014) в разных городах России;
— Уличные выставки фотографов РИА «Новости» (2013-2014);
— Итоговая
выставка «Серебряной камеры»-2013;
— Выставка в Нанте «Россия за 25 дней», 2011;
— Выставка спортивной фотографии «Калокагатия» в галерее «Беляево», Москва, 2011;
— Выставка в Париже «Вечная Россия» и книга с тем же названием, фото внутри и на обложке, 2009;
— Волонтер программы усыновления «Поезд надежды».

Источник вдохновения: жизнь во всех ее проявлениях, мои внутренние ощущения.

Лучший совет: найти в себе интерес к фотографии, чтобы фотография приносила удовольствие.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Olympus_pixel
стенин
низовой футбол