Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Искусство фотомонтажа: делаем небанально и эстетично

Искусство фотомонтажа:
делаем небанально и эстетично

#уроки_фотошопа
Искусство фотомонтажа:
делаем небанально и эстетично
4 августа 2023
Фото:ФотоМОНТАЖ

Хотите путешествовать по разным мирам? С приемом фотомонтажа это возможно! Разбираем технические моменты и учимся совмещать снимки в программе на компьютере.

Что такое фотомонтаж

Монтаж фотографий — это искусство объединения нескольких изображений или их частей в цельную картину. Впервые явление возникло в середине 19 века как метод творческого выражения мысли творца. Из самых известных фотополотен того периода можно вспомнить «Два образа жизни» Густава Рейландера и «Угасание» Генри Робинсона. Для создания своих шедевров авторы использовали от 5 до 30 негативов, объединенных на одном полотне, и были вынуждены проводить сложные расчеты для установления пропорций между героями картины. Появление компьютерных программ значительно облегчило процесс создания монтажа, да и негативы в наше время используются цифровые.

Монтаж — это основа любой фотоманипуляции, которая в техническом плане сложнее обычной склейки картинок. Иногда монтаж даже не стремятся делать незаметным, стоит только посмотреть на советские агитки или западные рекламные плакаты 1920-х годов. В другом случае, наоборот, работу стараются выполнить так, чтобы подмена была не видна или хотя бы неочевидна. Вообще, в современном мире цифрового искусства сложно провести четкую грань между понятием фотомонтажа, фотоманипуляции и фотоарта, поскольку авторы используют смешанные техники.

Как правильно сделать монтаж фото

Новичкам будет полезно узнать, как подобрать исходники для монтажа фото и какие нюансы учесть.

Первое. Старайтесь выбирать объекты, которые освещены одинаково. Еще лучше — объекты, не имеющие явных световых и теневых сторон. При объединении придется учитывать общее направление света, поэтому недопустимо, чтобы человек был освещен с одной стороны, а, скажем, дерево — с другой. На нейтральных объектах светотень легко прорисовать вручную.

Второе. При замене лица обе модели должны быть сфотографированы с одного ракурса.

Третье. Все ошибки в работе исправляйте сразу. Исправить их, когда работа уже закончена, гораздо сложнее.

Четвертое. Продумайте концепцию. От идеи зависит подбор исходников. Расположите объекты на виртуальном холсте, чтобы посмотреть, насколько хорошо комбинируются исходники и как вообще будет выглядеть композиция. Когда делаете сразу чистовой вариант, в середине работы может оказаться так, что все получается плохо и смысла заканчивать проект нет.

Пятое. Тщательно выверяйте масштаб объектов относительно друг друга и перспективы. На первый взгляд ничего сложного, а на поверку может оказаться, что получили Гулливера среди лилипутов.

Что касается концепции — она может выражать серьезную мысль. Как например, социальный проект дизайнера Сурачай Путикулангкура и немецкого агентства Grabarz & Partner. Авторы использовали прием двойной экспозиции, чтобы передать идею распада, уничтожения природы человечеством. Цель может быть и скромнее — просто развлечься, сделать что-то небанальное. Именно этим мы и предлагаем заняться — созданием фотомонтажа, который будет смотреться ярко и привлекательно.

Пошагово выполняем фотомонтаж

Большинство манипуляций с изображениями выполняется посредством программы Adobe Photoshop. Но если вы начинающий пользователь, лучше освоить работу со слоями и масками в редакторах попроще. Например, российской программе ФотоМОНТАЖ. Преимущество ее заключается в простом интерфейсе на русском языке, с которым легко самостоятельно разобраться в функциях и инструментах. Вы можете скачать ФотоМОНТАЖ бесплатно с официального сайта и посмотреть там пошаговый урок по монтажу фото. В разделе «Школа фотографии» также собраны и другие полезные статьи-инструкции по работе с программой.

А для опытных пользователей Фотошопа мы покажем, как сделать фотомонтаж в жанре фэнтези.

Результат будет таким:

Фотоманипуляция выполнена Галиной Бочаровой

Исходные файлы:

Откройте программу и создайте новый документ, указав ширину и высоту холста в пикселях.

Перетащите на холст первый исходник с дорогой и с помощью трансформирующей сетки расположите как на скриншоте.

Второй исходник растяните на весь холст, добавьте к слою маску и выберите градиент от черного к прозрачному. Затем проведите градиентом вертикальную линию снизу вверх, по нижней части картинки. Благодаря градиенту переход от невидимых областей к видимым будет очень плавным.

Создайте новый пустой слой (Shift+Ctrl+N). Выберите инструмент «Кисть» на левосторонней панели инструментов. После кликните по иконке настроек кисти, расположенной в верхней части рабочего экрана. Появится окошко с настройками. В нем необходимо переключиться во вторую вкладку под названием «Кисти». Здесь хранятся все установленные по умолчанию и загруженные лично вами наборы кистей.

Мы выберем кисть «Облака» из соответствующего набора. Если у вас нет такого образца, загрузите из интернета. Найдите в сети подходящий набор, затем, находясь в меню настроек, щелкните по пиктограмме с тремя горизонтальными черточками. Из появившегося списка выберите пункт «Импорт кистей». Откроется окно Проводника, в котором нужно указать папку, где лежат загруженные кисти. Все они должны быть в формате abr.

Загрузите образец или целый набор, после чего он появится в меню настроек в самом конце. Установите для кисти белый цвет, непрозрачность 20-30% и проведите по горизонту, создавая воздушную дымку. При необходимости уменьшите общую прозрачность слоя.

Перетащите на рабочий холст исходник с динозавром, нажмите ПКМ (не снимая трансформирующей рамки) и в открывшемся контекстном меню укажите пункт «Повернуть по горизонтали». После чего отрегулируйте размер и определите местоположение объекта.

Теперь перетащите изображение с парнем и сразу растрируйте слой. Для этого нажмите ПКМ на слое и выберите из списка нужную команду.

Активируйте инструмент «Выделение объектов» и нарисуйте прямоугольник вокруг парня. Дождитесь, пока программа создаст точную обводку, инвертируйте выделение (Shift+Ctrl+I) и нажмите Delete.

Снимите выделение (Ctrl+D), вызовите инструмент трансформации (Ctrl+T) и «посадите» парня на динозавра. Чтобы видеть, как накладывается объект, понизьте непрозрачность слоя.

Создайте маску для слоя и сотрите правую ногу парня. Штампом избавьтесь от очков на руке.

Выделите два верхних слоя (парня и динозавра) и слейте их (Ctrl+E).

Создайте новый корректирующий слой «Уровни», не забыв отметить пункт «Использовать предыдущий слой для создания обтравочной маски».

Установите входные значения для нижней гистограммы: 7:175. Кистью черного цвета сотрите тень с правой стороны парня и динозавра. Затем снизьте непрозрачность кисти до 45% и проработайте ею оба объекта в тех местах, где света должно быть больше, чем тени. Это лицо парня, складки одежды, язык динозавра, его хвост, хребет и т.п.

Слейте корректирующий слой с основным. Кистью «Осветлитель» и «Затемнитель» проработайте героев по технике «додж и берн».

На новом пустом слое, размещенном под слоем с героями картины, нарисуйте тень под ногами динозавра. Действуйте черной кистью с очень низкой непрозрачностью и нажимом.

Внизу на панели слоев найдите пиктограмму, обозначенную буквами «fx», нажмите на нее и выберите пункт «Внутренняя тень». В окне настроек поменяйте режим наложения с «Умножения» на «Линейный осветлитель» и установите цвет #90a08f. Остальные параметры как на скриншоте. Затем нажмите «Ок».

Сейчас мы создали рефлексы, но нужно избавиться от них в той части снимка, где их не должно быть. Поэтому через ПКМ превратите эффекты слоя в обычный слой. Этот слой появится сверху в режиме обтравочной маски. Добавьте к нему обычную маску и залейте ее черным цветом (Ctrl+I). Затем кистью белого цвета проявите рефлексы там, где им следует быть согласно источнику освещения на нашей картинке.

Создайте новый пустой слой (Shift+Ctrl+N), возьмите кисть с цветом #c4c5ab и на очень низкой непрозрачности прорисуйте героев с правой стороны.

На очередном пустом слое цветом #babc9e поставьте кистью засветку слева сверху и понизьте прозрачность слоя до 39%.

Дублируйте слой, поменяйте режим с «Обычного» на «Экран» и перетащите под слой с главными героями. При необходимости снизьте непрозрачность.

Над всеми слоями создайте слой «Поиск цвета». Выберите подходящий пресет, снизив непрозрачность слоя примерно до 40%.

Затем нажмите Shift+Ctrl+Alt+E. Видимые слои будут объединены в новый слой, а исходные останутся нетронутыми. Находясь на слепке всех этих слоев, зайдите во вкладку «Фильтр» и выберите Camera RAW.

Повысьте контраст, детализацию, после чего зайдите во вкладку «Цветокоррекция». Для светлых областей примените следующие настройки: «Цветовой тон» — 143, «Насыщенность» — 20. Для теней: «Цветовой тон» — 62, «Насыщенность» — 14.

Сохраните файл в удобном для вас формате (Shift+Ctrl+S).

Вот так фотомонтаж фотографий послужил основой для интересной атмосферной композиции.

Подводим итоги

Мы рассмотрели творческий прием в фотоискусстве, именуемый фотомонтаж. Дали основные советы по подбору и совмещению изображений и показали, как создать композицию на практике. Фоторедактор от компании Adobe считается профессиональным софтом для редактирования, поэтому новичкам совладать с ним нелегко. Мы рекомендуем неопытным пользователям начать осваивать ФотоМОНТАЖ как альтернативную программу отечественного производства. Самое главное — научиться работать со слоями и масками, а когда поймете принцип их использования, сможете создавать даже сложные многослойные композиции.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий