Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
ThinkTank
Навстречу северному ветру: путешествие к Русскому Северу

Навстречу северному ветру:
путешествие к Русскому Северу

#путешествия #travelфотография
Навстречу северному ветру:
путешествие к Русскому Северу
11 июля 2020
Фото:Крепость Старая Ладога © Светлана Морозова
Текст:Светлана Морозова

Суровая романтика Русского Севера привлекательна для автопутешествий. Особенно если до этого вы уже бывали в пешем походе по Хибинам, стояли с палаткой на Соловецких островах, сплавлялись на байдарках по р. Винче и плавали на катамаране в шхерах Белого моря. Поэтому при первой же возможности мы решили реализовать свою давнюю мечту — доехать до края земли.

Разумеется, планируя grand tour по Карелии и Кольскому полуострову, мы попытались включить в него как можно больше тех мест, где мы до этого не бывали. После не очень продолжительных сборов и дождавшись хоть какого-то позитива в сводках погоды, мы наконец выехали в сторону первого объекта, отмеченного на карте.

По странному стечению обстоятельств, до этого я ни разу не была в Старой Ладоге. Хотя мне было известно, что уже много десятилетий на территории крепости и ее окрестностях ведутся археологические раскопки1. Когда я увидела крепость, стало ясно, что здесь можно говорить не столько о реставрации, сколько о реконструкции. От оригинальных крепостных стен осталось немного. Впрочем, памятники архитектуры крайне редко доходят до нас в первозданном виде, за века их несколько раз успевают перестроить.

В первый день мы планировали доехать до Петрозаводска и там переночевать. Рядом с городом на Онежском озере есть знаменитый водопад Кивач, палеовулкан Гирвас, музей деревянного зодчества Кижи и другие интересные места. Чтобы успеть к вечеру оказаться в Кандалакше, мы решили остановиться только на водопаде Кивач и палеовулкане Гирвас. По дороге удалось выяснить, что на территории Карелии существует целая цепь древних потухших вулканов, включая расположенный на территории заповедника «Кивач»2. По мере нашего приближения к Кольскому полуострову погода становилась все хуже.

Водопад Кивач © Светлана Морозова

Палеовулкан Гирвас © Светлана Морозова

Неожиданно утро в Кандалакше нас встретило солнцем. Неужели «край летучего камня» будет к нам благосклонен? Впереди лежала бескрайняя полярная тундра и плескалось Баренцево море. Перед отъездом мы посмотрели на шхеры Кандалакшского залива со смотровой площадки. Вода сверкала в лучах утреннего солнца.

Равнинная тундра © Светлана Морозова

Берег Баренцева моря © Светлана Морозова

Берег Баренцева моря © Светлана Морозова

Миновав горную часть Кольского, не заезжая в Мурманск, мы сразу отправились в Териберку. Село это получило известность после фильма «Левиафан» (2014), но имеет богатую историю. Человек в этих местах жил со времен неолита. В районе Териберки на данный момент обнаружено 12 стоянок эпохи раннего металла, включая три у водопада Териберский Падун3.

У водопада Териберский Падун © Светлана Морозова

Водопад Териберский Падун © Светлана Морозова

Водопад Териберский Падун © Светлана Морозова

О качестве дороги на Териберку уже столько сказано, что добавить нечего. Подъезжая к Териберской губе, мы неожиданно увидели радугу! Если учесть, что всю дорогу нас сопровождали дождь и туман, это было подобно чуду. Впрочем, чудо длилось недолго. Ближе к вечеру начался проливной дождь и поднялся сильный ветер. Но мы все же решились попробовать снять пляж «Яйца драконов» и водопад, ведь на следующий день и далее улучшения погоды не обещали. Более экстремальных условий съемки в моей жизни не было. Меня спасло лишь то, что в машине случайно оказался непромокаемый костюм для плавания на катамаране.

Радуга в районе Териберской губы © Светлана Морозова

На следующее утро мы посетили кладбище кораблей и направились вглубь Кольского, в Ловозеро. В негласной столице саамов тоже шел дождь уже несколько дней. Местные нам настоятельно рекомендовали отказаться от похода к Сейдозеру из-за плохой погоды. Но мы решили попробовать дойти хотя бы до перевала Эльморайок и сделать пару снимков. От идеи сфотографировать Куйву пришлось отказаться сразу, а Сейдозеро оказалось полностью закрыто туманом. Саамы в таких случаях говорят: «Куйва не пустил!»

Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова

Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова

Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова

Вернувшись с перевала к стоянке у горно-обогатительного комбината, мы сели сохнуть в машину. Горячий чай из термоса нас быстро согрел. Можно было отправляться в Кировск. В тот же день в Хибинах стояла на удивление безветренная погода, сияло солнце. Прогноз обещал ночью магнитную бурю. Но к вечеру небо опять затянуло тучами, поэтому северное сияние увидеть не удалось.

Перевал Эльморайок, Ловозерские тундры © Светлана Морозова

Вид на г. Кировск со стороны Хибин © Светлана Морозова

Горы Хибины © Светлана Морозова

В Хибинах мы планировали добраться на машине до водопада Красивый. Множество ресурсов в Интернете уверяло, что дорога до базы КСС «вполне приличная», и по ней может проехать «любая легковушка». Это действительно так, если у вас машина с полным приводом.

Озеро у дороги на базу КСС © Светлана Морозова

Водопад находится на реке Рисйок, что в переводе с саамского означает «Березовая река». Действительно, по берегам горной речки растут невысокие березки. Несмотря на свое название, водопад находится на речке, вода в которой не является родниковой. Она питается ручьями, вытекающими из штолен объектов, на которых были произведены два ядерных взрыва5.

Водопад «Красивый», Хибины © Светлана Морозова

Река Рисйок, Хибины © Светлана Морозова

Водопад «Красивый», Хибины © Светлана Морозова

Из Хибин мы отправились в Лапландский заповедник. Когда мы поднялись на вершину Ельнюн II, нашим взорам открылись бескрайние просторы горной тундры и озер. На горе расположен сейд — священный камень саамов. Согласно верованиям саамов, в сейды вселялись духи, благодаря чему камни оживали. О них сохранилось много сказок и преданий8.

По пути на гору нам удалось встретить только лемминга и белку, но на берегу Чунозера мы обнаружили следы медведя. В заповеднике большое количество лишайников, которых мы не видели в других местах. Здесь горная часть нашего путешествия закончилась.

Вид с горы Ельнюн II, Лапландский заповедник © Светлана Морозова

Чунозеро, Лапландский заповедник © Светлана Морозова

Сейд, Лапландский заповедник © Светлана Морозова

Стоит отметить, что все три горных массива, на которых мы побывали, внешне похожи. Это старые низкие горы, самые высокие из которых чуть более 1000 метров. Населенность этих мест не одинакова. Местность вокруг Ловозерских тундр заболочена, единственный населенный пункт в этих местах — пос. Ревда. В Хибинах есть два города (Апатиты и Кировск) и горнолыжный курорт. Массив Чуна-тундра находится на территории заповедника.

Из всех горных массивов Кольского Хибины наиболее подверглись промышленному освоению. Впрочем, развитие горной промышленности началось лишь в начале 30-х годов ХХ века, после экспедиций А. Е. Ферсмана. Более ранние попытки добычи полезных ископаемых, в том числе серебра, кончались неудачами4.

Горные массивы Кольского имеют разную геологическую историю. Возраст Ловозерского щелочного массива, по данным изотопного анализа, составляет 362 ± 17 млн лет. По-видимому, Ловозерские тундры несколько древнее Хибин. Ловозерские тундры и Хибины разделены Умбозером. С противоположной стороны Хибинские тундры ограничены озером Имандра. Возраст Хибин, по данным изотопного анализа, составляет 365–369 млн лет. Ловозерский и Хибинский массивы по своему внутреннему строению автономны, поэтому, хотя состав образующих их пород схож, они являются независимыми. Горный массив Чуна-тундра расположен в Северо-Восточной части Балтийского щита и входит в состав Главного хребта. Горы эти начали формироваться в ранний верхнеархейский период (≈ 2,95–2,85 млрд лет) и состоят из пород, частично отличающихся от состава пород, образующих Ловозерский и Хибинский массивы6.

Из горной части Кольского полуострова мы вернулись обратно в Кандалакшу. В местах этих в древности селились рыболовы. Одно из первых упоминаний о поморах и строительстве в районе Кандалакши в русских летописях относится к началу XVI века: «Приехали к Москве (в 1526 г.) Поморцы и Лопляне с моря Океана из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом государю, и просили антиминс и священников церковь осветить и просветить их святым крещением, и Государь велел архиеп. Макарию послать из Новаграда от Соборной церкви священника и дьякона, и они приехали осветили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих Лоплян крестили...»7 Позднее при храме был построен Кандалакшский монастырь, упраздненный еще в XVIII веке. До наших дней постройки не сохранились.

По возращении в Кандалакшу мы сделали несколько фотографий шхер Кандалакшского залива. На Белом море в тот вечер был штиль. В небе сияло закатное солнце. Вместе с нашим путешествием по Кольскому полуострову закончился и бесконечный проливной дождь. Впереди нас ждала дорога домой.

Кандалакшский залив, Белое море © Светлана Морозова

Кандалакшский залив, Белое море © Светлана Морозова

Автор выражает благодарность И. А. Горбунову за помощь в проведении съёмок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования / ИИМК РАН. СПб.: Невская Книжная Типография, 2018. 536 с., 171 ил. (Труды ИИМК РАН. Т. LIII).
  2. Куликова В. Палеопротерозойские вулканы Центральной Карелии и модели их образования (новый взгляд) // Литосфера. 2010. № 3. С. 118-127
  3. Шумкин В. Я., Колпаков Е. М., Мурашкин А. И. Исследования Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН в Мурманской области (район Териберской губы Баренцева моря) // Записки Института истории материальной культуры. 2009. №. 4. С. 77-80.
  4. Ферсман А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова. Современное состояние. Анализ. Прогноз. М.-Л.: АН СССР, 1941. 345 с.
  5. Романович И. К. Научное обоснование подходов к организации и проведению радиационного обследования реабилитированных радиационных объектов // Радиационная гигиена. 2017. Т. 10. №. 3. С. 90-102.
  6. Пожиленко В. И. и др. Геология рудных районов Мурманской области. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2002. 359 с.
  7. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Кн. 2, Т. VII. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1842. С. 57
  8. Бодрова О. А. Фольклорные сказки и предания кольских саамов в трудах российских исследователей XIX-XX вв. // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. №. 2 (21). C. 89-108

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий