Фото:Эхтирам Джаби
Эхтирам Джаби (Ehtiram Jabi) — один из самых юных участников выставки «Дружба народов» на ВДНХ, призер и победитель международных конкурсов и автор общественно значимых фотопроектов. Он предпочитает цвет, ценит искренние фотографии и черпает вдохновение из фильмов Андрея Тарковского. О себе и своем творчестве он расскажет на творческой встрече 29 августа (встреча в Facebook), а пока предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью с ним.
— Эхтирам, здравствуйте! Прежде всего хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в фотографию?
— Здравствуйте, я студент
— Интересовались ли вы фотографией в детстве? Фотографировал ли кто-то в вашей семье?
— В детстве я фотографией не увлекался, но очень любил рисовать портреты знаменитостей, а также пейзажи. В семье, как я знаю, никто не занимался чем-то даже близким к этому, только «серьезными» делами, и лишь я один такой творческий.
— Вы еще совсем молоды, но уже являетесь автором нескольких интересных проектов. Расскажите о них, пожалуйста.
— Да, мне сейчас 19, и я занимаюсь фотографией уже второй год. Сначала это было просто увлечение, но со временем я начал все больше зависеть от него. Простые, каждодневные снимки мне прискучили, и я начал делать небольшие проекты. Среди них могу отметить «Победителей», посвященных ветеранам Великой Отечественной войны, «Белого лебедя» — о балерине Сабине Мамедовой, а также несколько проектов из отдаленных уголков моей страны, такие как «На вершине», «Его зовут Рокси», «Советская».
— Чем вы сейчас снимаете? Есть ли, по вашему мнению, принципиальная разница между пленочной и цифровой фотографией?
— Сейчас я снимаю камерой Canon 6D с фиксовыми объективами 40 и 85 мм, а начинал с Nikon D90. Если честно, я думаю, что пленочная фотография более естественна и красочна, но, несмотря на это, ее время уже прошло.
— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?
— Да, конечно, есть. Фотография трех маленьких ребят, бегущих за мячом, является для меня олицетворением мечты детства. Я всегда увлекался футболом, но из-за проблем со здоровьем не мог играть, только наблюдал издалека. Каждый раз, когда смотрю на этот снимок, я вспоминаю ребят со своего двора, которые так же бежали за мячом. Еще мне нравится фотография шестилетнего мальчика, продающего цветы у входа в метро. Однажды я вышел из метро, двинулся в сторону университета и увидел его. Пройдя мимо, остановился и подумал, снять его или нет, и через минуту он уже позировал мне. Хорошо, что я тогда его сфотографировал, а то жалел бы всю жизнь, ведь больше я его там не видел.
— Вы снимаете в разных жанрах, а начинали с уличной фотографии. Какое направление особенно привлекает вас сейчас?
— Документальная фотография. Она нравится мне возможностью пересказать какую-то историю, но в снимках. Еще я люблю портреты и фотожурналистику. В общем, мне нравится снимать людей.
— Кто становится героями ваших портретов? Бывает ли такое, что вам хочется сфотографировать незнакомого человека на улице? Как вы в этом случае поступаете? Спрашиваете разрешения? Бывают ли конфликтные ситуации?
— Если я фотографирую на улице, то героями становятся незнакомые люди. Вначале я боялся снимать кого-то на улице, и если делал это, то сзади. Позднее, прочитав несколько книг и набравшись опыта, я мало-помалу начал без страха фотографировать незнакомцев. Бывают моменты, когда я хочу сделать чей-то портрет, тогда я подхожу и спрашиваю разрешения; если же человек является просто частью моей работы, то обхожусь без этого. А насчет конфликтов — все люди разные, не каждый понимает, чем мы занимаемся, для чего делаем и как пользуемся фотографиями. Стараемся как-то объяснить, что ничего криминального здесь нет.
— Как фотограф может раскрыть человека? Как нужно общаться с людьми, чтобы они раскрылись и почувствовали себя на съемке комфортно и легко?
— Думаю, фотограф должен некоторое время побыть в контакте с человеком, пообщаться с ним, узнать его историю. После этого ему будет легче снимать и показывать эмоциональную сторону личности. Мне всегда комфортно фотографировать своих друзей и знакомых, потому что с ними легче общаться и я знаю их характер.
— Азербайджан — очень красивая страна. Наверняка родная культура привлекает и вдохновляет вас? Вы живете в Баку? Есть ли любимые места в городе?
— Азербайджан — страна небольшая, но красивая: море, озера, горы, реки — все есть. Да, я сам родился в Баку, но мои родители и все родственники родом из Шеки, это порядка шести часов езды оттуда. Фотография в моей стране находится на пути становления, и поэтому есть много мест, где не вступала нога человека с камерой. А Баку почти весь отснят, да и не нравится он мне: слишком изменился за последнее время, все строят новые высокие здания, меняют историю и геометрию города. Мне больше интересны пригороды и отдаленные села.
— А какие места Азербайджана вы посоветовали бы посетить тем, кто собирается познакомиться со страной?
— Деревни Галахудат и Хыналыг Губинского района. Это самые высокие населенные пункты в стране, они находятся на высоте порядка
— Кто из современных фотографов наиболее близок вам по творческому методу? Можете ли вы назвать наиболее интересных авторов своей страны?
— Мне очень нравятся работы Алекса Уэбба, я даже иногда стараюсь подражать ему. Еще могу отметить работы Алекса Майоли, Томаша Дворжака, Чен-Чи Чанга. Из фотографов своей страны могу назвать Аббаса Атиллая, покойного Дадаша Адну и Халида Зейналова. Все они являются мастерами своего дела.
— Как вы относитесь к черно-белым снимкам? В каких случаях вы выбираете цветной, а в каких — монохромный режим?
— Если честно, я не очень люблю черно-белые фотографии и снимаю их редко, вы можете заметить это по моим работам. Большое внимание я уделяю цвету, и есть оттенки, которые нравятся моему глазу и которые я люблю использовать: красный, темно-синий, темно-зеленый. Если же гармония цвета в кадре мне не нравится, я перевожу его в черно-белый режим.
— В социальных сетях вы много пишете о творчестве режиссера Андрея Тарковского. Расскажите, как его фильмы повлияли на ваше фотографическое видение? Какой из них вы посмотрели первым и какой больше всего нравится?
— Да, Андрей занимает особое место в моем творчестве. Несмотря на то что я не в силах понять его фильмы полностью, аура, которую они передают, сильно влияет на меня. Первым я увидел «Сталкера», в детстве, потом пересматривал несколько раз; очень люблю смотреть «Ностальгию», а также «Зеркало». Его фильмы содержат безумное количество фотокадров, и каждый является учебником для всех фотографов.
— Творчество Андрея Тарковского не нашло должного понимания и признания при жизни автора, и сам он часто писал и говорил об одиночестве творца. А что думаете вы о взаимоотношениях общества и художника? Как вы думаете, творчество развивается активнее, когда автора понимают?
— Думаю, что в любом виде творчества общество не в силах понять и оценить авторов, сейчас потребителям нужны совсем другие вещи. А творческий человек, чтобы найти себя и творить, должен страдать, биться всю жизнь, падать и снова вставать.
— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас значит общественное признание?
— В первый год творчества я занял
— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, Интернет?
— Для совершенствования надо жить и творить. Я окружил себя творческими людьми: поэтами, художниками, музыкантами, а также своими коллегами. Мне приятно видеть их работы, читать их посты о творчестве, а также узнавать их мнение насчет своих работ. Все виды творчества связаны между собой, и если вы фотограф, это не значит, что вы должны увлекаться только съемкой. Нужно читать литературу, посещать музеи, выставки, концерты — все это очень позитивно влияет на человека и помогает лучше соображать.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?
— С первого дня занятий фотографией я хотел побывать на войне или же в горячих точках мира в качестве фоторепортера. Нехватка адреналина и крови (улыбается).
— Что значит для вас фотография?
— Человек передает свои идеи обществу разными способами: кто-то поет, кто-то пишет, а кто-то фотографирует и показывает свой внутренний мир с помощью снимков. Вот что для меня фотография.
— А что еще вас вдохновляет на творчество? Музыка, литература?
— Музыка и фильмы. Очень люблю драмы, а также арт-хаус.
— Были ли вы в России и Москве? Чего ожидаете от творческой встречи на ВДНХ?
— В России я был несколько лет тому назад, в Екатеринбурге, очень понравилось. Так как я вырос в кругу русских и учился в русском секторе, то очень люблю культуру и природу вашей стране, есть мечта попутешествовать по ней. Честно говоря, ожидаю, что выставка будет на высшем уровне, а о деталях даже не могу думать.
— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»?
— Отличным шансом показать свои работы, а также представить свою страну на столь высоком уровне.
— Назовите, пожалуйста, пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Я пунктуальный, не эмоциональный, реалист, люблю коллекционировать разные вещи, мне нравится одиночество.
— Большое спасибо за беседу! Ждем вас в Москве на творческой встрече 29 августа!
— Взаимно!
Анкета. Об авторе
Страна: Азербайджан.
Совет начинающим фотографам: живите и творите.
Техника: Canon 6D, 40 mm f 2.8, 85 mm f 1.8.
Источники вдохновения: фильмы, музыка, одиночество, незнакомые люди.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий