Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Обзор объектива Samyang Tilt-Shift 24 mm

Обзор объектива
Samyang Tilt-Shift 24 mm

#обзоры
Обзор объектива
Samyang Tilt-Shift 24 mm
11 сентября 2011
Фото:Александр Ефремов
Текст:Александр Ефремов

Объектив, о котором с осени 2012 года говорили фотографы и представители фотомагазинов, наконец в продаже. Нередки мнения, что такой объектив не нужен, что можно взять широкоугольник, например, 14 или 16 мм, а затем легко исправить перспективу в фотошопе. Тилт-шифт объективы имеют ручную фокусировку, работать ими неудобно. На самом деле результат, полученный широкоугольным объективом, а затем исправленный в фотошопе, сильно отличается как по передаче пространства, так и по форме объектов в кадре. Какая получается картинка со сдвигом (shift), или наклоном (tilt), или без перемещений, зачем нужны сдвиг и наклон — читайте дальше. А те, кто думает, что такой объектив им не нужен, могут дальше не читать.

Области применения тилт-шифт объектива:

  • съемка архитектуры без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка интерьеров без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка с большой глубиной резкости при малых значениях диафрагмы (открытая диафрагма);
  • съемка не только с большой глубиной резкости, но и, наоборот, имитация малой глубины резкости;
  • макросъемка с большой глубиной резкости;
  • панорамная съемка без поворота камеры;
  • съемка для конечного увеличения размера фотографии без интерполяции и поворота камеры при съемке.

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, сдвиг вниз
Сдвиг вниз

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, сдвиг вверх
Сдвиг вверх

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, наклон вниз
Наклон вниз

Характеристики

Сначала несколько слов о том, как устроен объектив Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC.
Samyang TS 24 mm представляет собой полнокадровый широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной фокусировкой. Главной особенностью объектива являются наклон плоскости фокусировки относительно плоскости матрицы или пленки и сдвиг оптической оси относительно центра кадра. Эти функции и называются tilt (наклон) и shift (сдвиг).

Оба механизма (shift) и (tilt) имеют плавную и независимую регулировку. Наклон оптической оси ± 8,5° и сдвиг ± 12 мм. Функции shift и tilt можно повернуть независимо друг от друга вокруг оптической оси на 90° (с шагом в 30°). Это самая важная конструкция этого объектива. В большинстве тилт-шифт объективов других фирм поворот и сдвиг происходят в направлениях под углом 90° друг к другу. А значит, невозможно пользоваться обеими функциями, когда необходимо исправить перспективу и получить резкий передний план, например, при горизонтальном кадре. Обратите внимание, что многие модели объективов Canon и Nikon имеют только одну ось поворота.

Объектив выпускается с креплением Canon EF, EF-S, Sony A/Minolta A, Nikon F (FX, DX) и Pentax K. Резьба под светофильтр составляет 82 мм. И два слова об оптической конструкции: все компоненты объектива имеют многослойное просветление UMC. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 11 группах с двумя асферическими элементами и двумя компонентами из мелкодисперсионного ED-стекла. Объектив оснащен шкалой глубины резкости, которая расположена рядом со шкалой расстояний. Минимальная дистанция съемки составляет около 20 см.

Посмотреть анимацию сдвига, наклона, поворота.

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, объектив, наклон и сдвиг вверх одновременно
Наклон и сдвиг вверх одновременно

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, объектив, широкоугольник
Общий вид объектива

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, объектив, широкоугольник
Общий вид объектива

Искажения

Дисторсия, к сожалению, присуща всем широкоугольным объективам в той или иной степени. Как показало сравнение, у Samyang T-S 24 mm дисторсия несколько меньше, чем у аналогичного объектива Canon, но немного больше, чем у Nikkor. Сдвиг объектива практически не оказывает влияния на уровень дисторсии.

Хроматические аберрации очень малы, что является отличным показателем для объектива короткого фокусного расстояния с большой кроющей способностью. При этом данный вид аберраций автоматически исправляется в Capture One 7.х, или модуле Adobe Camera RAW 7.х (Photoshop CS6), или в Lightroom'е версий 4 или 5 (Lens Correction — Remove Chromatic Aberration).

adobe camera raw adobe lightroom
Исправление хроматических аберраций в Adobe Camera RAW 7.х (8.х) и Lightroom 4 (5)

Несмотря на то, что сдвиг или наклон немного усиливают хроматические аберрации, они также исправляются автоматически в вышеназванных программах. В отношении хроматической аберрации Samyang T-S 24 mm не одинок. Этот вид аберраций присутствует и у аналогичных объективов Canon или Nikon, а у отдельных моделей тилт-шифт объективов даже в большей степени.

Виньетирование становится заметным в крайних положениях сдвига. Опять же, этот вид искажения присущ всем широкоугольным тилт-шифт объективам (законы физики, никуда не деться). У аналогов Canon или Nikon виньетирование практически совпадает с объективом Samyang T-S 24 mm.

Для себя я всегда проверяю объективы, фотографируя часть стеллажа своей библиотеки. Мелкие буквы на корешках и хороший контраст заменяют мне миру. Я давно понял, что для практического использования и печати фотографий размером А2 и даже немного больше с полного кадра Canon 5D Mark II или Canon 5D Mark III такого теста мне вполне достаточно. Я не занимаюсь научной фотографией.

Полный кадр, без наклонов и сдвижек, дисторсия не исправлялась

4
Полный кадр, без наклонов и сдвижек, дисторсия не исправлялась

Центральная часть, диафрагма 4, отображение 100 %
Центральная часть, диафрагма 4, отображение 100 %

Левый верхний угол, диафрагма 4, отображение 100 %
Левый верхний угол, диафрагма 4, отображение 100 %

Центральная часть, диафрагма 8, отображение 100 %
Центральная часть, диафрагма 8, отображение 100 %

Левый верхний угол, диафрагма 8, отображение 100 %
Левый верхний угол, диафрагма 8, отображение 100 %

При диафрагме 5,6 размытие практически незаметно; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю.

Shift

Используя при съемке функцию сдвига (shift), можно без труда исправить перспективные искажения или минимизировать их, если объект съемки высок, а фотограф стоит на близком расстоянии. Если же снимать стандартным объективом, то можно попытаться исправить эти искажения командой Lens Correction в программе Photoshop, или использовать команду Lens Correction в модуле Adobe Camera RAW, или в Lightroom'е, или в другой удобной программе. Однако при таком подходе снижается разрешение либо в конечном итоге для сохранения качества приходится уменьшать размер фотографии. Кроме того, изменяется передача пропорций объектов. Посмотрите внимательно на картинки ниже.

Камера наклонена, характерные перспективные сходы
Камера наклонена, характерные перспективные сходы

Оптическая ось параллельна земле, перспективных искажений нет, но верх здания отрезан
Оптическая ось параллельна земле, перспективных искажений нет, но верх здания отрезан

Съемка шифт-объективом, сдвижка вверх, искажений нет
Съемка шифт-объективом, сдвижка вверх, искажений нет

Использование команды Lens Correction в Photoshop'е, перспективные сходы исправлены, иная передача пространства. Значение Vertical Perspective составило —94, при максимально возможных —100
Использование команды Lens Correction в Photoshop'е, перспективные сходы исправлены, иная передача пространства. Значение Vertical Perspective составило —94, при максимально возможных —100

Окно команды Lens Correction
Окно команды Lens Correction

Шифт-объектив, фрагмент 100 %
Шифт-объектив, фрагмент 100 %

Lens Correction, фрагмент 100 %, есть потеря резкости
Lens Correction, фрагмент 100 %, есть потеря резкости

Кроме того, сдвиг можно использовать для получения панорамных изображений, не используя панорамную головку. В этом случае не будет поворота камеры, а значит, и дополнительных дугообразных искажений. Соотношение сторон в стандартном кадре полной матрицы составляет 3:2, при горизонтальном сдвиге — 2,55:1, а при вертикальном — 1,24:1.
Подробно о работе c шифт-объективом смотрите в статье «Использование шифт-объектива на практике».

Объектив смещен на 12 мм влево
Объектив смещен на 12 мм влево

Объектив смещен на 12 мм вправо
Объектив смещен на 12 мм вправо

Samyang T-S 24 mm, shift, tilt, объектив, lens, test, panorama, панорама
Горизонтальная панорама из двух кадров (смещение влево и вправо)

Объектив смещен на 12 мм вверх
Объектив смещен на 12 мм вверх

Объектив смещен на 12 мм вниз
Объектив смещен на 12 мм вниз

Вертикальная панорама из трех кадров (смещение вверх, центральный кадр, смещение вниз), центральный кадр см. выше
Вертикальная панорама из трех кадров (смещение вверх, центральный кадр, смещение вниз), центральный кадр см. выше

Использование функции сдвига дает примерно такое же поле зрения по горизонтали, как у 16-миллиметрового объектива, но с заметно более высоким разрешением.

12 изображений c разными углами поворота вдоль оптической оси и сдвигом в крайние положения, объединенные в один кадр командой Photomerge программы Photoshop. Дисторсия совмещенного кадра не исправлялась
12 изображений c разными углами поворота вдоль оптической оси и сдвигом в крайние положения, объединенные в один кадр командой Photomerge программы Photoshop. Дисторсия совмещенного кадра не исправлялась

Подробно о том, как работать с шифт-функцией, читайте в статье "Использование шифт-объектива на практике".

Tilt

Для достижения большой глубины резкости даже при съемке широкоугольным объективом следует использовать функцию наклона (tilt). Это особенно важно, когда необходимо получить резкость всех планов снимка. Для достижения большой глубины резкости мы не можем полностью закрыть диафрагму, потому что из-за дифракции начинает снижаться резкость, и чем меньше пиксель матрицы, тем больше придется открывать диафрагму. Бороться с этим противоречим и помогает тилт-оптика. Следующие снимки стеллажа демонстрируют использование функции наклона.

Диафрагма 5,6, наклона нет
Диафрагма 5,6, наклона нет

Диафрагма 5,6, наклона нет, фрагмент 100 %
Диафрагма 5,6, наклона нет, фрагмент 100 %

Диафрагма 5,6, наклон 6° влево
Диафрагма 5,6, наклон 6° влево

Диафрагма 5,6, наклон 6° влево, фрагмент 100 %
Диафрагма 5,6, наклон 6° влево, фрагмент 100 %

Подробно о том, как работать с тилт-функцией, читайте в статье «Глубина резкости и наклон объектива» (статья в работе).

Работа с тилт-шифт объективом

При работе с тилт-шифт оптикой следует помнить, что при наклоне и сдвиге экспонометрия будет ошибочной. Это связано с тем, что встроенный экспонометр рассчитан на лучи, падающие под строго определенным углом, поэтому работать на наклонах и сдвижках следует только в ручном режим, отключив любую автоматику экспозамера. А при работе с титл-шифт оптикой лучше всего использовать отдельный экспонометр. Если такого экспонометра нет, следует провести замер без наклонов и сдвижек, а затем снимать данный сюжет именно с этими показаниями.
Поскольку ни одна модель тилт-шифт объектива не записывает в EXIF данные о наклоне или сдвиге, эту информацию полезно записывать. А этот объектив не записывает и данные по диафрагме. Я обычно после каждого кадра включаю запись видео и просто говорю в микрофон камеры параметры шифт, тилт и рабочую диафрагму.

О том, как добавить информацию о диафрагме в EXIF, читайте статью «Добавление информации в EXIF в оригинальные RAW-файлы».

При последующей обработке нельзя использовать профиль объектива Samyang 14 mm f/2,8 IF ED UMC Aspherical, который может автоматически подключаться, в зависимости от настроек Adobe Camera RAW или Lightroom.

По мнению British Journal of Photography объектив Samyang 14 mm f/2,8 IF ED UMC признан лучшим товаром 2012 года.

Обзор на LensTip.

Русская версия сайта компании Samyang.

Вердикт

Плюсы:

— очень хорошее качество изображения в центре кадра;
— хорошее качество изображения по краям кадра;
— очень низкие хроматические аберрации, которые легко исправимы программными методами;
— умеренная дисторсия;
— очень небольшая кома;
— низкое виньетирование при нормальном положении объектива (без любых сдвигов);
— самый дешевый полноценный тилт-шифт на рынке объективов.

Минусы:

— слегка размывает углы при диафрагме 4; при f/5,6 эффект практически незаметен; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю. (Хочу заметить, что у объектива Canon EF 17–40 mm f/4 L USM размытие углов при фокусе 17–19 мм гораздо больше, чем у Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC, причем на всех диафрагмах);
— блики при съемке в контровом и скользящем свете, что в некоторой степени исправимо при использовании бленды;
— узкое кольцо управления диафрагмой, что приводит к частому касанию кольца резкости и, как следствие, его смещению, а значит, к получению в итоге нерезкого кадра;
— винты фиксации тилт- и шифт-сдвижек небольшого размера, что немного неудобно в работе, так как приходится применять большие усилия.

Данное мнение является относительным, так как я не проводил тщательного замера по различным мирам и шкалам. Однако я считаю разрешение объектива Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC высоким для подавляющего числа фотографических сюжетов.
С помощью этого объектива можно получить фотографии такого же качества, что и снимки, сделанные его конкурентами, стоящими более чем в два раза дороже. Возможно, процесс съемки займет немного больше времени, но думаю, что игра стоит свеч, ведь разница в цене между Samyang и Canon или Nikkor отличается более чем в два раза. Конечно, каждый выбирает для себя.

Посмотреть и купить Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC вы можете тут.

Несколько слов в заключение

Любой тилт-шифт объектив потребует определенного времени и усилий, чтобы понять его функции и научиться с ним работать. Для получения технически грамотных снимков с высоким фотографическим качеством потребуется штатив. «Щелкунчики» могут не беспокоиться: снимать с рук, используя шифт, очень трудно, а используя тилт — практически невозможно.

Оригинал: http://efremovphoto.com/articles/samyang-tilt-shift-24-mm.

Блог Александра Ефремова: http://efremovphoto.com

Материал опубликован с разрешения автора

Да, я давал разрешение на публикацию материала, но я не давал разрешения вольного обращения с моими фотографиями, как-то кадрирование, ретуширование, замазывание надписи на иллюстрациях.
Александр Ефремов http://efremovphoto.com
16.02.2014

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий