Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Альфа
Сергей Доля про обработку фотографий

Сергей Доля
про обработку фотографий

#блоги
Сергей Доля
про обработку фотографий
17 июня 2014
Фото:Сергей Доля
Текст:Сергей Доля

Публикуем статью популярного блогера, бизнесмена и фотографа Сергея Доли, чья «Страница виртуальных путешественников» в «Живом журнале» по данным на апрель 2013 года находилась на пятом месте рейтинга социального капитала.

С момента моего первого поста, рассказывающего о том, как я обрабатываю фотографии, прошло уже больше трех лет. Сейчас у меня стоит последний Lightroom, и я полностью отказался от доводки резкости в Photoshop. Моя технология обработки претерпела некоторые качественные изменения, о них и пойдет речь в этой статье.
Итак, флешка камеры забита кадрами из последнего путешествия, и первое, что требуется сделать, — выбрать лучшие снимки.

ИМПОРТ И ОТБОР

Диалог импорта

Первым делом я импортирую съемку в Lightroom (File — Import Photo and Video, либо просто вставляю флешку с фотографиями). Программа открывает каждый снимок в своем интерфейсе, что очень удобно для работы с большими сериями.

Отбор лучших кадров

Собственно, первый этап работы — это удаление плохих фотографий. Я удаляю дубли, откровенно неудачные снимки и то, что невозможно поправить. На нижней панели я использую фильтр с флажками и включаю только два левых флажка (см. иллюстрацию ниже). Для быстрого удаления с клавиатуры удобно использовать клавишу Х (фотография уходит из серии, но остается на флешке или жестком диске). Как правило, я прохожу по съемке три раза и удаляю, удаляю, удаляю — это позволяет оставить на выходе самые лучшие кадры, которые пойдут в посты.
Оставшиеся фотографии я отмечаю флажками (P — поставить флажок, U — убрать), а все, что не отмечено, впоследствии удаляю с диска. Многие фотографы оставляют архивы, чтобы потом к ним вернуться, но так как у меня бешеный темп, я точно этим заниматься не буду.

Переименование

Оставшиеся снимки я переименовываю в соответствии с шаблоном: дата в формате ггггммдд_место съемки_трехзначный номер кадра, например: 20120728_olympic_075 или 20120701_georgia_074. Обратите внимание, что я использую трехзначные номера: это необходимо, чтобы в дальнейшем весь каталог шел по порядку. Если, например, писать 1, 2, 3.., 10, 11, 12.., 100, 101, 102.., то последовательность снимков будет некорректной.
Диалог переименования вызывается клавишей F2.

Первоначальные настройки изображения

Ко всем оставшимся фотографиям я применяю одинаковые первоначальные настройки, а именно:

  • добавляю четкости: Clarity +17;
  • усиливаю второстепенные цвета: Vibrance +25;
  • увеличиваю резкость (Sharpening): Amount 40; Radius 0,8; Detail 50; Masking 0;
  • увеличиваю шумоподавление (Noise Reduction): Luminance 65.

Совершенно необязательно, чтобы у вас были точно такие же настройки. Если у вас камера с кропнутой матрицей, возможно, такие значения будут слишком большими. Я советую определить оптимальные параметры самостоятельно, путем проб и ошибок, зато потом можно сделать пользовательский пресет (user preset) и применять его ко всем снимкам сразу (сначала применяете настройку на одном кадре, затем выделяете всю серию и нажимаете клавишу Sync).

КАДРИРОВАНИЕ

Залог хорошего снимка — его правильное кадрирование. Не всегда удается удачно построить кадр рамкой видоискателя на лету, и тут на помощь приходит соответствующий инструмент в программе. Вот несколько основных советов по кадрированию (вызывается клавишей R).

Заваленный горизонт

Если при съемке камера не была строго перпендикулярна земле, кадр может казаться наклонным или неровным. Бывает, что фотограф делает это сознательно, например, для усиления динамики снимка, тогда это уместно и оправданно; в других же случаях кадр следует исправить и выровнять линию горизонта.

Обрезание лишних деталей

Также часто в кадр попадают лишние детали: головы людей, проезжающие автомобили и так далее. От всего этого тоже лучше избавиться, чтобы подобный мусор не отвлекал внимание от главного на снимке. Впрочем, соблюдайте меру и не кадрируйте слишком плотно.

Кадрирование по правилу третей, или золотого сечения

Золотое сечение — одно из главных правил композиции кадра. Для его наглядности поле кадрировки разбито двумя вертикальными и двумя горизонтальными полосами. Считается, что главные смысловые центры объекта (или объектов) в кадре должны располагаться на пересечении этих линий. Также учтите, что желательно оставлять пустое пространство по направлению взгляда модели или по направлению движения объекта.

Функция кадрирования включается клавишей R. Затем, поворачивая мышку, вы управляете рамкой. Если «закрыть» замок на панели кадрирования, рамка будет трансформироваться в оригинальных пропорциях кадра 2×3.

Вертикальный кадр

В некоторых случаях сюжет снимка может потребовать вертикальной ориентации кадра. Однако не следует увлекаться такой компоновкой без особой необходимости: вертикальные фотографии, как правило, не очень органично смотрятся в серии с горизонтальными снимками (особенно при публикации в Интернете).

ОБРАБОТКА

После исправления кадрировки может потребоваться более существенная коррекция изображения. В Lightroom есть несколько удобных инструментов, которых достаточно для улучшения любой фотографии.

Основные функции редактирования (Basic)

Temp — цветовая температура кадра (баланс белого). Обычно я оставляю баланс белого таким, каким он был при съемке. В особых случаях, которые очевидно требуют редакции, могу внести поправку.

Tint — оттенок, который также влияет на баланс белого. Его я вообще практически никогда не трогаю.

Exposure — экспозиция кадра, темнее/светлее. Можно воспользоваться этой функцией, если кадр недоэкспонирован или наоборот. Для тонкой коррекции она не подходит.

Contrast — контраст, тут все понятно.

Highlights — светлые области изображения. Ползунок позволяет затемнить или осветлить все светлые участки изображения разом.

Shadows — темные области изображения. То же самое, только с темными областями.

Whites — светлая точка. Самое крайнее значение, за которым наступает полная засветка.

Blacks — темная точка. Крайнее значение теней, после которого идет абсолютный черный. С последними двумя пунктами следует работать очень внимательно и аккуратно, чтобы не испортить картинку.

Clarity — четкость изображения (не путать с резкостью), позволяет сделать снимок более фактурным, объемным.

Vibrance — «умное» насыщение цвета, которое не допускает перенасыщенности.

Saturation — обычное насыщение.

Виньетирование (Camera Calibration)

Виньетирование — это небольшое затемнение по краям кадра, которое появляется при открытой диафрагме. Некоторые фотографы оставляют эффект виньетки или даже усиливают его, но я предпочитаю бороться с ним при помощи функции Lens Correction. Этот фильтр способен самостоятельно определить тип вашего объектива и исправить не только виньетирование, но и дисторсию (искривление), если угол широкий.

Чтобы включить функцию, поставьте галочку на Enable Profile Correction. Программа автоматически выберет профиль объектива и применит стандартные установки. Если их недостаточно, вкладка Manual позволит внести поправки вручную.

Градиентный фильтр и коррекция по маске (Mask)

В старом посте я рассказывал про градиентный фильтр, с помощью которого можно осветлять/затемнять отдельные области на фотографии. Сейчас же появился еще более гибкий инструмент, маска. Достаточно закрасить нужную часть изображения кистью (ее размер и жесткость регулируются), и вся дальнейшая коррекция будет происходить в рамках этого выделения.
Например, на этом снимке я сначала осветлил темные куртки мужчин градиентом (вызывается клавишей M). Характер и сила осветления регулируются на вкладке Basic.

Затем я немного затемнил снег в верхней части кадра новым градиентом.

И наконец выделил лица мужчин осветляющей маской (на треть ступени, чтобы не сильно бросались в глаза).

Маска-кисть вызывается клавишей K. Обратите внимание: в тот момент, когда работает маска, под стандартной вкладкой Basic появляется новое окно, в котором вы можете регулировать размер и жесткость кисти, а также множество других параметров.

Удаление пятен (Spot removal)

Аналог «Штампа» в Photoshop. С помощью этой функции легко убирать пятна, которые возникают на матрице от пыли; имея же определенную сноровку, можно удалять и более крупные детали.

Тут, например, я убрал часть ноги, которая осталась после кадрирования. Стоит, правда, заметить, что это удалось благодаря более-менее однородному фону из брызг. Если ваш кадр изобилует подробными деталями, такой номер, скорее всего, не пройдет.

Функция спрятана под клавишей Q и имеет свои надстройки над главной вкладкой Basic (размер кисти и жесткость). Указывайте точку, которую надо замазать, и, задержав кнопку мыши, ведите на тот участок изображения, который необходимо взять за основу. Кроме того, есть возможность выбрать характер изменений:

Clone — клонирование участков изображения;

Heal — заплатка, при которой оба участка перемешиваются между собой и дают усредненный результат по цвету и яркости.

Выделение облаков

К сожалению, даже самая крутая цифровая камера не имеет такого широкого диапазона яркости, как человеческий глаз. Например, при облачной погоде мы хорошо различаем фактуру облаков, однако на снимках она получается засвеченной. На мой взгляд, выход один: расширить этот диапазон в редакторе. Я затемняю небо и добавляю на нем контраст и четкость, а землю осветляю.

На этом кадре я сделал передний план светлее, притемнил облака и, используя клавишу Y, вызвал окошко в формате «было-стало» для наглядности.

Спецэффекты

При желании можно применить к снимку спецэффекты. Мне, например, нравится стилизация (она не входит в стандартный набор), при которой приглушаются все цвета, кроме диапазона красного.

Предустановки фильтров есть в самом Lightroom, но, кроме них, можно создать свои или переделать имеющиеся. Однако помните: эффекты нужны в том случае, если они уместно подчеркивают важные детали. Перебарщивать с обработкой и применять ее к каждому кадру не стоит.

ЭКСПОРТ

Когда серия снимков готова и каждый доведен до ума, остается последний шаг — подготовка для публикации в Сети. Для этого надо экспортировать результат в формат JPEG и задать размер, подходящий для загрузки на хостинг. Выделяем все фотографии и выбираем File — Export... В диалоговом окне появляются следующие параметры:

Export Location — расположение папки, куда будут сохранены все снимки серии. Можно указать заранее подготовленную, а можно создать новую;

File Setting — установки файла. Выбираем Image format (формат изображения) — JPEG, Quality (качество) — 80, Color Space (цветовое пространство) — sRGB;

Image Sizing — размер изображения. В поле Resize to Fit выбираем Width & Height со значениями W — 1000 и H — 800 и ставим галочку напротив пункта Don’t Enlarge. Теперь все горизонтальные снимки будут 1000 пикселей по длине, а вертикальные — 800;

Output Sharpening — резкость. Выбираем Sharpen for — Screen, Amount — High;

Watermarking — водяной знак.

ОТПРАВКА НА ХОСТИНГ

Готовые фотографии заливаем на хостинг. Я использую для этого http://Slickpic.com — удобный сервис, который не меняет названия файлов при загрузке, что значительно облегчает процесс подготовки постов:

Большая желтая кнопка в левой верхней части окна Upload Photos And Videos вызывает окно загрузки. С его помощью можно загрузить снимки в новый или уже существующий альбом, для этого достаточно написать название; если такой альбом у вас есть, снимки будут добавлены в него, если нет, альбом будет создан.

Нажмите Choose files и загрузите фотографии на сайт:

После этого зайдите в альбом и нажмите кнопку Share album:

В открывшемся окне выберите See more sharing links and codes:

Под ссылкой Direct URL вы найдете ссылки на все кадры серии, готовые к подписи и публикации!

Удачи в обработке фотографий и Stay Tuned!

Я в Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке и Вконтакте. Присоединяйтесь!

P. S. Приходите ко мне в «Долькабар» на «Маяковке» по адресу: Красина, 7. Здесь вкусная еда и приятная атмосфера. В баре висят мои фотографии и сувениры, которые я привожу из поездок. Сам я бываю там каждый вечер, если не нахожусь в это время в путешествии.

Оригинал: http://sergeydolya.livejournal.com/509444.html.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Альфа