Российский цирк, для зарубежных зрителей, привыкших к сказочным образам французского или итальянского цирка, часто остается полным загадок. Да и, в целом, мало кто задумывается о том, что за яркими представлениями и эффектными трюками скрываются реальные истории, полные трудностей, жертв и неимоверных усилий. Фотограф Райнер Ридлер в своём цикле фотографий под названием «Русский цирк» (2004 г.) знакомит зрителей с разнообразными аспектами жизни артистов, от юных циркачей, находящихся на первых шагах своего пути, заканчивая заслуженными мастерами, чьи жизни уже много лет посвящены цирковому искусству.
Райнер Ридлер — австрийский фотограф, родился в 1968 году в Гмундене. С 1995 года путешествует по Восточной Европе и документирует мимолётные мгновения жизни простых людей. На его фотографиях из проекта «Русский цирк» можно увидеть клоунов, дрессировщиков, а также их преданных братьев меньших — животных, играющих ключевую роль на арене.
Ридлер представляет артистов в их привычной обстановке. Основная особенность проекта заключается в том, что фотограф не ограничивается привычными зрительскими местами, а заглядывает за кулисы.
Артисты показаны не только в их ярких костюмах и с улыбками на лицах, но и в моменты уединения, когда снимают грим и возвращаются к повседневной жизни. Мы видим обычных, уставших после рабочего дня людей, которые лишь полчаса назад развлекали зрителей. За гримом и эффектными трюками скрываются настоящие эмоции и человеческие переживания.
«Я очень любопытный человек,» — говорил он. — «С самого начала камера помогала мне открыть двери к интересным людям, местам и темам». И эта поездка с целью документирования жизни циркачей, не стала исключением.
Артисты, зачастую, живут на грани — между опасностью и искусством, между мечтой и реальностью. Нет середины. Они посвящают все свое время работе.
«Как медведь на проволоке».
Йенс Линдворски: «Тот, кто катается по Москве с медведем на заднем сиденье, не попадает в неприятности, по той простой причине, что никто не заинтересован в том, чтобы заводить проблемы с хищником. За пределами циркового кольца жизнь многих российских артистов гораздо более напряженная, чем у их соотечественников. Для того, чтобы начать цирковую карьеру, начинающий дрессировщик может купить на черном рынке тигра-подростка и отправиться с ним на выступления».
Фотограф убежден, что правильно воспринимать цирковое искусство как социальное явление, отражающее культуру и общество.
Интересно, что именно эта серия фотографий принесла Ридлеру славу.
И трансформировала его из фотожурналиста в концептуального художника.
Документальная фотография, с акцентом на человечность и искренность, вошла в мир искусства. И Ридлер одним из первых начал раздвигать границы этого жанра. Серия фотографий привлекла внимание зрителей со всего мира, благодаря чему они смогли взглянуть на цирковую жизнь под новым углом.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий