Много раз получал вопросы про съемку на концертах. Часто, даже наличие камеры с дорогим светосильным объективом не дает ожидаемый результат. Не удивительно! На концертах, особенно проходящих в помещениях, сложное и постоянно меняющееся освещение, которое зачастую и является проблемой для выбора правильных настроек. Но это не значит, что добиться классных кадров невозможно. Следуйте этим советам, и вы получите отличные снимки с концертов.
Текст и фото: Александр Ипполитов
https://www.instagram.com/alexander_ippolitov/
https://alexippolitov.ru/
Сразу предупрежу, в данном уроке я буду делиться своим опытом и стилем съемки. Если у кого-то он отличается — пожалуйста. Сейчас я вам расскажу про три важнейших ингредиента. Только применив их все вместе, можно добиться отличных результатов при съемке концертов.
- Выбор нужных настроек.
- Выбор плана (общий, средний, крупный) и выбор фокусного расстояния.
- Правильная постобработка.
Выбор настроек
При съемке концертов нужно забыть про все автоматические и полуавтоматические режимы. Вести съемку нужно только в ручном режиме M и в формате RAW. Вообще, есть примерные универсальные настройки, но также существует множество нюансов, из-за которых эти настройки необходимо корректировать.
Сперва давайте рассмотрим, что из себя представляет концертное освещение. Для фотографа достаточно информации, что это полностью темный зал с очень яркими источниками света, постоянно меняющими интенсивность, цвет и направление.
Хоть и понятно, что лучше для таких целей использовать светосильный объектив, но, по моему опыту, это совсем не обязательно. Да и съемка на полностью открытую диафрагму происходит довольно редко.
Какую диафрагму использовать?
Самые часто используемые значения в моем случае f/3.2-4, большинство недорогих объективов способны работать на таких диафрагмах. Лишь изредка, примерно в
Выбор выдержки
Здесь все сильно зависит от динамики происходящего не сцене. Минимально безопасная выдержка — это выдержка при съемке с которой вы не получите «шевеленку» от движения камеры. Рассчитывается она следующим образом: 1/удвоенное фокусное расстояние, то есть если используете фокусное расстояние 24 мм, то минимально безопасная выдержка будет 1/48 сек. Но не забывайте, что на сцене также будет движение, а часто быстрое. И бывают случаи, когда ее недостаточно, чтобы заморозить движение на сцене. Например, выдержка до 1/100 сек подойдет только для статичных сюжетов, когда на сцене никто особо не шевелится. Если вы снимаете рок-концерт, то на сцене будет динамика. И лучше использовать выдержки в диапазоне 1/400-1/1000 секунды. При съемке чаще всего я использую выдержку в 1/500 сек, и только на очень динамичных моментах я укорачиваю выдержку до 1/1250.
Выбор ISO
Именно ISO в большинстве случаев будет задавать то, как проэкспонируется ваш кадр. Главное правило — ставьте максимально низкое значение ISO, насколько это возможно. Выбор ISO зависит от выдержки. Чем она короче, тем выше ISO. В основном я использовал ISO 800 единиц, для выдержки 1/500 сек. При использовании более короткой выдержки 1/1250 сек я поднимаю ISO до 1600 единиц. Никаких экстремальных значений я не использую. Стандартный диапазон ISO от 640 до 1600.
Еще раз по настройкам
Ручной режим, диафрагма в диапазоне f/3.2-4, выдержка 1/500-1/1250, ISO
Выбор плана
Выбор плана и выбор фокусного расстояния сильно связанны, поэтому будем рассматривать их вместе. Сразу скажу, что я немного отойду от основного понятия планов при съемке и упрощу его.
Общий план. В данном плане в кадре должна поместиться вся сцена или большая ее часть. Когда используется освещение, настроенное профессионалами своего дела, при выборе правильных настроек камеры оно смотрится потрясающе! Именно при съемке общим планом вы можете показать всю красоту освещения сцены, а также прочих световых эффектов. Снимать лучше с удаления от сцены, используя широкие углы. Диапазон фокусных расстояний, которые я в основном использую для общих планов
Не забывайте включать в общие планы зрителей, их поднятые руки — это придает больше динамики.
Средний план, когда в кадре не вся сцена, а лишь ее часть с несколькими участниками. Диапазон фокусных расстояний, которые я в основном использую для средних планов
Крупный план, когда вырываем одного, двух участников и ловим его игру и эмоции. Диапазон фокусных расстояний, которые я в основном использую для крупных планов
Также не забывайте включать в крупные планы зрителей со смартфонами, снимающими концерт.
Не менее важный ингредиент, который сделает фото более привлекательными — постобработка.
Постобработка
От нее очень многое зависит, и в ней так же есть нюансы, которые мы разберем. Я покажу несколько универсальных приемов обработки.
Есть множество стилей обработки подобных кадров — каждому нравится что-то свое. Я обрабатываю по следующей схеме. Коррекция экспозиции, чтобы не было пересветов на лицах. Добавляю немного контраста. Также я усиливаю контраст инструментом затемнение. Данный инструмент не только усилит контраст, но и уберет в темноту ненужные мелкие детали. Добавляю немного насыщенности, но, чтобы кожа не приняла чересчур насыщенный оттенок, и немного добавлю красочности. И зачастую я увожу баланс белого в холодный оттенок. Вот и все, ничего сложного. Конечно существуют нюансы, работа с каждым из которых требует еще некоторых действий, но в основном это все.
Лайфхак. Если освещение было сложным, и смотрится на снимке не красиво — просто сделайте его чёрно-белым.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий