Фото:предоставлены Союзом фотохудожников России
Текст:Татьяна Сабурова
«В октябре 1840 г. на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К. А. Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы».
«Московские ведомости». 1840 год
О чем же шла речь в газете, вышедшей 170 лет назад?В статье были упомянуты дагерротипы, выполненные по методике Луи Жака Манде Дагерра и Жозефа Ньепса, обнародованной в январе 1839 года на заседании Парижской Академии наук. По этой методике изображение получали при помощи камеры-обскуры на покрытой светочувствительным слоем серебряной или посеребренной металлической пластине. В магазине Беккерса продавался и аппарат для съемки. «Сия машина, изобретенная г-ном Дагерром в Париже, — сообщалось далее в статье, — посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям в газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком Мосту препоручено принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением 550 руб. ассигнациями».
Постараемся же восстановить историю и наиболее значительные имена фотографов, снимавших Москву на протяжении второй половины ХIХ — начала ХХ столетия!
Как все начиналось
В «Путеводителе по Москве и указателе ее достопримечательностей» 1865 года издания отмечено: «Вся поверхность города, холмистая и неровная, представляет зрителю беспрерывную живописную картину, в чем с Москвой могут сравниться только два-три города в мире. Но, желая обозреть ее всю во всей красе, должно смотреть на нее с возвышенных пунктов...». Поклонная гора, Воробьевы горы, колокольня Ивана Великого, балкон Кремлевского дворца, церкви Страстного монастыря и Никиты Мученика — вот те места, с которых открывались сказочные виды Москвы и которые стали самыми популярными точками для фотосъемки. В самом начале
В середине
Русские мастера
Во второй половине
М. М. Панов является автором серии «Виды Москвы», из которой до нас дошло лишь несколько работ, в том числе вид на Москву с Воробьевых гор и вид на храм Христа Спасителя. Для съемки панорам фотограф выбирал возвышенные точки и снимал на негативные стекла большого формата.
Татьяна Сабурова,
ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ— начала ХХ вв.».
Эксперт по фотографии ХIХ в. Министерства культуры РФ.
Фотографии предоставлены Союзом фотохудожников России и агентством «ФотоСоюз».
www.photounion.ru
В издательстве АРТ-РОДНИК вышла книга «Петр Павлов. Образы старой Москвы»
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий