В интервью «Российскому фото» победительница FAMILY RUSSIAN PHOTO AWARDS в номинации «Семейный портрет» рассказала о том, как экономический кризис и сокращение штата сотрудников ее компании помогли ей погрузиться в профессию мечты и стать семейным фотографом.
— Елена, расскажите, как давно вы занимаетесь семейной и детской фотографией? Почему выбрали для себя этот жанр?
— Наверное, можно сказать, что давно. Ведь прошло уже 10 лет с тех пор, как кризис 2008 года заставил многие компании повально сократить свой штат сотрудников. И в январе 2009 я стала фрилансером с трехмесячным выходным пособием. Но это было как облегчение, потому что в будни я работала в офисе, а по выходным снимала и обрабатывала, жить без выходных продолжительное время стало сложно, нужно было решаться! Я получила свой персональный волшебный пинок. Не зря говорят, что кризис — это новые возможности! Так как я только начинала путь фотографа и мне нужны было нарабатывать клиентскую базу, я бралась за любые съемки. Снимала свадьбы, детские дни рождения, юбилеи, лавстори, репортажи мероприятий, венчания, крещения, семейные, портретные. Со временем поняла, что что-то нравится больше, что-то меньше. Стала делать упор на любимые семейные съемки. Почему? В гости люблю ходить! Смеюсь, но в этой шутке много правды. А правда в том, что каждая семья — это как новый мир. Своя вселенная со своими правилами, принципами, отношениями. Интересно же попадать в разные миры, не правда ли? Не знаешь, что тебя ждет. Заодно опыт приобретается в психологическом плане — как наладить взаимоотношения, расположить к себе. Ведь приходя в дом, я оказываюсь на чужой территории, где нужно вести себя тактично и уверенно одновременно. Почему я предпочитаю проводить съемки на территории клиентов или в местах, которые дороги для семьи, а не в студии? Просто считаю, что в доме моих героев каждая деталь неповторима, как отражение их личности. Это тот мир, который сам о многом расскажет. Расскажет о том, во что играют дети, какие увлечения и хобби у членов вашей семьи и многое другое. Каким бы ни было семейное гнездышко, с современным ремонтом или с его отсутствием — это не важно. Важно другое — чтобы потомки через много-много лет могли по фото увидеть характерные особенности своих предков, их быт и моду, уклад жизни. И дух захватывает от мысли, что я своими фотографиями пишу историю этих семей, вкладываю свою любовь и опыт, оставляю частичку своей души для будущих поколений. Для меня семейная фотография — это наследие, семейная ценность.
— Как был сделан снимок-победитель в номинации «Семейный портрет»?
— Эту многодетную семью мы снимали в рамках проекта центра «Мир семьи». Их дом недалеко от Измайловского парка, и они любят гулять там. Ячейки этих старинных ворот показались мне прекрасной возможностью сделать одновременно шутливый общесемейный портрет, в то же время со смыслом — «каждый из нас личность». Я обрисовала его словами, взрослые и дети с азартом восприняли идею. Чтобы снять его, мне с Алексеем (моим бессменным помощником) нужно было оказаться по другую сторону этих ворот. Но Измайловский парк такой загадочный, мы не могли найти вход/выход. Плюнули на эту затею и немного расстроенные пошли в другое место. Но настойчивый Алексей по ходу нашего отдаления на значительное расстояние от этих ажурных ворот, увидел возможность преодолеть это препятствие. Большая дружная семья не стала возмущаться, и охотно развернулась в обратном направлении. Так мы сделали этот снимок!
— На что вы обычно снимаете?
— У меня старый рабочий инструмент Nikon D700. Из объективов в основном
— Насколько сложно вам работать с детьми, удерживать их внимание?
— Если разделить съемку на ее составляющие кадры, то постановочных кадров в процентом соотношении будет гораздо меньше жанровых. Съемка начинается со знакомства с детьми, с радостных приветствий и рукопожатий. Расспросить ребенка о его любимых играх и игрушках, предложить с ним поиграть. И уже в процессе игры ловить моменты. Дать задание папе и маме совершать какие-то взаимодействия и продолжать ловить моменты. А если мы начинаем снимать постановочный семейный портрет, а ребенок по задумке взрослых не желает сидеть смирно, а хочет наматывать круги или прячется, ему разрешается это делать. Ведь это так скучно, когда все чинно рассажены, все смотрят в камеру, натужно улыбаются и думают про себя «когда же это все закончится». Никакого насилия над маленькими личностями, да и над взрослыми тоже! Это главное правило! В итоге у нас получится портрет с эдакой историей. А почему должно быть как у всех? Ведь все семьи разные, обстоятельства разные, и фото будут отличаться. Снимки будут с историей о том, что происходило в тот момент, а воспоминания о самой съемке даже через много лет будут вызывать улыбки. Не правда ли, гораздо приятнее вспоминать о том, что все члены семьи согласились расслабиться и не переживать о том, что что-то пошло не так? Когда семья включается в эту своеобразную игру, на лицах естественным образом отражаются живые улыбки.
— Поделитесь секретами удачного семейного кадра.
— Как и в других сферах жизни, так и в фотографии, нельзя без любви. Без нее не получится. Хоть на короткий отрезок времени (пока длится съемка) должна зародиться симпатия и доверие между мной и клиентом. Только так, по-другому не получится.
— Какие жанры, помимо детской и семейной фотографии, вам интересны?
— Короткие свадебные прогулки, когда наедине с молодоженами проводишь несколько часов. Это даже больше похоже на лавстори, но только в свадебных нарядах. Школьные выпускные альбомы про настоящую школьную жизнь, в ч/б исполнении — это тоже часть моей профессиональной жизни. Нравится делать портреты своим ровесницам, женщинам в возрасте 50+. Нынешнее поколение пятидесятилетних в корне отличается от пятидесятилетних, которые были раньше. Вот и хочется показать эту разницу и красоту возраста.
С большим удовольствием снимаю репортажи с мероприятий, являюсь официальным фотографом ежегодного международного фестиваля «Возраст счастья» (проект Владимира Яковлева).
И пусть в этом месте поморщатся маркетологи всех мастей и идеологи личных брендов от того, что нет узкой специализации, что так нельзя дела делать.
А мне скучно работать в одной нише. Переключаясь с одной съемки на другую, я чувствую прилив энергии и полет фантазии, физически ощущаю, как начинают крутиться мои шарики-ролики от новых поставленных задач.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий