Как мы уже неоднократно говорили, правильная экспозиция определяет техническое качество фотоснимка. Рассматривая оптимальную экспопару, направленность и цветовую температуру светового потока мы обсуждали способы получения качественных фотографий в разных условиях. Многие наши читатели существенно повысили качество своих фоторабот и мы идем дальше в освоении технических и художественных приемов фотографии.
Любой фотограф практически всегда стремиться сделать снимок максимально точным и реалистичным: достоверные сочные цвета, четкие детали, контрастный рисунок с большим динамическим диапазоном. Именно на этом фронте идут основные бои у производителей фотопродукции – объективов, матриц, пленки. Именно в этой области прикладываются основные усилия и средства. Давайте попробуем разобраться, всегда ли возможно получение таких фотографий, и самое главное – всегда ли нужно?
Вне всякого сомнения, фотограф просто обязан уметь делать фотографии на высоком техническом уровне. Просто потому, что именно такие изображения привычны и ожидаемы зрителями чаще всего. Но, согласитесь, нередко более выразительными и эмоциональными получаются снимки далекие от реализма: блеклые, вялые и не очень резкие, или наоборот – предельно контрастные и очень темные, или очень светлые. Но все по порядку. Сначала о «золотой середине» или о том, как добиться визуального качества фотографии.
Классическое качество
Яркий, контрастный, насыщенный, резкий снимок. (Яркость цвета — характеризует плотность светового потока, отраженного окрашенным предметом в направлении наблюдателя. Контрастность – характеризует соотношению яркостных свойств самого светлого и самого тёмного участков фотографии.). Странное дело, нередко случается, что новичок фотографирует хорошим фотоаппаратом, с хорошим объективом, использует качественную пленку (матрицу) и даже (!) верно выставляет экспопару, а снимки получаются тусклыми, вялыми, безжизненными. Не стоит сразу обвинять во всех смертных грехах фотолабораторию. Поищите причину неудачи в условиях съемки. Простой пример.
Оба снимка сделаны одним и тем же фотоаппаратом, с корректной экспозицией, однако левый получился сочным, контрастным, а правый тусклым и вялым. Дело в том, что левый снимался при большом количестве света, а правый при малом. Казалось бы, какая разница? Чуть шире приоткрыть диафрагму, чуть длиннее сделать выдержку – главное обеспечить правильность экспозиции. Однако, как мы видим, результат получается неодинаковый. На этот счет существует простое объяснение – «ночью все кошки серы». Если серьезно – экспозиция определяет общее количество света, а при нарастании освещенности отражающая способность темных и светлых поверхностей объекта съемки, как правило, нарастает по-разному.
Почему «как правило»? Потому что многое зависит от физической природы отражающих поверхностей. В деталях попробуйте разобраться сами, но имейте в виду, что многие «умные» цифровые фотоаппараты сильно нивелируют разницу в контрасте при разной освещенности. Безусловно одно – чем больше света, тем меньше «шума». Отсюда правило: «света много не бывает» (если, конечно не фотографировать солнце «телевиком»). Уменьшить силу светового потока всегда можно - либо за счет изменения экспопары, либо за счет уменьшения чувствительности фотоматериала. А вот недостаток света никак не компенсируешь. И результат всегда один – блеклые, шумные слабоконтрастные фотографии. Если ваша цель – сочные яркие снимки с полным набором полутонов, фотографируйте при хорошем освещении. Особенно важно соблюдать это условие при макросъемке, где требуется высокая резкость и контрастность снимка. Так что не удивляйтесь полученному результату, если вы отправились фотографировать кузнечиков или ящериц туманным утром.
Романтичность. Кстати о туманном утре – в пейзаже низкий контраст изображения, приглушенность цвета, и даже некоторая «замыленность», способны передать ощущение покоя, романтичности или тревожности и ожидания, в зависимости от сюжета и композиции.
Экспрессия
Далеко не всегда для создания образа необходимо это самое высокое визуальное качество. Нередко именно умеренное количество тонов может сделать фотографию максимально выразительной. Вместе с промежуточными полутонами исчезают и второстепенные детали. Следовательно, недостаток света, а иногда и его переизбыток могут использоваться как сильный инструмент фотографа. (*Тональность изображения определяется соотношением в нем черных, белых и серых полей. Человек способен различать до 300 ступеней от белого к черному. В черно-белой фотографии может встречаться до 30 тонов (длинная тональная шкала) или не более 10 тональных оттенков (короткая шкала)). Применительно к световой тональности* принято говорить о низком или высоком ключе. И та, и другая техника предполагает весьма контрастные изображения, практически лишенные полутонов. Что это дает фотографу в художественном смысле? Ответ очевиден – дополнительные возможности эмоционального воздействия на зрителя. Во-первых, спрятанные в тень (или выбитые светом) элементы, о присутствии которых в кадре можно догадаться, несут загадку, создают ощущение недосказанности, оставляют место для фантазии. Во-вторых – темные тона низкого ключа создают ощущение опасности и трагичности, вызывая ассоциации страхов на уровне генетической памяти. Светлая тональность наоборот создает ощущение воздушности, чистоты и открытости.
Низкий ключ
Большую часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, некоторые детали хорошо различимы, светлые участки это, как правило, пятна и линии с мягкими переходами в темноту. В основном используется в мужском портрете и в ситуациях, когда сюжет фотографии предполагает эмоциональную напряженность, драматичность или волевой посыл.
Высокий ключ
Большую часть снимка, как правило, заполняет чисто-белый цвет. Изображение создается черными штриховыми элементами, которые создают подобие карандашного рисунка и придают изображению необходимый акцент графичности. Соотношение тонов определяется не только освещением, но и самим объектом. Возможно, конечно, выполнить в светлой тональности изображение темного объекта на темном фоне при очень интенсивном освещении и соответствующей экспозиции.
Сюжет
Пожалуй, ярче всего видно как качество снимка привязано к идее, которую несет фотограф зрителю, в рекламной фотографии. Возьмем рекламу часов. Всегда, без исключения, это предельно резкие, предельно контрастные снимки. Видна каждая черточка, каждая деталь. Таким образом, фотограф воздействует на субъективное восприятие зрителя: точность изображения ассоциируются с точностью изображенного. Обратите внимание, кстати, на всех рекламных фотографиях часы показывают 10:10. Это тоже не случайность. Излом стрелок образует улыбку, и это создает оптимистичное настроение. Совсем другое дело с рекламой, скажем, шампанского. Здесь точность и резкость не нужна. Фотографу важно не подчеркнуть форму бутылки, а создать настроение загадочности, недосказанности. Изображение скорее вялое, полутоновое, неконтрастное, но именно это оставляет место для фантазии зрителя, создает настроение.
И, наконец, самое важное - всегда помните о том, что сюжет настоящей фотографии должен рождаться из условий, в которых вы оказались. Здесь важна и освещенность и характеристики объекта съемки, и, конечно настроение фотографа. Не нужно пытаться создать сочное изображение в пасмурную погоду или, напротив, романтический «дымчатый» пейзаж при ярком солнце. Важно не только верно оценить обстоятельства, важно понять, какие преимущества они дают, как максимально их использовать и усилить с помощью технических средств.
Образ, форма, содержание
Можно создать эмоциональный образ фотографии за счет формы элементов не несущих особой смысловой или ассоциативной нагрузки: плавностью или напротив четкостью линий, мягкостью полутонов или их отсутствием, расплывчатостью или резкостью контуров, приглушенными или яркими цветами. Можно акцент перенести на смысловые атрибуты самого объекта съемки, его социальную наполненность. Все это, так или иначе связано с нашими человеческими ассоциациями, сознательными и подсознательными. У каждого человека есть стереотипы, четко ассоциирующиеся с покоем или движением. Например, динамичные линии воды и резко снятый обледеневший берег, нависающий над бурным потоком хорошо передают движение в кадре. Более того, контраст между четкостью передачи объекта и «текучей неопределенностью» его содержания усиливает эмоциональность снимка. Форма и содержание могут дополнять друг друга или, напротив, конфликтовать. Важно, чтобы конфликт или созвучие формы и содержания были заложены в снимок фотографом сознательно и раскрывали сюжет.
_______________________
Читайте также:
«Эмоционально заряженные и символические». Фотографии Бенуа Корти
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий