«Фотографией я увлекся шесть лет назад. До этого, как большинство, «щелкал» в стиле «Ося и Киса были здесь». Гораздо больше меня интересовала живопись, вот и до сих пор меня особенно привлекают именно изобразительные аспекты фотографии. Может быть, поэтому я и «застрял» в пейзаже. Если не считать отпускного времени, фотографирую по дороге на работу или с работы – благо, ботанический сад под боком.
Игорь Новиков рассказал нам свою историю о том, как он пришел в мир фотографии и почему остановился именно на пейзажной фотографии.
Сначала снимал простенькой пленочной мыльницей, потом приобрел свою первую зеркалку. Кстати, тогда и появился на фотосайтах (в первую очередь, на club.foto.ru) мой персонаж – Балаганов Шура. Но однажды я увидел работы, выполненные моноклем, и просто влюбился в эту линзу! Благодаря специфическим особенностям монокля на картинке можно было увидеть именно то, что я хотел. А тут, очень кстати, знакомый по фотосайту продавал монокль работы Георгия Колосова. Так у меня появилась первая моноклевая линза, достаточно стандартной конструкции - из Гелиоса, 85мм. Правда, все уверяли, что снимать моноклем можно только на черно-белую пленку (в купленном мной монокле даже был жестко закреплен желтый фильтр). А мне хотелось цвета. В результате я выковырял фильтр и попробовал снимать на цветной негатив. Так «пополам» сейчас и снимаю: и цвет, и ч/б.
Фотографирую на узкую пленку. Основной аппарат: Pentax MZ-M – это наверное самая дешевая (если не считать Зенитов), компактная и легкая зеркалка. Главное, она превосходно работает с любыми механическими объективами, в том числе, и с отечественными - через переходник М42. Снимать пейзажи на 85мм не очень удобно, а город – вообще практически невозможно. Поэтому я очень обрадовался, когда смог получить монокль 33мм, тоже работы Колосова. Короткофокусный монокль, как оказалось, имел очень интересный рисунок – своеобразную закрутку по краям кадра. Получался этакий вихревой эффект, особенно ярко проявляющийся на черно-белом изображении. Не менее важна для меня и его компактность – в комплекте с MZ-M он практически не отличается по весу и размеру от средней пленочной мыльницы.
Снимать на монокль одновременно и просто и сложно. Во-первых, следует учитывать, что эта линза играет именно на тех эффектах - аберрациях, виньетировании, световых ореолах - от которых так пытаются избавиться все «нормальные» линзы. Во-вторых, нет одинаковых моноклей. Даже изготовленные по одной и той же широко описанной технологии (Гелиос-44), чаще всего они дают разные картинки. Вероятно, за счет ручного изготовления, специфических для однолинзовых конструкций эффектов, монокль обладает собственным характером. Можно сказать, что он живой. Часто складывается впечатление, будто твой объектив сам решает, что ему отображать. Выбираешь по всем правилам кадр, а проявив, видишь, что картинки нет. А вот фотография, снятая просто под настроение - вдруг играет необычными красками и рисунком.
Кроме того, монокль гораздо чувствительнее обычных объективов к особенностям используемой пленки. Кадры, снятые, например, на Fuji и Kodak, в одно и то же время и в том же месте, могут совершено отличаться по цвету. Бытует мнение, что монокль – линза только для солнечной погоды, или только «портретная». Однако это не так. Очень интересно получаются ночные городские сюжеты. Тут вспоминается и знаменитая «туманная» серия Колосова, отснятая в дни, когда Москва была затянута дымом горевших торфяников. И еще: необходимо учитывать, что на монокле черно-белые кадры получаются зрительно гораздо более «резкими», чем цветные.
Существуют и аналоги монокля у известных фирм, так называемые, софт-объективы. Скажем, они есть у фирм Canon и Pentax. Очень удобно, что на них можно играть диафрагмой по месту, подбирая силу эффекта. Единственный их «недостаток» – цена... Самый дешевый софт-объектив Pentax тянет под полтысячи «зеленых президентов», а Canon и того дороже. Правда, год назад в США появился очень забавный объектив – так называемый, lens-baby. Это тот же однолинзовый объектив, но насаженный на гибкую оправу, позволяющую изменять не только расстояние от линзы до пленки, но и наклонять линзу относительно плоскости пленки. В результате можно получать совершенно необычные эффекты (например, как на фотографии «Закрученная клумба»).
Контакт 911-20-27 novikovi@umail.ru
Игорь Новиков рассказал нам свою историю о том, как он пришел в мир фотографии и почему остановился именно на пейзажной фотографии.
___________________________
Читайте также:
Лучшие работы пользователей rosphoto.com В этом номере мы решили опубликовать самые лучшие фотоработы пользователей rosphoto.com.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий