Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Fujifilm July 300x600
Сергей Скуратов: "Русская душа мучается, когда живет не по совести"

Сергей Скуратов:
"Русская душа мучается, когда живет не по совести"

#портфолио #современная_фотография
Сергей Скуратов:
"Русская душа мучается, когда живет не по совести"
30 мая 2014
Фото:Сергей Скуратов

Сергей Скуратов — корифей отечественной жанровой фотографии. Его работы, героями которых становятся в основном жители российской глубинки, вызывают неизменный интерес посетителей выставок, в которых Сергей часто принимает участие. Кроме того, он и сам является членом жюри фотофестиваля «Юность России за мир и взаимопонимание», а также преподает в детско-юношеской фотостудии при владимирском отделении Союза фотохудожников России.

— Сергей, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали снимать? Вы родились в семье военнослужащего, почему же решили связать свою жизнь с фотографией?

— Как часто бывает, детские впечатления влияют на окончательный выбор профессии. Мне было лет двенадцать, когда у соседа я увидел снимок — лягушка сидела на камне в застывших брызгах волны; и я вдруг понял, что фотография может остановить момент, который мы пропускаем, не замечаем в суете жизни, а сделать это можно с помощью такого инструмента, как камера.

Пора сенокосная. 1995 г.

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— Мой путь в профессиональную фотографию был длинным. Я учился на инженера-механика в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта, с улыбкой вспоминаю название своего дипломного проекта: «Комплексная организация выгрузки смерзшихся сыпучих материалов с помощью буро-рыхлительной машины».

Первый фотоаппарат, «Зенит-Е», я купил во время учебы на деньги, присланные родителями для покупки новой куртки. С книгами по фотографии было трудно, поэтому читал те, которые мог достать, задавал вопросы тем фотолюбителям, которые уже имели опыт. Вот так и обучаюсь до сих пор самостоятельно.

Затем была работа по специальности на Алтае, в Краснодарском крае, во Владимире, и только в 29 лет я стал заводским фотографом, несмотря на уговоры близких.

С пастбища. 1995 г.

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе фотокорреспондентом в конце 1970-х — 1980-х годах. Что вы снимали, что оказывало наиболее сильное впечатление, в каких уголках страны побывали за это время?

— Перед работой фотокорреспондентом была организация фотоклуба «Владимир», участие в выставках и конкурсах, внештатное сотрудничество с областными газетами. И только после этого — неожиданное для меня приглашение на работу в партийную областную газету «Призыв». Начались командировки по области; так как фотокорреспондент в штате был один, а съемок много, практически некогда было неторопливо работать над темами, да еще надо было писать к каждому материалу текстовки, ведь газета выходила ежедневно. Зато не составляло труда попасть в любую организацию и на любое предприятие: единственное, чего побаивались руководители, — это критических материалов.

В перестройку я вместе с четырьмя журналистами ушел из «Призыва», и мы организовали первую во Владимире городскую газету «Молва». Мы поддержали так называемые демократические перемены, не было никакой цезуры, можно было, как мне казалось, участвовать в политических переменах, хотелось, чтобы наступила более честная, счастливая жизнь. Делали много жестких, негативных материалов, которые раньше дозированно пропускались партийной цензурой. Работали много, не было хорошей фотолаборатории, пленки приходилось проявлять дома в ванной и там же печатать снимки, но не это главное... Я вдруг ощутил некую опустошенность. Из-за нацеленности газеты в основном на критику и негатив я перестал получать удовольствие от жизни и даже замечать то прекрасное, что нас окружает.

Уволился оттуда с вопросом: разве можно на негативе построить счастье?.. Это я сейчас осознаю: чтобы разрушить социальную систему, нужны негатив и критика; чтобы создавать, изменять, необходимы позитивные примеры. Пытался устроиться в ТАСС — не приняли. Стал работать самостоятельно, выполняя заказы по договорам: календари, плакаты, буклеты.

Без мужика. 1995 г.

— В своих работах вы показываете настоящую жизнь России, жизнь глубинки, жизнь людей, о которых говорят и уж тем более которых показывают редко. Почему вам захотелось обратиться к этой теме?

— Я люблю простых людей, они часто добрее, честнее и порядочнее «образованных». Живя естественной жизнью, они ближе к природе; они, в конце концов, нас кормят. Иной раз поговоришь с бабушкой в деревне — и словно воды чистой напьешься. К этой теме я обратился благодаря этнографическим экспедициям, в которые приглашали меня мои друзья из муромского музея.​

Вечер на Каменке.1997 г

— Как вы думаете, могут ли такие фотографии повлиять на патриотическое настроение аудитории, на формирование настоящих ценностей?

— Конечно, благодаря глазам мы получаем впечатления, информацию. Изобразительными произведениями можно и воспитывать доброе в человеке, и разрушать, навязывая, например, систему потребительского отношения к природе, агрессию к инакомыслию и так далее. Этим постоянно пользуются и СМИ, и политики, и рекламщики. Можно сказать коротко: воздействуют через создаваемые образы.

Внученька.1995 г.

— Вашим работам свойственна философичность. Глядя на простых людей, вспоминаешь произведения русских писателей, вечные наши вопросы: «Кому на Руси жить хорошо?» и «Что делать?». Как бы вы на них ответили?

— Философия здесь ни при чем... На персональных выставках я обратил внимание на реакцию американцев, немцев, которые, в своем большинстве не читавшие нашу русскую классику, с умилением смотрели на портреты бабушек и на их жизнь в деревне. Они подходили, говорили мне об этом и спрашивали, можно ли эти фотографии купить. А жить в России хорошо, и не только тем, кто пришел к внутренней гармонии с собой и природой и обладает необходимым достатком... Что делать? Приходить к себе, меняться! Этому учат религии, мудрецы, наставники различных духовных школ, да и хорошие психологи.

Вызываю скорую....1991 г

— Героями ваших фотографий часто становятся самые обыкновенные люди. Как они реагируют на съемку? Легко ли с ними работать?

— Как и все люди: одни спокойно, другие стесняются и не хотят фотографироваться... И потом, одно дело — приехать на съемку на короткое время: можно снять скрытно, можно уговорить, спровоцировать на эмоции и так далее. Другое дело — когда живешь в деревне: здесь надо завоевать доверие односельчан, а это накладывает на тебя огромную ответственность и требует больше времени.

Жизнь вместе. 1995 г.

— Скажу по себе: при работе с темой русской деревни неизменно чувствуется некоторая боль за наших людей. Тяжело смотреть на стареньких бабушек, которые в своем почтенном возрасте остались одинокими. Ведь им приходится выполнять всю нелегкую деревенскую работу... Не возникает ли при съемке какое-то чувство вины?

— Сопереживать приходилось, а когда ведешь себя с людьми честно, искренне, по-доброму, вины возникнуть не может.

Моя кормилица 1998 г.

— Вы являетесь членом жюри Международного детско-юношеского фотофестиваля «Юность России за мир и взаимопонимание». Можете ли выделить какие-то тенденции развития российской детско-юношеской фотографии? Что интересует молодых авторов? Какие жанры они выбирают?

— Детско-юношеская фотография отражает тенденции, которые существуют в нашем обществе. Самые слабые коллекции приходят по линии системы школьного образования, а самые сильные — из студий системы дополнительного образования, где работают в основном опытные педагоги-энтузиасты, к сожалению, многие уже предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь снимает практически во всех жанрах — это пейзажная, спортивная, жанровая, студийная, компьютерная фотография, портрет, макросъемка, много социальных историй.

На большой дороге.1995 г.

— А есть ли различия в художественном вкусе московских авторов и их коллег из регионов? Сказывается ли на творчестве то, что провинциалы куда лучше знакомы с настоящей, негламурной жизнью страны?

— Конечно есть, культурная и социальная среда откладывает свой отпечаток.

На сельской улице 1995 г.

— Что вы думаете о современном патриотизме? Почему многие так стремятся уехать жить за границу?

— Для меня не существует современного или несовременного патриотизма... Патриотизм есть любовь к Родине. Сейчас это больной вопрос в связи с последними политическими процессами, и когда многие понятия, пришедшие с либеральными взглядами, размыты и запутанны, здесь очень важно понимать изначальный смысл слов, которые мы, не задумываясь, произносим. Чем плох национализм, который изначально подразумевает национальные интересы, культуру, традиции — то, что объединяет сообщности людей и обогащает народы? Нацизм — это некая избранность, возвышение, насаждение другим народам своих идеалов насильственным образом. Надо уметь думать и интересоваться смыслом слов. Свобода слова и словоблудие для меня разные вещи. И за любыми СМИ, сайтами, которые кричат о свободе слова, стоят те, кто их финансирует, преследуя далеко не только финансовые интересы. А за границу едут немногие: кто хотел, тот уже уехал. Вероятно, им недостает патриотизма?

Настройщик инструмента. 1995 г.

— Вы выпустили несколько фотоальбомов. Можете рассказать о том, как шла работа над ними? Как подбирался материал? Снимали сразу с мыслью об объединении работ в проекты? Или фотоархив создавался сам собой?

— В одном случае накопившийся материал сам попросился, выстроился в альбом. В другом — поступил заказ областной администрации; часть фотографий я взял из своего архива и еще четыре месяца снимал в поездках по области.

Оптимистка. 1995 г.

— Есть ли кадры, которые особенно вам дороги?

— Есть просто кадры, за которыми стоят интересные истории.

Осторожно, причаливаю. 1995 г.

— Ваше портфолио представляет собой уникальную галерею образов русского народа. Это действительно большой вклад в российскую фотографию в целом. Как бы вы ответили на вопрос: в чем же она, загадка русской души?

— Русская душа мучается, когда живет не по совести.

Пастушок. 1995 г.

— Фототехнику каких производителей вы используете?

— Сanon.

Пенсионерки. 2013 г.

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Я не отделяю мастера фотографии от его творчества. Назову нескольких близких мне людей, у которых я учился, с кем встречался, с кем поддерживаю связь в настоящее время, фотографии которых я люблю: Валерий Егоров, Геннадий Бодров, Станислав Яворский, Павел Кривцов, Виктор Чернов, Валерий Щеколдин, Владимир Сёмин, Светлана Пожарская, Владимир Вяткин... Этот список можно продолжать. Благодарю, что они есть в моей жизни.

Пора мой друг, пора..1990 г

— Что из всех своих достижений вы считаете наиболее важным?

— Важности я ничему не придаю.

Семейная трока.1991 г

— Что значит для вас фотография?

— Способ познания себя и жизни.

Эх, запрягу! 1995 г.

— Можете дать несколько советов начинающим фотографам, которые ищут свой стиль?

— Пусть ищут, прислушиваясь к себе.

Со службы. 1997 г.

— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Год, как живу в деревне, люблю свою семью, рыбалку, грибную охоту, завел пчел.

Помощь сверху. 1995 г.

— Огромное искреннее спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам удачи и ярких, эмоциональных кадров!

Об авторе

Фотограф Сергей Скуратов

Имя, фамилия, возраст: Сергей Скуратов, 63 года.
Веб-сайт: страницы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook.
Выставки, награды, достижения:
1983 год:
  • диплом межклубной фотовыставки «Фотодебют-83», город Камень-Каширский;
  • диплом фотосалона Uzvara, Латвия;
  • дипломы I и II степени X Всероссийского фотоконкурса «Отечество», город Москва;
  • I премия международного фотоконкурса Pentakon-ORWO, ГДР;
1984 год:
  • диплом III степени межклубной фотовыставки «Человек и время», город Николаев, Украина;
  • диплом фотосалона Uzvara, Латвия;
  • диплом I степени межклубной фотовыставки «Земля и люди», город Краснодар;
1985 год:
  • диплом I степени Всероссийской межклубной фотовыставки, город Армавир;
  • V премия международного фотоконкурса Zeiss-Praktika, ГДР;
1986 год:
  • диплом I степени фотовыставки «Земля и люди», город Краснодар;
  • диплом II степени фотовыставки «Горы и люди», город Майкоп;
  • диплом I степени фотовыставки «Объективы дружбы», город Ковров;
  • диплом фотовыставки «Агрофото-86», город Луцк;
1987 год:
  • звание лауреата II Всесоюзного фестиваля народного творчества, город Москва;
  • диплом IV межклубной фотовыставки «Мир современника», город Гродно, Беларусь;
  • диплом фотовыставки «Беломорье-87», город Мурманск;
1988 год:
  • персональная фотовыставка, город Керава, Финляндия;
1990 год:
  • диплом III Фестиваля народного творчества РСФСР, город Москва;
  • звание лауреата республиканской фотовыставки «Россия — отчий дом», город Курск;
1992 год:
  • персональная выставка, город Эрланген, Германия;
1993 год:
  • персональная выставка, город Эрланген, Германия;
1994 год:
  • II и III премии фотоконкурса компании «Славич», город Переяславль-Залесский;
1996 год:
  • персональная фотовыставка, город Хьюстон, США;
1998 год:
  • персональная фотовыставка, город Блумингтон-Нормал, CША;
1999 год:
  • диплом Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за фотосерию «В древнем Суздале»;
2000 год:
— серебряная медаль и диплом II степени фотосалона «Сибирь-2000»;
2003 год:
  • участник фотоконкурса, посвященного 225-летию Владимирской губернии; I место в номинации «Праздник», поощрительная премия в номинации «Портрет современника»;
  • во Владимире вышел в свет фотоальбом «Всего лишь мгновение...»;
2004 год:
  • диплом межрегионального фотоконкурса, город Ярославль;
  • лауреат зональной фотовыставки «Салют Победы», организованной Министерством культуры РФ в Государственном российском доме народного творчества в городе Смоленске;
2010 год:
  • I место в областном конкурсе «Жить, любить, творить»;
2011 год:
  • участник выставки «Фотография без границ», город Новороссийск;
  • участник выставки Союза фотохудожников России «20 лет спустя», город Москва;
2012 год:
  • победитель фотоконкурса «Краски природы» в номинации «Белый цвет»;
  • победитель фотоконкурса «Любимая Россия»;
  • участник III Международного фотоконкурса «Берега», город Нижний Новгород;
  • участник выставки «Россия — отчий дом», город Астрахань;
  • вышел в свет фотоальбом «Владимир. Суздаль. Времена года»;
  • вышел презентационный фотоальбом «Владимирская область. В сердце России»;
2013 год:
  • дипломант фотоконкурса Epson «Удивляй и удивляйся».
  • В настоящее время готов к изданию черно-белый фотоальбом «Лицом к России».
Источник вдохновения: жизнь.
Лучший совет: не давайте советов, если их не просят.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

21 февраля 2014

Марк Штейнбок:
«Я мыслю картинками»

Уникальная способность Марка Штейнбока создавать прекрасные снимки в любом жанре проявилась еще в детстве. В школе ему нравилось делать постановочные кадры, рассказывающие об ученических буднях, которые затем публиковались в разных изданиях.

14 января 2014

Виктор Ахломов:
пятьдесят лет репортажа

Виктор Ахломов — один из самых известных советских и российских фотожурналистов, работающих в жанре репортажа. Он четырехкратный обладатель премии World Press Photo, а также множества других национальных и международных премий. Всю жизнь проработав фотокорреспондентом «Известий», он сумел стать узнаваемым в разных странах благодаря своим живым и искренним фотографиям.

29 ноября 2013

Сергей Ильницкий:
жизнь как репортаж

Сергей Ильницкий — репортажный фотограф. Точнее говоря, очень хороший репортажный фотограф; человек, который увлекся фотографией с детства и немало преодолел для того, чтобы все-таки стать профессионалом в своем деле. И не зря: его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в этом году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса World Press Photo.

Fujifilm July 300x600
хальке
фотомарафон