Фото:Дмитрий Виноградов
Текст:Дмитрий Виноградов
Что такое подводная фотография? Страсть к познанию окружающего мира? Поиск интересных сюжетов для съемки? Риск? Подводный мир доступен лишь немногим, и, если бы не стремление путешествовать, изучать, а, главное, фотографировать под водой, не получилось бы тех редких снимков, благодаря которым мы можем увидеть этот мир – таинственный, бесконечный и прекрасный.
Пока наш дайв-бот «Аратта» (aratta.ua) скользит по волнам к намеченному месту погружения, мы разбираемся со снаряжением — «крутим» акваланги, стейджи (дополнительные баллоны), проверяем смеси, пристегиваем дополнительное снаряжение (буи, фонари, катушки и т.д.). На специальной программе в ноутбуке подсчитываем режимы декомпрессии. Первый дайв – ознакомительный, в первую очередь для фотографов. Нужно пристрелять интересные ракурсы, чтобы перед вторым дайвом поставить конкретную задачу моделям. Заодно тестируем снаряжение — все ли работает нормально, достаточно ли грузов, да и просто «разныриваемся». Времени на работу под водой очень мало — всего 20-25 минут. Поэтому камеры оставляем на борту. Время между погружениями тратим на обед, рассыщение от азота и обсуждение плана второго дайва. Модели получают четкую задачу и последовательность действий. К сожалению, не обошлось без «приключений». Из-за допущенной мной ошибки при проведении декомпрессионных процедур возникла резкая боль в левой руке, а сама рука приобрела характерную для кессонной болезни мраморную окраску. И вот тут мы в полной мере оценили такое несомненное достоинство «Аратты», как наличие барокамеры на борту! Уже через 10 минут я был «задавлен» на 18 метров и целый час под кислородом читал какой-то детектив, любезно оставленный в камере моим неизвестным предшественником. Огромное спасибо Светлане Матвейчук, которая занимается медобеспечением водолазных спусков и работ на «Аратте». Отдельное спасибо ей же, но уже как коку за отменную кормежку дюжины вечно голодных дайверов.
День следующий. На погружение я беру с собой камеру, но морские законы не обманешь. Камера под водой не хочет включаться (маленькая ошибка при сборке бокса), и первый дайв уходит на самое важное и полезное – пристрелку. Может именно поэтому второе погружение приносит такой приятный результат?
Есть несколько правил по съемке рэков, в частности, черноморских. В первую очередь сложно ждать хороших результатов при съемке «незнакомого» рэка (рэк —это затонувший корабль — от англ. wreck). Очень важно собрать как можно больше информации о нем до начала погружений. Очень важен первый дайв и время дня. Черноморские глубокие рэки (глубже 40 метров) лучше снимать в интервале с 12 до 14 часов дня. В остальное время там очень темно из-за того, что большая часть солнечных лучей отражается от поверхности и «теряется» в верхних слоях воды, напоминающих какой-то кисель из-за обилия микроорганизмов. Ниже 40 метров видимость — метров 20, но за это приходится расплачиваться: вода там редко прогревается выше 8-10 градусов тепла, потому погружение возможно только в «сухарях» (специальных сухих костюмах с одетым под них утеплителем), шлемах и толстых перчатках, затрудняющих работу с камерой.
Отдельный пункт — четкая согласованность с моделью. Времени мало, и вам придется забыть об осмотре затонувшего корабля и сосредоточиться только на процессе творчества, заранее обсудив места съемки, сигналы и общий план погружения. Еще один нюанс подводной фотографии в Черном море — это работа со вспышками. С тезисом подводных фотографов «под водой света много не бывает» действительно трудно поспорить. Но в условиях сумрака и достаточного количества микрочастиц в воде очень интересными могут быть кадры, сделанные вообще без применения вспышек. Экспозиция отрабатывается на нижних пределах, едва позволяющих избежать шевеленки в кадре, и подлаживается увеличением значения ISO. В этом случае в кадре начинает играть свет от подводных фонарей модели, благодаря которым могут получиться очень необычные снимки. И последнее – учитесь нырять. Чем выше ваша квалификация как дайвера, тем больших результатов вы сможете достигнуть как подводный фотограф.
«Цесаревич Алексей». Одно из самых красивых и загадочных затонувших судов Черного моря. Год постройки – 1904. Дата гибели – июнь 1916 года. Вероятная причина – подрыв на мине. На сегодняшний день неизвестен ни порт его приписки, ни финальная точка маршрута, что осложняет поиск дополнительной информации. Вероятно, судно шло из Одессы в Евпаторию или наоборот. Сильно заиленный и обмотанный старыми рыболовецкими сетями пароход с отсутствующей носовой частью покоится на глубине 53 метров в районе мыса Тарханкут.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий