Фото:Дмитрий Тельнов
Текст:Дмитрий Тельнов
О том, какие неожиданные открытия и кадры можно сделать в Непале, рассказывает тревел-фотограф, журналист и ведущий программы о путешествиях FM-Traveller на радио Chocolate98FM Дмитрий Тельнов.
ISO400; 24mm; f5,6; 1/1250sec
Приехав в Непал впервые, я с удивлением обнаружил, что страна эта на самом деле разительным образом отличается от того, что принято о ней считать. Впрочем, мои друзья из Himalayan Holidays уверяют, что мы вообще ничего о ней не знаем. Большинство наших с вами сограждан даже не могут правильно указать, где на карте мира она находится. А тот, кто может, обычно путает Непал то с Бутаном, а то с Тибетом. Причина этой ошибки, скорее всего, кроется в Гималаях. Большинство из нас привыкло думать, что на склонах самых высоких гор нашей планеты тут и там понастроены буддийские монастыри. Буддизм в Непале действительно есть, еще бы не быть, сам Будда Шакьямуни родился в этой стране — недалеко от селения, названного Лумбини. Но трое из четырех жителей современного Непала — индуисты. А эта религия предполагает совсем другие цвета, обычаи, воспитание, кухню, архитектуру.
ISO200; 24mm; f5,6; 1/250sec
Впрочем, религия — далеко не единственный повод для удивления. Гималайские вершины так высоки, что в их тени не различить других непальских прелестей. Например, национальных парков. А их здесь с избытком — самые интересные находятся в регионе Читван. На равнинах, где живет большинство местных жителей и всех прочих млекопитающих, можно даже побывать на сафари. Хотя я всегда думал, что, как и само слово (сафари означает «путешествие» на суахили), это исключительно африканское развлечение. В объектив могут попасть бенгальские тигры, индийские слоны и носороги, так что захватить с собой хотя бы
ISO200; 24mm; f2,8; 1/2000sec
Знакомство с Непалом для большинства путешественников начинается с Катманду. На первый взгляд Катманду выглядит так, будто в городе только что взлетел на воздух лакокрасочный завод. Все вокруг буквально залито цветом. Красное сари отражается в золотой статуе Будды, стоящей рядом с хорошо прокопченным деревянным храмом.
ISO200; 24mm; f2,8; 1/2000sec
Витрины пестрят сувенирами, пучки зелени на лотках уличных торговцев соседствуют с серебром жестянщика. Бусы переливаются на солнце, озаряя стены окрестных домов солнечными зайчиками, точно зеркальный шар в ночном клубе. А когда ты решишь дать глазам отдых и поднимешь взгляд к небу, ожидая увидеть там лишь голубую тишину, окажется, что и его не разглядеть за буддийскими флагами. Хорошо, что именно в Непале я тестировал камеру Nikon D810 — она смогла передать эти краски один в один даже без дополнительной ретуши.
ISO200; 34mm; f5,6; 1/200sec
Тишины в Катманду нет и в помине. В центре города на улице не встретишь разве что многотонный грузовик и поезд. Все остальное идет, бежит, едет, уворачиваясь от встречного транспорта, и, разумеется, шумит на все лады. Столица Непала напоминает щенка, который, виляя от радости хвостом, прыгает вокруг тебя изо всех сил, стараясь обратить на себя внимание. Ты приехал! Ура! Наконец-то! Сопротивляться энергии кипящего города бесполезно. Да и не нужно. Катманду — одно из тех мест, где путеводитель кажется анахронизмом. Жизнь здесь бурлит с такой силой, что пытаться навязать городу свой план или свой ритм — настоящая глупость. Сверять свой маршрут с каким-нибудь гидом, уткнувшись в карту, ужасно обидно. Здесь нужно смотреть по сторонам, причем во все глаза. Да и зачем тебе чьи-то указания, если все плоды с древа местной жизни, включая запретные, сами свалятся в руки? А буквально за каждым углом тебя ждет новая встреча, то с колоритным персонажем, то с необычным сюжетом для фото.
ISO400; 27mm; f2,8; 1/125sec
Единственный минус этого города для фотографа заключается в том, что многие уличные модели будут просить у вас гонорар за съемку, так что возьмите с собой побольше мелочи (колоритные садху, которых вам обязательно захочется снять, просят, например, от 50 до 100 непальских рупий за фотосессию. Это 0,5-1$).
ISO400; 27mm; f2,8; 1/125sec
Впрочем, большинство фотографий в Непале сделано в горах. Или вблизи них. В моем случае это была Аннапурна. Это даже не гора, а целый горный массив недалеко от города Покхара. Девять вершин, самая низкая из которых имеет высоту 7 километров. Столько же, сколько Бульварное кольцо в Москве. Представьте, что его кто-то распрямил и воткнул в землю. Впечатляет, правда? Эти горы, что называется, растут до небес. Избитая фраза, которую я и сам много раз использовал не по делу, в конце концов пригодилась. Если вы стоите внизу в долине (кстати, самой глубокой на нашей планете), чтобы увидеть вершины Аннапурны, вам придется запрокинуть голову, да так сильно, что заболит шея. Они огромны, велики, грандиозны — выбирайте любой эпитет. А лучше возьмите сразу несколько, лишними хвалебные слова точно не будут. Смущают лишь горные ботинки, которые приходится надевать, чтобы увидеть вершины вблизи. А еще носильщики, которых нужно нанять для твоей поклажи. Палатка, которую придется купить. Ледоруб. Веревки. Консервы в дорогу. Все вместе это не очень-то похоже на отпуск. Скорее, подойдет другое слово — экспедиция. А что делать, если ты не готов отращивать бороду и брать в руки гитару?
ISO560; 70mm; f5,6; 1/125sec
При беглом осмотре я нашел сразу два решения этой проблемы. Первое — для ленивых. Остановиться в отеле с видом. И такой в Непале нашелся. Называется он Tiger Mountain Pokhara Lodge. Каждая вилла этой гостиницы спроектирована таким образом, чтобы Гималаи можно было увидеть, не вставая с постели. Причем с каждой кровати открывается свой уникальный вид. Что способствует супружеской неверности, полагаю.
ISO400; 24mm; f2,8; 1/2500sec
Но я прибыл в Непал с совершенно иными целями, так что, проведя одно из лучших утр в своей жизни, поспешил в аэропорт. Решение номер два можно найти только там. Сверхлегкие самолеты Avia Club Nepal, которым, кстати, владеет наша бывшая соотечественница, доставят вас в самое сердце гор за считанные минуты. Вряд ли кто-то из нас с вами за свою жизнь окажется ближе к космосу, сколько ни проживи. И я сейчас говорю не о расстоянии, подняться выше можно на любом коммерческом аэробусе, а о виде, который открывается из самолета. Это другая планета.
ISO400; 70mm; f2,8; 1/200sec
Все самое интересное Гималаи прячут за фасадом. Так поражает дом в Голландии: стоит войти в его дверь, и перед тобой — огромное пространство, о котором ты и не догадывался, стоя у входа. В полете у тебя появляется похожее чувство: в какой-то момент ты словно переходишь черту между явью и сном. Ты начинаешь подбирать слова, чтобы попробовать описать увиденное своим друзьям, когда приземлишься. Но даже когда завершится твой рейс домой, а не только сегодняшний короткий полет, так и не найдешь их.
ISO400; 36mm; f5,6; 1/320sec
Хотя, с другой стороны, по возвращении домой чаще всего я вспоминаю не непальские виды, а жителей этой страны. Снимать их мне, пожалуй, понравилось больше всего. Открытые, словно диафрагма светосильного объектива, непальцы буквально светятся, несмотря на то, что их родину не назовешь богатой. А для того чтобы добиться желаемого результата в кадре, вам не потребуется долго уговаривать свою потенциальную фотомодель или «приучать» ее к своему обществу и камере. Непальцы такие, какие они есть. Бесхитростные, радушные, полные жизни, так что, если вы любите портретную съемку, начинайте паковать ваш фоторюкзак. Лучший сезон в Непале длится с сентября по апрель.
ISO400; 24mm; f5,6; 1/400sec
О технике
Камера Nikon D810 — полнокадровая зеркальная камера. Эти три слова сами по себе служат гарантией качества и дают полное представление о фотоаппарате, который я взял с собой в эту поездку. Быстрый и точный автофокус, отличная цветопередача и возможность работать в условиях сложной освещенности (глубокие тени в одной части кадра и море солнца в другой) — все это давно стало синонимом техники «Никон». Для съемки репортажей Nikon D810 — крайне удачный выбор. Все же камера весит несколько меньше, чем профессиональная модель D4S, а разница в весе в данном случае — один из приоритетов, особенно если вы соберетесь провести несколько дней на улице. И уж тем более — если вы привыкли иметь под рукой сразу несколько камер с разными объективами.
Nikkor
NIkkor
ISO200; 40mm; f5,6; 1/250sec
ISO200; 195mm; f2,8; 1/160sec
ISO200; 56mm; f3,2; 1/1250sec
ISO400; 24mm; f5,6; 1/2500sec
ISO400; 44mm; f5,6; 1/4000sec
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий