Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
ThinkTank
По следам науки и фантастики: Art and Science в «Иностранке»

По следам науки и фантастики:
Art and Science в «Иностранке»

#репортажи
По следам науки и фантастики:
Art and Science в «Иностранке»
24 сентября 2020
Фото:Георгий Безбородов
Текст:Библиотека Иностранной литературы

11, 12 и 13 сентября в Библиотеке иностранной литературы прошел фестиваль науки и фантастики Art and Science. Фестиваль приехал в «Иностранку» из Мюнхена, где он проводится ежегодно с 2014-го года, и стал первым мероприятием в рамках проекта «Год Германии в России».

Ульрике Вюрц, заместитель директора Гёте-Института в Москве




За три дня фестиваля прошло 25 образовательных мероприятий (мастер-классы, научные слэмы, подиум-дискуссии и другие форматы), серия кинопоказов, digital- и аудио-визуальные перформансы, выставка интерактивных инсталляций и многое другое. В Библиотеку на фестиваль пришли почти 700 человек, а онлайн-трансляции мероприятий набрали больше 230 тысяч просмотров.

Все мероприятия были условно поделены на пять больших блоков: искусство, наука, литература, кино и музыка. Вспомним самые яркие и запоминающиеся моменты фестиваля в каждом из них.


Искусство

Экспозиция с работами современных художников была открыта на протяжении всех трех дней фестиваля. Большая часть представленных инсталляций была интерактивной — посетители могли взаимодействовать с работами.

«Reflections of OUBEY» Андрея Врадий позволила гостям узнать новое о себе — посмотреть на свои эмоции со стороны. Автор вдохновился творчеством художника OUBEY и решил узнать, что испытывают люди, рассматривая его произведения: отвращение, удивление, внимание, радость или другие чувства. После того, как камера считывает, а компьютер анализирует выражение лица человека, на экране появляется «карта» его психологического состояния — у каждого зрителя она уникальна




«Reflections of OUBEY» Андрея Врадий


«Эта интерактивная инсталляция — рефлексия на тему творчества OUBEY — визуализация эмоций. Человек смотрит 15-секундный ролик об искусстве этого художника, в это время специальная программа считывает его эмоции, а затем визуализирует их. Получается некая абстракция с элементами живописи и графики» — Андрей Врадий / Россия-Германия.

Интерактивная инсталляция «Synti» Влада Ткачука еще теснее взаимодействует со зрителями.

Интерактивная инсталляция «Synti» Влада Ткачука

«Наша инсталляция посвящена визуализации искусственного интеллекта. Мы делали ее с января этого года, она выставляется на постоянной экспозиции „Hi, human: портал в будущее“ в Центре современного искусства „Марс“. На фестивале нам было интересно получить обратную связь от людей, почувствовать, как они общаются с искусственным интеллектом — для него это тоже новые контакты, новые знакомства» — Влад Ткачук / Россия.

Помимо вышеперечисленных, на фестивале были представлены работы Василия Власова, Михаила Молочникова, Тамары Ивановой, Галины Мальцевой, Дарьи Коноваловой-Инфанте; интерактивные инсталляции «Nexus» Платона Инфантеи «Глаз Ангела» Константина Худякова, а также 360-инсталяция греческого художника Макиса Куриакополоса «UnNumbing» и VR-experience от немецкого проекта «Oubey Mindkiss».


Наука

На фестивале науки и фантастики не было ни одной минуты, свободной от образовательного процесса. Традиционные и необычные по формату лекции шли одна за другой, а в перерывах зрители могли «потрогать науку руками».

На первом этаже расположилась целая лаборатория. Сотрудник проекта «Tesla FX» проводил опыты по беспроводной передаче электричества, заставлял молнии играть «Имперский марш», помещал их в колбы с газом и даже разрешал почувствовать себя громовержцем — пострелять молниями из специального оружия. Добровольцы признавались, что удар молнией из такого оружия напоминает сильный щипок — не больно, но все-таки ощутимо.

«Я с большим интересом посмотрел опыты по физике, которые показывали на первом этаже. Эти опыты были построены на оптических эффектах, которые создаются с помощью так называемой катушки Тесла. Если над катушкой Тесла помещаются колбы, заполненные инертным газом, таким как аргон, ксенон, неон, то в этой колбе получаются очень интересные оптические эффекты, которые выглядят как молнии разных цветов» — Сергей Остроумов, гость фестиваля.

В Книжном клубе Библиотеки велись онлайн-трансляции экскурсий, научных слэмов, мастер-классов и воркшопов ученых и деятелей искусства из США, Германии, Греции, Швеции и других стран. В то же время в Научном зале проходили лекции и презентации таких спикеров, как кандидат химических наук Дарья Стрекалина, дизайнер Павел Борисовский, директор центра искусственного интеллекта МТС Аркадий Сандлер и другие.


Литература

Специально для фестиваля Библиотека иностранной литературы подготовила выставку книг о научной фантастике, а также серию лекций.

Дмитрий Злотницкий, бренд-менеджер направления «фантастика» Издательской группы Эксмо и импринта fanzon

Дмитрий Злотницкий, бренд-менеджер направления «фантастика» Издательской группы Эксмо и импринта fanzon, рассказал о новинках и трендах современной фантастики. В ходе встречи он упомянул как уже вышедшие книги: «Дети времени» Адриана Чайковски, цикл «Пространство» Джеймса Кори, «Билет в один конец» Саймона Мордена, «Опиумную Войну» Ребекки Куанг, так и премьеры осени: «Гидеон из Девятого Дома» Мьюир, «Адепт» Адама Пшехшты, «Падение» Нила Стивенсона, с которыми уже успел познакомиться.

«Интуитивная музыка, старое и новое: современные технологии и древнее начало». Олег Нестеров

Поэт Константин Кедров

Денис Бурчаков, врач-сомнолог

Поэт и философ Константин Кедров поведал о введенном им литературоведческом термине «метаметафора» и том, как homo sapiens («человек разумный») постепенно превращается в homo cosmos — «человек космический».

Врач-сомнолог, доцент кафедры эндокринологии Высшей Медицинской Школы Денис Бурчаков в своей лекции «Сон, творчество и фантастика» рассказал о том, как литераторы и художники «экспериментируют» со сновидениями.

«В большинстве источников информации тема сна раскрывается через призму повышения продуктивности и личной эффективности. Art and Science разрывает шаблоны, обнажая ранее незаметную связь между снами Толкина и содержанием его произведений, а также позволяет совершенно под другим углом взглянуть на психоделические сны всем с детства знакомого Винни-Пуха. После выступления спикера неизбежно появляется желание заново перечитать все книги и пересмотреть фильмы, в которых сон хотя бы косвенно влияет на сюжет и личности героев. И все-таки хочется верить, что однажды человек сможет больше узнать о том, что происходит с ним треть его жизни» — Данила Логачев, гость фестиваля.

Digital стратег и эксперт по технологиям дополненной и виртуальной реальности Иван Пузырев, Россия.

Интересные спикеры не оставили равнодушным никого


Детский круглый стол «Каким будет будущее?» Спикер — креативный директор медиагруппы «Красный квадрат» Уилфридо Дель Пино.


Кино

Кинопрограмму Art and Science открыл фильм Валдиса Пельша «COVID-19. Уроки идеального шторма». В создании фильма приняли участие биологи, химики, представители инновационных технологий, собранные вместе с одной целью — попытаться заглянуть в будущее — мир после COVID-19.

Кроме того, в рамках фестиваля была показана трилогия Андрея Коллерова «Space» и серия арт-фильмов Андрея Врадий «Mobile killers».


Музыка

Музыкант Алексей Борисов

Фестиваль завершился масштабным аудио-визуальным перформансом от Алексея Борисова и Никиты Цымбала. Черно-белые изображения на экране вызывали у зрителей гипнотический эффект, а шумовой аккомпанемент завораживал и пробуждал фантазию.

«То, что мы делаем на сцене, можно назвать подготовленной импровизацией. Перформанс называется „Sands of time“ — „Пески времени“. В его основе лежат видеозаготовки, которые Никита Цымбал снимал в Аравийской пустыне. С моей стороны — электроакустическая импровизация. Этот звуковой процесс называется „live electronic“: я в реальном времени микширую электромузыкальные инструменты» — музыкант и продюсер Алексей Борисов.


Закрытие фестиваля

Фестиваль завершился выступлением основательницы и директора Munich Science and Fiction Festival: Art and Science Ронит Вольф. В прямом эфире из Германии она рассказала об истории фестиваля, о мюнхенских традициях проведения и о привлеченных проектах, а также о том, как может дальше развиваться сотрудничество с Библиотекой.

Директор Munich Science and Fiction Festival: Art and Science Ронит Вольф


Партнеры фестиваля:
Гёте-Институт в Москве, Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, Российско-Германская внешнеторговая палата, Германский дом науки и инноваций в Москве, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Музей Цифрового Искусства Kunstkraftwerk, Bright Festival, Департамент по Культуре города Лейпцига и Департамент культуры города Москвы.

Фестиваль имеет долгую историю: с 2014 года он успешно проходит в Мюнхене, являясь единственным в своем роде фестивалем в Германии, который ежегодно организует научные и творческие проекты. С 2019 года штаб-квартирой Мюнхенской Ассоциации науки и фантастики: art and science является крупнейший музей Мюнхена — Немецкий музей достижений естественных наук и техники. В 2020 году фестиваль впервые проходит в Москве.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий