Фото:Роберт Франк
В 1955 году молодой швейцарский фотограф Роберт Франк сел в подержанный Ford Business Coupe и отправился в путешествие по Америке. За два года он проехал 10 000 миль через 30 штатов и отснял 27 000 кадров. Никто не подозревал, что этот проект станет бомбой, которая взорвет мир фотографии.
Франк снимал не открыточные виды и не глянцевую рекламную Америку. Его интересовало то, что другие фотографы обычно пропускали: одинокие люди в барах, пустые автостоянки, скучающие подростки, бесконечные хайвеи. Он фотографировал в лифтах и туалетах, в дешевых кафе и на заправках — везде, где пульсировала настоящая американская жизнь.
Интересный факт: во время съемок Франка дважды арестовывала полиция. В Арканзасе его приняли за шпиона-коммуниста — кому еще придет в голову фотографировать заправочные станции? А в Миссисипи его задержали потому, что он, белый, разговаривал с чернокожими людьми.
Из 27 000 снимков в книгу «Американцы» вошли всего 83 фотографии. Но каждая из них била точно в цель. Вот ковбой, но не героический, а уставший и потрепанный. Вот американский флаг, но он закрывает лица людей на параде. Вот шикарный автомобиль, но в нем лежит мертвый человек — жертва аварии.
Когда книга вышла в 1958 году, критики были в ярости. Франка обвиняли в том, что он «ненавидит Америку», что его снимки «нечеткие, зернистые и кривые». Popular Photography написал, что фотографии выглядят так, «будто их снимал пьяный». Только со временем ему удалось убедить всех, что такие фото самые живые и естественные, а несовершенства техники съемки пошли им только на пользу.
Но молодые фотографы были в восторге. Франк показал, что можно снимать интуитивно, не следуя правилам композиции. Что важна не техническая безупречность, а эмоция и момент. Что фотография может быть личным высказыванием, а не только документом.
Джек Керуак, написавший предисловие к книге, сказал о Франке: «Он швейцарец, нетороплив, странен, он создал печальную поэму об Америке в фотографиях».
Сегодня «Американцы» считается одной из самых влиятельных фотокниг всех времен. Каждый снимок в ней — это маленькая история, которая говорит о большем. О одиночестве в толпе. О расовом неравенстве. О пустоте за фасадом американской мечты.
А еще эта книга — о смелости быть собой. О том, как один человек с камерой может изменить то, как мы видим мир вокруг. И о том, что иногда нужно быть готовым к тому, что твою работу сначала не примут, но это не значит, что ты не прав.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий