Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Владимир Орлов: Зарисовки Афонского паломника

Владимир Орлов:
Зарисовки Афонского паломника

#блоги
Владимир Орлов:
Зарисовки Афонского паломника
25 ноября 2014
Фото:Владимир Орлов

Где только не тестировали камеру OLYMPUS OM-D E-M1 российские фотографы! Подобно олимпийскому огню, она побывала и на камчатских вулканах, и на знойных южных улицах Баку. А сейчас вместе с Владимиром Орловым вернулась из поездки на Святую гору, Афон.

Как и все паломники, отправляющиеся на Святую Гору проводят день, другой в древнем городе Уранополис, так и нашим читателям мы предлагаем этого правила не нарушать и перед Афоном побывать там.

Οὐρανόπολις — «город неба» в переводе с греческого. Наверное небес, которые видел философ Алексарх, основавший город в 315 году до н.э. мы уже не увидим, но хоть малую часть, может быть...


 Владимир, добрый день! Расскажите, пожалуйста, работали ли вы раньше с техникой OLYMPUS и беззеркальными камерами?

— Доброго дня всем! По иронии судьбы в тот момент, когда в чУднУю (ударение по желанию) студенческую пору я бороздил солнечные долины и заснеженные взгорья Кавказа, задумался о приборе, который смог бы впоследствии показать, какой именно булыжник попал в каску или из какого кулуара сошла на эту же каску лавина. Выбор тогда пал именно на компактную, простую, но весьма надежную и приличную пленочную камеру OLYMPUS.

Что удивительно, я до сих пор помню, как 20 лет назад пытался что-то, наконец, выбрать на Горбушке, но, не имея собственного представления, каков он, этот самый правильный аппарат, и как он называется, стал ходить по рынку и «слушать эфир». Тот не подвел, и ни высота 4 км, ни холод, ни зной не смогли списать мою камеру в утиль, пока я не поскользнулся на мокром камне и она больно не ушиблась и не искупалась в горной реке. Не была бы она waterproof, итог для нее и для пленки был бы печален, а так она до сих пор жива и лежит в каких-то пыльных закромах как память о прошлых «боевых вылетах».

— Совсем недавно вы вернулись из поездки на Афон. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях. Какова была цель путешествия, насколько удалось воплотить творческие замыслы?

— Знаете, я, даже когда переснимал документы для отправки в визовый центр, не знал, что получится; что уж говорить обо всем остальном?! Можно, конечно, отшутиться, но вопрос этот гораздо более серьезный, нежели кажется на первый взгляд! Наверное, хуже не придумать истории, когда человек приезжает в «монастырь со своим уставом» и замыслами!

Удивительно похожая история была у меня в Толгском женском монастыре, куда я попал абсолютно случайно и снимал, сам не понимая, что и зачем. Просто фотографировал, как Форрест, который «пересек всю Алабаму и бежал без всяких причин».

Примерно так же было и на Афоне, но чуть легче в том смысле, что формат совместной работы со съемочной телевизионной группой хоть и открывает многие двери, однако вовсе не гарантирует, что все пойдет по вашему плану и прекрасно написанному сценарию вдохновенного Митрополита Илариона. Есть места, сами диктующие обстоятельства и условия, на которых откроются двери и состоится встреча, и Афон, несомненно, принадлежит к их числу как ни одна другая особая точка на карте.

Мы не знаем, каков персональный замысел главного и единственного Творца в отношении нас. Мы знаем только, что для каждого он жаждет спасения и жизни вечной, а какой дорогой приведет нас к этому промысел — не суть важно, главное — бежать, и желательно без остановок.

Как бы пафосно это ни звучало, но есть только один замысел во Вселенной, которому подчинено всё. Наши собственные «замыслы» — штука пустая и безнадежная, и как говорил один прекрасный Святогорец, который на войне был радистом: «Настройте ваше сердце на одну волну, на волну Божественную!». Всё в этой волне, но самое трудное и вместе с тем самое простое — уловить ее и то, что в ней заключено!

Удалось ли что-то нездешнее «уловить» на Афоне и воплотить «творческие замыслы»? Наверное, в этом месте правильнее будет поставить многоточие, оставить зрителя наедине с фотографией и вместе с ним, самому, вновь и вновь пытаться ответить на этот вопрос.

— Какими были ваши первые ощущения от компактной легкой камеры со столь впечатляющими характеристиками?

— Наверное, я пропущу малоинформативные эпитеты и междометия, расскажу лишь один случай.

В тот день, за неделю до поездки, когда я получил камеру, моим первым и вполне естественным желанием было проверить, как же сие чудо «чудотворит» в работе. Репортаж о дорогом для каждого гостя столицы празднике жертвоприношения Курбан-байраме не состоялся по причине досрочного снятия всех празднующих с привычных локаций на проспекте Мира, и ноги сами понесли в место, дорогое почти каждому аборигену Москвы, Донской монастырь. Тем более что навязчивая мысль об осенней поре в оном и обещанном в связи с этим «очей очарованием» не отпускала.

Опуская всю сопутствующую лирику, скажу лишь, что предпринятая годом ранее первая попытка снять в Донском некрополе что-либо осмысленное и внятное провалилась. Не знаю, в технике дело, или в прошедшем времени, или во всем вместе взятом, но черно-белая серия, которая в этот раз сложилась и была в итоге опубликована монастырем на своей странице в cети, наводит на мысль, что осмысленности стало чуть больше.

Какое же отношение все это имеет к камере, возникает недоуменный вопрос?! Ну, есть же избитая фраза о том, что вовсе не она снимает, а тот, кто ее удерживает. Да, все так, однако в какой-то момент (и лучше позже, чем раньше), когда ноги еще идут снимать, а руки уже не так охотно таскают килограммы железа, происходит эпическая борьба творческого порыва и желания его реализовать. Так что если говорить об ощущениях, то это, конечно, легкость во всех смыслах и непринужденность процесса, который, как оказалось, может быть весьма долгим и, что важно, абсолютно не утомительным. Впоследствии это весьма помогло мне и на Афоне.

— Понравилось ли вам управление камерой? Насколько быстро удалось его освоить?

— Это был классический пример освоения техники без прочтения мануалов, когда все познается методом антинаучного тыка. Труднее всего было понять, как же перевести M.Zuiko Digital ED 12–40 mm f/2.8 Pro в режим AF. Волшебное кольцо «фокусного всевластия», как оказалось, имеет не только осевую, но и продольную степень свободы. Как ни смешно, но два человека минут пять копались в меню и пытались понять, где же AF, наконец! Это, конечно, из серии веселых курьезов; дальше все пошло по не менее классической схеме «о, сколько нам открытий чу́дных...». Кнопочки, щедро рассыпанные по корпусу, не пугали своим обилием, а наоборот, удобно ложились под пальцы и, повинуясь вышеозначенной методике, подсказывали ленивому пользователю, не признающему мантру RTFM, за что же они отвечают.

Нужно сказать, что одна из кнопочек, случайно нажатых при мануальном наведении на резкость, произвела на меня неизгладимое впечатление. С тех пор при неспешной съемке я использовал в работе только режим MF, как наиболее точно позволяющий оценить и проконтролировать зону резкости кадра, которая выделяется на экране или видоискателе подобно тому, как выделяются недодержанные или передержанные области.

— Был ли кадр, который позволил вам составить целостное впечатление о камере?

— Наверное, все же эта целостность складывается при забегах на длинные дистанции, когда все нюансы и стороны раскрываются в полной мере. Поэтому, мне кажется, уместнее говорить не об отдельно взятом кадре, а о серии, которая как раз эту целостность и формирует. За те две недели, что камера находилась в моих руках, было снято пять полноценных серий: маленькие, «Донская», концертная в ММДМ и большие — «Битцевская», «Уранополисная» и «Афонская». И каждый раз ловил себя на мысли, что их попросту могло и не быть в силу того, что подобные мобильность и компактность вкупе с качеством, сравнимым с зеркальными фотоаппаратами, провоцируют держать «пистолет заряженным» и не снимать палец с курка. И еще одно довольно важное замечание: если той самой взаимной химии нет и камера не легла в руку, никто и никогда не заставит вас реализовывать души прекрасные порывы с этим маленьким кусочком железа и стекла! К счастью, это был не тот случай...

— Какие технические параметры важны именно для вас?

— Имея опыт съемок рабоче-крестьянским 5D Mark II, который, несмотря ни на что, продолжает служить верой и правдой, я всегда невольно опасаюсь, что его узкие места неожиданно в каком-нибудь виде возьмут да и всплывут в технике других производителей. Эти проблемы ни для кого не являются секретом, и вряд ли стоит лишний раз упоминать особенности уже не самого современного, но полнокадрового фотоаппарата. Тем не менее от новых камер, даже если это беззеркалка, хочется ожидать скорости и точности фокусировки, длинных серий при съемке в RAW-формате, автономности и чистой картинки при относительно высоких значениях ISO, исключающей появление артефактов, характерных при переводе исходника в черно-белый. C списке неожиданно обнаруженных бонусов, как ни странно это прозвучит от того, кто «считает себя фотографом» нельзя не упомянуть видеорежим.

Был момент, когда на съемке в Дохиаре оператор не мог начать работу пока не были подтверждены предварительные договоренности и разрешения. В такие моменты персонажи с камерами поменьше «прорывались» вперед и с наглым лицом нарушали собственные рекомендации по съемке в Афонских монастырях.

Был наверное в этом некий промысел, но именно эти фрагменты попали в итоговый фильм, который выйдет на канале «Культура» 14 декабря и рассказывает о Русском монашестве на Афоне. Первый фильм из этого цикла выйдет днем ранее.

Пользуясь случаем, хочу всячески рекомендовать всё, что делают ребята из студии Неофит, а если у вас завтрак по субботам в 10 утра, то включайте «Культуру» и ваш утренний прием пищи обретет новые смыслы и краски.

— Вы снимаете преимущественно в черно-белом цвете. Нравится ли вам этот режим у OLYMPUS OM-D E-M1?

— Я, наверное, скажу страшную вещь, но я не совсем понимаю, что делают все эти режимы, которые являются скорее атрибутом недорого компакта, в топовой камере? Если маркетологам сказали на планерке: «Будем работать для всех сегментов и привлекать аудиторию еще и таким образом», то это больше похоже на атавизм и не очень уместное наследие более дешевых линеек.

Единственный режим, который может быть в такой камере, — это RAW + JPG, с существенной оговоркой, что JPG, не позволяющий раскрыть всю космическую микродетализацию объективов M.Zuiko, — также не тот режим, в котором стоило бы снимать!

Итак, возвращаясь к монохромному режиму: я с большим удовольствием делаю весь перевод из цвета в черно-белый в ACR последнего разлива; там есть все, что нужно для монохромного счастья, и даже чуть больше. Надо просто аккуратно подобрать настройки по зерну и шуму, чтобы не потерять фактуру снимка.

— Давайте поговорим об основных параметрах камеры. Насколько вам понравилась цветопередача? Нуждаются ли, по-вашему, кадры в постобработке?

— Вот что действительно ценно и уместно, так это цветовые профили. Они, конечно, дают некую базу для дальнейшей работы с цветом, но я бы не стал принимать то, что предлагают производители, пусть даже и очень уважаемые, в качестве догмы. Если вы не снимаете картинки для справочника грибника, где ошибка в цвете может стать фатальной, а воспринимаете цвет как один из инструментов создания настроения и атмосферы кадра, то постобработка — это не ругательство, а тот самый элемент творчества и художественной интерпретации сюжета. Ведь не зря сказано: «Переводчик передает текст не слово в слово, а мысль в мысль». Тем же, кто мыслит визуальными образами, наверное, стоит помнить эти слова святого Иеронима Стридонского.

— Компактность и эргономика камеры были важны для вас?

— Да и именно в такой последовательности! Всякий, кто планирует поездку на Афон и собирается там снимать знает, что без особого разрешения в монастырях делать это крайне не желательно, так же, как и снимать монахов и насельников Святой Горы. Есть монастыри, где запреты соблюдаются не так строго, как, например в Свято-Пантелеймоновом, но дело даже не в формальной стороне, которую, несомненно, нужно с уважением соблюдать. На Афоне человек с большим объективом — это объект чуть большего внимания и если у вас есть возможность работать на эквивалентных фокусных расстояниях не привлекая к себе внимания и ни кого не нервируя, то это, несомненно, большой плюс. Лишний раз скажу, что ED 75mm (150мм) в сочетании с сенсорным поворотным экраном, — это еще один большой плюс в этом контексте. Стыдно признаться, но эта сенсорность стала для меня немного запоздалым откровением, но это из серии все тех же веселых курьезов.

Что бы тема курьезов и «болванок» была раскрыта сполна, расскажу такую, почти трагикомичную историю. После праздничной службы на Покров в Дохиаре на местной пристани случилось изрядное скопление паломников и монашествующей братии, желающих покинуть монастырь. Уж не знаю, каждый ли большой праздник сопровождается такими «битвами за паром», но это были столь жаркие сцены и словесные баталии не снять, которые было решительно невозможно. Собственно суть конфликта заключалась в том, что капитан в течении часа отказывался отплывать пока «все лишние» не покинут палубу, формально не предназначенную, для перевозки пассажиров и регулярно сообщал об этом по громкой связи, каждый раз усугбляя интонации, что бы у сомневающихся этих сомнений не оставалось окончательно. Я же со своей стороны, в целях той же пущей убедительности «обнажил ненароком» 70-200 о чем впоследствии трижды пожалел. Каждый раз, как на «белую» тряпку, прибегали представители закона, призванные утихомирить и выпроводить толпу на причал и просили продемонстрировать сделанные снимки. Дважды поиски своих светлых ликов в фуражках успехом не увенчались.

Ирония и комизм ситуации заключались в том, что в третий раз,когда трое отцов в черных облачениях пытались очень живо втолковать брату в синей форме, что он пребывает в плену заблуждений и ошибочных замыслов, а он с ними так же живо не соглашался и уже не очень вежливо просил избавить его от необходимости применять грубую силу к служителям церкви, история повторилась. Трагизм же добавился, когда заботливая рука в третий раз опустилась на плечо и в недобрых глазах прочитался немой вопрос: доколе? Угрозы же ареста и изымания камеры звучали очень даже явно. Не знаю, кого благодарить за собственную «нерешительность», но и в третий раз, даже когда сцена пару секунд «висела на прицеле» кадр так и не был сделан и показать человеку в фуражке было решительно нечего. Какова же мораль? Не дразните «греческих гусей» большими белыми объективами и не всегда спешите жать на гашетку.

— Какие объективы произвели на вас наибольшее впечатление?

— M.Zuiko Digital ED 12–40 mm f/2.8 Pro и M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8. Собственно, в поездку я их взял вполне осознанно и скажу честно: разочарований не случилось. Мало того, ED 75 mm до сих пор вызывает у меня чувство тихого восторга. Временами очень не хватало новейшего M.Zuiko Digital ED 40–150 mm 1:2.8 Pro.

— Как вам кажется, для каких жанров камера OLYMPUS​ OM-D E-M1 оптимальна?

— Наверное, проще сказать, для каких жанров она, скорее всего, не подойдет! Если вы с такой маленькой камерой придете снимать свадьбу, вас прогонят и подумают: «Что за чудак пришел? Настоящие профи с такими камерами не ходят!» Правда, то же самое скажут и про того, кто придет с форматной камерой и магниевой вспышкой, и это именно та причина, по которой не стоит следовать за мнением заказывающих музыку; это мнение нужно формировать и воспитывать.

— Подводя итог, что Вы можете сказать о беззеркальных камерах в целом? Придут ли они на смену громоздкой тяжелой технике и насколько соответствуют задачам жанровой и репортажной съемки? Вы бы хотели перейти на компактные беззеркальные фотоаппараты?

— Есть такое ощущение, что сей факт свершился...они уже пришли на смену! Вопрос в том будут ли окончательно сломлены стереотипы и предубеждения о том, что компактность — есть ущерб качеству?! Новые камеру, как мне кажется эту дилемму стерли, почти до основания.

В заключении хочу выразить искреннюю благодарность представительству OLYMPUS за оперативно предоставленную камеру. Говорю это, повинуясь не столько правилам хорошего тона, а скорее объективному пониманию того, что многих снимков просто не было бы, а видеть и не снять — это то, от чего фотографическое сердце временами дает сбои. И благодарю команду вашего журнала за проявленный интерес и подготовку материала. Спасибо и берегите себя!

— Благодарим за беседу!

Еще фотографии, снятые на OLYMPUS OM-D E-M1

Блог Владимира Орлова: http://orlov74.livejournal.com

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

люмьер
МАММ