Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Совесть
«Батальонъ». Памяти Первой мировой войны: репортаж Влада Багно

«Батальонъ». Памяти Первой мировой войны:
репортаж Влада Багно

#репортажи
«Батальонъ». Памяти Первой мировой войны:
репортаж Влада Багно
26 февраля 2015
Фото:Влад Багно

Участник нашего клуба Влад Багно проявил желание, приложил усилия, добавил немного везения — и получил возможность поучаствовать в съемках фильма «Батальонъ» в качестве фотографа. Каково это — наблюдать процесс создания кино прямо на съемочной площадке, он рассказал в специальном интервью.


— Влад, добрый день. Расскажите, пожалуйста, как вы попали на съемки картины «Батальонъ»?

— Здравствуйте. Сперва почти случайно: совпали желание, настойчивость и везение. Съездил на съемочную площадку в Псковскую область, генеральному продюсеру и автору идеи фильма Игорю Угольникову понравились получившиеся фотографии, и мне предложили продолжить работу.

— На каких условиях с вашей стороны и со стороны создателей картины строилась работа? Например, какие обязательства вы как фотограф должны были выполнить? Предоставить определенное количество кадров создателю фильма?

— Дело не в количестве. Мне предоставили свободу действий, в итоге я фотографировал и актеров, исполняющих главные роли, и персонажей второго плана, и массовку. Хотя последнее — понятие относительное. Девушки из массовки на протяжении месяцев бегали, прыгали, ползали по грязи, по песку, в холод и дождь, с утра до вечера, а иногда и по ночам. И все это в шинелях и с тяжелыми винтовками.

— Насколько новой была для вас такая работа? Участвовали ли вы когда-нибудь в подобного рода мероприятиях?

— Именно на киносъемках я оказался впервые. По интересу и по масштабу эту работу я могу сравнить только с прошлым своим большим фотопроектом, когда за несколько месяцев посетил 14 заводов в России и один в Луганске, снимая простых рабочих у станка.

— А что это был за проект? Ваш собственный?

— Нет, это я совместно с «Трансмашхолдингом» снимал для их юбилейного фотоальбома.

— Одна из ваших работ, портрет М.Ароновой (главное фото) стало основой афиши фильма. Какие чувства испытываете? Наверняка приятно видеть на афише именно свою работу? Как был сделан этот портрет? Это постановочный снимок? И знали ли вы, что именно его используют для афиши?

— Конечно приятно видеть результат своего труда, воплощённый в афишу фильма. Портрет был сделан в перерыве между съёмками дублей. Актёры отдыхали и грелись чаем, мы с Евгением Тараном попросили Марию уделить пару минут, и я сделал этот снимок. Какой из снимков будет использован для создания афиши никто тогда не знал.

Мария очень здорово передавала нужные эмоции, поэтому фотография с ней получилась сразу такая, как я хотел, без дублей.

Кстати, для афиши была использована еще одна моя фотография:

— Потрясающе! А чем привлекла ваше внимание эта картина? Вы любите исторические фильмы?

— Люблю хорошие исторические фильмы. Эта картина привлекла меня, безусловно, темой — времена Первой мировой войны и революции, масштаб, интересный сюжет. Да и в целом хотелось посмотреть, как делают большое кино.

— В каких условиях проходили съемки? В какое время года снимался фильм и где?

— Основное, что запомнилось из погодных условий, — сильный холодный ветер практически во все дни, когда я был там, и грязь во время съемок боевых действий. Самая продолжительная часть работы над этими сценами проходила осенью в Псковской области. Почти постоянно лил дождь, мы работали в хорошей такой грязи, которая добавляла фактуру в кадре. Другая часть съемок проходила весной: в Санкт-Петербурге — на улицах, площадях и во дворцах, в Кронштадте — на большой песчаной косе у моря, в паровозном музее под открытым небом.

— Сколько примерно времени вы проводили на съемочной площадке?

— С утра до вечера, как и вся съемочная группа.

— Какой техникой вы пользовались при работе?

— Всё снимал своей Sony А99 с объективами Sony 24—70/2.8 и Minolta 80—200/2.8.

— Что преимущественно вы фотографировали: сцены самого фильма, рабочие моменты, репетиции, что-либо еще?

— Снимал актеров, репетиции перед дублями, иногда сам процесс.

Одна из сложностей состояла в том, что во время киносъемки сразу записывали звук, на площадке в это время должно быть тихо, поэтому приходилось брать себя в руки и просто смотреть на происходящее, не фотографируя. А для любого фотографа это пытка — видеть что-то интересное и не снимать. В какие-то моменты после кинодублей я просил актеров остаться на местах и фиксировал всё фотокамерой; большое им за это спасибо, так как было холодно и они после работы над сценой спешили укрыться теплой одеждой и грелись чаем. Но в некоторых сценах, когда в кадре было шумно, — во время стрельбы, взрывов — я, конечно, фотографировал.

— Кто еще из фотографов участвовал в съемках?

— Из основных, постоянных фотографов осенью окопную часть снимал Евгений Таран, а весной в Санкт-Петербурге — Артем Емельянов, оба из этого города. Также постоянно на съемках была Арина Юшенкова, она больше фотографировала рабочие моменты и съемочную группу.

— Расскажите о своих впечатлениях о создании картины. Фильм посвящен событиям Первой мировой войны. Насколько правдоподобно, на ваш взгляд, воссозданы образы героев, реквизит, обстановка? Было ли что-то, что вас удивило?

— На мой взгляд, колоссальную работу провели художники-постановщики и художники по костюмам — опытнейшие люди. По архивным документам, фотографиям изучались обстановка, детали, одежда. Я видел архивные кадры с немецкими и русскими окопами; на съемочной площадке для фильма было вырыто более двух километров окопов, совершенно совпадающих с теми, что изображены на старых фотографиях. Костюмы, военная форма — всё как настоящее, из тех лет. Даже оружие частично было подлинное, со времен Первой мировой войны — русские винтовки, немецкие ружья, пистолеты. Так, в фильме одна из героинь будет стрелять из пулемета, он настоящий, датский, и мне удалось сфотографировать этот момент. А удивило, что и пулемет, и другое оружие тех лет сохранилось в хорошем состоянии и работоспособное. Конечно, не всё оно настоящее; думаю, трудно найти подлинное оружие столетней давности для 200–300 человек в кадре, да и нужно ли это?

— Какой была атмосфера на съемках? Легко ли актеры «забывали» свои роли в перерывах на отдых?

— Атмосфера была разной в зависимости от разных факторов. Бывали крики, споры и напряжение, когда долго не удавалось снять какие-то дубли или из-за неподходящей погоды несколько сотен человек актеров и съемочной группы просто ждали, когда солнце закроется облаками, например; а бывали и легкие забавные моменты, когда травили анекдоты или режиссер по рации перешучивался с исполнителями. Актеров много, и у всех свой подход к съемкам и отдыху, нельзя сказать что-то общее про всех.

— Как воспринимали фотографов?

— Кажется, съемочная группа думала, что фотографы им мешают снимать кино, а те думали, что им мешают снимать фотографии (смеется). Поскольку это все-таки съемка кино, приходилось делать свою работу, по возможности не мешая съемочной группе выполнять свою работу.

— Как правило, на съемках каждой картины происходит что-либо любопытное. Было ли такое в данном случае? Поделитесь тайнами из первых уст?

— Во время работы в Кронштадте на длинном песчаном пляже шла подготовка к съемке массовой сцены, в кадре примерно 200 девушек в шинелях на полосе препятствий. И только приготовились работать, ждем тишины — вдруг прилетел с жужжанием автожир, такой полусамолет-полувертолет, а в нем два человека с интересом на всю нашу толпу смотрят с десятиметровой высоты. Потом улетели, мы приготовились снимать — а они развернулись и опять направились к нам. Им там интересно на нас смотреть, а у нас график и ожидающая съемок толпа народа. Автожир сделал еще один круг и только тогда улетел.

И еще как-то одна из главных героинь внезапно (и после слов режиссера не стрелять, когда рядом люди) выстрелила из винтовки, когда я сидел рядом и фотографировал. Заряд был холостой, но струя пороховых газов прошла рядом с ногой и уши заложило от звука выстрела. Надеюсь, что это был не заговор по отстрелу фотографов.

Также, вспоминается такой момент: в съёмке сцены принятия присяги принимали участие примерно 500 человек, основные актёры и массовка, — колоссальная сложная работа по руководству таким числом людей в кадре, много дублей, несколько дней съёмки. С каждым отдельно работали художники по костюмам, гримёры. Но в фильме принятие присяги батальоном занимает всего несколько минут.

— Сколько примерно фотографий у вас получилось в целом и сколько времени вы снимали? Насколько длительным оказался процесс отбора?

— Хотя обычно я стараюсь снимать немного, обдумывая каждый кадр, здесь в итоге получилось много фотографий, и при этом все разные, без особых повторов. Я ездил на съемочную площадку и жил там осенью и несколько раз весной. Много актеров, много разнообразных сцен, хотелось снять всё интересное, ничего не пропустить.

А некоторые кадры я до сих пор постепенно отбираю для дальнейшей обработки.

— Планируете ли вы принимать участие в фотосъемках подобных проектов в дальнейшем?

— Конечно, если представится такая возможность. Это очень интересно, и результатом я доволен.

— Вы посмотрите картину в прокате? Как вы думаете, сильно ли будет отличаться ваше восприятие фильма? Наверное, теперь вы будете скорее оценивать технические особенности его создания, нежели ход сюжетной линии?

— Фильм я уже посмотрел на предпремьерном показе. Было любопытно сравнить свой взгляд через объектив, свои фотографии с тем, что сделала съемочная группа. Очень многое в картину не вошло; думаю, что в телеверсии будет больше каких-то сцен, которые не попали в киноверсию.

Оценивал я фильм в совокупности — и сюжет, и игру, и технику исполнения. Творческий продукт, включая кинокартину, фотографию, нельзя оценивать лишь с одной стороны — только с технической точки зрения, например. С другой стороны, мое восприятие получившегося фильма наверняка отличается от восприятия зрителей и даже от восприятия людей, работавших над его созданием. Я видел, как снимают кино, и при этом смотрел на всё через камеру, с точки зрения фотографа, делая свое отдельное «фотокино», со своими представлениями о содержании кадра, его цветовой палитре. Можно сказать, что фотограф — сам себе режиссер, оператор, художник-постановщик, осветитель и монтажер.

— И последний вопрос: каково ваше отношение к современному российскому кинематографу, ваши любимые фильм, режиссер и актер?

— Мои любимые актеры и режиссеры остались в СССР. Это Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Я не говорю, что сейчас нет хороших актёров и режиссёров, но вы спросили про любимых. Из фильмов сразу вспоминаю «Белое солнце пустыни», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Берегись автомобиля», а также замечательные комедии Гайдая и Данелии. Трудно выделить что-то одно.

— Не думали об организации выставки фотографий, сделанных на киносъемках?

— И думаю и очень хочу. Фотографий много, тема серьёзная, 100-летний юбилей тех событий. Поэтому и выставку хочется провести достойно в хорошем месте и с хорошим оформлением. В одиночку с этим справиться сложно, но что-нибудь придумаю.

— Надеемся, что вам удастся реализовать эту идею. Благодарим за беседу и желаем новых интересных съемок!

— Спасибо!

Об авторе

Фотограф Влад Багно

Web-сайт: Facebook, http://500px.com/Senjor, Вконтакте

Выставки, награды, достижения: «Russie eternalle» (Париж, сентябрь 2010), «Лучшие фотографии России 2009» (Москва, февраль 2010), «Лучшие фотографии России 2010» (Москва, февраль 2011), «Фотофорум» — стенд Sony (Москва, апрель 2010 и 2011), некоторые другие выставки в Москве, Тамбове, Липецке, Твери.

Источник вдохновения: жизнь, свет.

Лучший совет: ищите в жизни хорошее, доброе и будьте честны с собой.

Прекрасные работы!
26.02.2015

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Совесть
мамм