Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Sony RX10
Доступное освещение в фотографии

Доступное освещение в фотографии

#блоги
Доступное освещение в фотографии
21 июля 2011

Доступный свет — это свет, который... ну, в общем, доступен в данный момент, но у вас нет возможности его каким-то образом изменить. Это значит, что ставить условия не получится, и нужно брать то, что дают, пока не кончилось.


Когда контраст слишком высок, что, в случае доступного света, обычное дело, вам нужно принять решение, чем пожертвовать — деталями в светах, или в тенях. После этого вам предстоит сфотографировать картинку, которая не будет выглядеть, как свидетельство о технической безграмотности. Чтобы фотография выглядела приемлемо, нужно выжженные света, или глубокие черные тени заставить работать в фотографии, то есть, превратить их в элементы композиции и наполнить смысловым содержанием.

Разумеется, если вы сознательно намереваетесь решить изображение в высоком, или низком ключе, не стоит полагаться на встроенный фотоэкспонометр. Если вы хотите получить детали в тенях (что, как правило, более чем желательно в высоком ключе), нужно экспонировать по теням. Только не удивляйтесь, что света будут выглядеть так, будто на них запечатлен процесс аннигиляции (Рис. 1). То же самое, только наоборот, верно и для низкого ключа: чтобы получить детали в светах, экспонируйте по светам, но не стоит расстраиваться, что тени превратятся в черные дыры. Главный критерий технической грамотности работы с доступным светом — либо света, либо тени должны быть правильно экспонированы. Если вам не удалось удержать в пределах фотографической широты сенсора то, или другое — снимку могут помочь только достойные похороны.

В первом примере (Рис. 1), фотографии в высоком ключе, я выполнил замер экспозиции по стене и скорректировал на +1 ступень. Чтобы получить желаемое, я направил объектив на стену под углом 90о с расстояния примерно 50 сантиметров. Тональность кирпичной кладки близка к нейтрально-серому цвету, что делает её достаточно надежным стандартом для экспонометрии.

Еще до нажатия на кнопку затвора, я понимал, что окна будут ярко-белого цвета, и нужно было что-то сделать, чтобы это не выглядело бессмысленно. Поэтому, в качестве оптики для съемки, мой выбор пал на Leica Noctilux 50мм f/1. Хорошо зная особенности этого объектива, я решил полностью открыть диафрагму, потому что на f/1 контраст

довольно низок, и, при съемке против света, возможно появление настолько сильной вуали, что она сможет скрыть даже довольно заметные детали. В результате, голова девочки почти исчезла в окне, что, вместе с позой, ярким светом, ореолами вокруг окон из окон и низким контрастом создало мечтательно-нежное ощущение. Визуализация поговорки «голова в облаках» оказалась именно тем фактором, который решил коммерческую судьбу этого снимка: он стал частью рекламной кампании балетной школы Детройтского Оперного Театра.

Вторая фотография (Рис. 2) — это пример экспозиции по светам. Для получения необходимого результата, я сделал центрально-взвешенный замер и уменьшил экспозицию на 2.5 ступени. Детали в тенях угадываются только по бликам, и всего, что видно, даёт вполне четкое представление о пространстве и времени: снимок сделан в помещении, видимо, вечером (на это указывают блики в окне, пробивающиеся через жалюзи). Детали в светах сохранены и играют важную роль. Благодаря им, видны черты лица и настроение модели, а жалюзи на окне — практически единственный элемент обстановки, подсказывающий, как может выглядеть интерьер.

В работе с доступным освещением часто приходится сталкиваться со «смешанным» светом, то есть, идущим от нескольких разных источников. Эти источники могут быть любыми и, зачастую, самыми неожиданными: от витрин и окон до свечей и мобильных телефонов. Поэтому в цветной фотографии нужно учитывать, что значения цветовой температуры источников могут сильно отличаться друг от друга. Однако, на это нужно смотреть, как на дополнительную возможность, а не на причину для нервного срыва. Посмотрите, как несколько источников работают вместе на Рис. 3. Холодный контр-ажур делает выражение лица девушки более зловещим, чем у её компаньона, который явно, но безуспешно старался.

Никогда не расстраивайтесь по причине недостатка света. Фотографировать темноту куда интереснее, чем свет. Ночной свет обычно фотографически намного интереснее, чем дневной. Он более направленный и контрастный. Кроме того, контролировать света и особенно блики намного проще в низком ключе, потому что переэкспонирование, которое всегда нужно при съемке в высоком ключе, усиливает недостатки оптики. Иногда это можно использовать в качестве художественного приёма, но чаще оптические аберрации — это довольно неприятная и трудно устранимая проблема.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Sony RX10
мамм