Фото:Андрей Уляшев, член Российского фотосоюза
Текст:Андрей Уляшев
Заканчивается день. Солнце садится за горизонт. Наступает волшебное и магическое время, которое мы называем сумерками. Необыкновенным, розово-оранжевым цветом раскрашиваются облака над головой. Воздух пронизывается удивительным светом. Краски блекнут, остается лишь небольшая красноватая полоса на закате. Бездонное синее небо расстилается над куполами и крышами Москвы. Город погружается в свет фонарей и неоновых витрин, подсветку зданий и сияние автомобильных фар. Именно это время называется в фотографии режимным.
Одно из главных правил городской съемки – практически все удачные ночные фотографии делаются в сумерки. Начинающие фотографы иногда ошибаются и снимают в то время, когда весь свет безнадежно потух, и неба как такового нет. При черном небе сделать хороший снимок технически сложно: детали в проваленных тенях исчезают, фактура стен пересвечивается. Небо должно быть обязательно.
Итак, идем на вечернюю прогулку. Собственно, в Москве много красивых мест, откуда можно снять красивые кадры. Но самые красивые виды встречаются по течению реки Москвы, поэтому тема мостов так популярна и неисчерпаема. С подчеркивающей их архитектуру эффектной подсветкой, они очень красиво смотрятся на фоне современных и сталинских зданий и высоток. С мостов снимаются виды с перспективой Москвы-реки и города. Например, хорошо смотрится Кремль с Москворецкого моста, Военная академия РВСН им. Петра Великого с Большого Устьинского. Интересны ракурсы из-под мостов с освещением под ними. Тут советую обратить внимание на Новоарбатский, Багратион, мост третьего транспортного кольца в районе Сити.
Каждый мост имеет четыре ракурсных стороны, с которых его можно сфотографировать. При выборе точки съемки следует обращать внимание как на наличие эффектного переднего плана, ведущего взгляд зрителя к мосту и вглубь кадра, так и на возможное присутствие на заднем плане здания или башни, ставящего красивую точку в композиции. Следует учитывать сторону захода солнца. В зависимости от времени самого заката, интересны обе его стороны, и надо смотреть, на каком фоне будет располагаться мост. Во время заката деревья и зимой и летом представляют собой черную массу, которая утяжеляет снимок. Полезной информации в тенях в этих местах мало и смотрится это неэстетично, поэтому зелени в кадре должно быть как можно меньше. Следует избегать пересечения сюжетно-важных линий с рекламой и зданиями, «вырастающими» из мостов.
Если хорошего переднего плана нет, тогда его функцию берет на себя река с отражениями огней, размытая в ровную полосу длинной выдержкой. Получаются красивые, плакатные снимки. Особенно хорошо смотрятся панорамы с выгнутыми очертаниями мостов, снятые с близких расстояний. Или с безукоризненно правильной геометрией, сфотографированные с приличным фокусным расстоянием объектива с удаленных возвышенных мест. Тогда выходят «портретные» снимки. Интересные места для панорам можно найти в районе ст. м. «Киевская», где главным действующим лицом выступает светящийся мост им. Богдана Хмельницкого. Помимо него внимание привлекают Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост, знаменитый красотой и количеством снятых кадров, Новоарбатский со светящимися колоннами-опорами, Багратион, похожий снизу на гигантскую змею, Патриарший, сверкающий, как изысканная драгоценность…
Со спуска к воде на Смоленской набережной, почти рядом с Бородинским мостом, есть замечательный ракурс для панорамы – с этого места видно сразу четыре моста. С Живописного моста можно эффектно снять панораму красной фермы с растяжками, стремящимися к краю кадра и размытыми в линию огнями автомобилей.
Архитектура как современных, так и сталинских зданий выглядит на панорамных снимках не менее эффектно архитектуры мостов. Вид на Кремль, открывающийся, например, с Москворецкого моста, Московский международный дом музыки, Деловой центр, Университет, Академию наук, монастыри, храмы, площади вокзалов, высотки, и так далее… Великолепные снимки получаются с крыш домов – светящиеся реки улиц, сети бульваров и проспектов. Правда, чтобы попасть на эти крыши, нужно очень постараться.
Впечатляющие снимки получаются при очень длинной выдержке (до десятка и больше минут). Обязательное условие – наличие облаков на небе. Во-первых, они обеспечат эффектное закатное небо. Во-вторых – облака и река «размазываются», оставляя архитектурную часть выразительно четкой и неподвижной, создавая тем самым особенную динамику и глубину. Для таких съемок нужен нейтрально-серый фильтр большой кратности. Чтобы небо не пересвечивалось, используют градиентные фильтры, но в Москве, из-за сильно неровного горизонта (зданий на фоне неба), они часто не пригодны. Проблема решается с помощью съемки кадров с разной экспозицией, и их последующим объединением. Неподвижную часть в таком случае придется снимать отдельно.
Как снимать ночные и вечерние виды города, одним кадром, широкоугольником, или панорамой, посоветовать трудно. «Ширик» подчеркивает перспективу, усиливая ощущение глубины, включает в кадр развитый передний план, он способен сильно «завалить» окружающие здания для решения особых художественных задач. Панорама позволяет сохранить правильную архитектурную геометрию, как ее видит человеческий глаз, охватывает больший объем пространства, концентрируя его в одной картинке, позволяя увидеть сразу много. Этот творческий вопрос каждый решает для себя сам на основе собственного опыта.
При режимной съемке всегда возникает вопрос, как выставить баланс белого. В итоге, изображение все равно приходится корректировать в соответствии с художественной задачей. Ориентироваться можно по цвету неба и свету уличных фонарей. Последний не должен быть слишком насыщенно-оранжевым, как чаще всего устанавливает автоматика. Если их оттенки, а также подсветка зданий, мостов и пр. никак не могут приобрести свой натуральный цвет, значит, динамического диапазона матрицы не хватает для окружающих условий. Баланс белого, зависящий от экспозиции, яркости, контраста, тоже не укладывается в этот диапазон. В этом случае приходится применять не только брекетинг по экспозиции, чтобы, например, не вылетели света в местах, освещенных галогенными лампами, но и делать комбинированный баланс белого – уже с использованием конвертора.
Что еще надо учитывать при съемке? Конечно, основные композиционные моменты, правило третей, динамику диагоналей, линии, ведущие взгляд, наличие одного смыслового центра, отсутствие двух равновеликих строений, конкурирующих между собой, равновесность кадра и так далее. При сборке панорам выгнутость горизонта в ту или иную сторону должна отсутствовать, тщательно должны быть выверены вертикали. Хотя в некоторых случаях при острых углах безукоризненно выпрямленные перспективные искажения выглядят некрасиво и неестественно, этих случаев вообще лучше избегать, либо выравнивать не до конца. Тщательно выбирать ракурс. Москва не Питер, простора на реке здесь меньше: провода, столбы, реклама очень мешают. Кусок парапета с асфальтом, влезший в кадр, грязно-оранжевого цвета от фонарей, способен начисто испортить снимок. Мосты, обрезанные на середине пролета, часто смотрятся некрасиво. По-возможности, выбирайте для съемок не пустое, а частично заполненное облаками небо. Если небо без облаков, что очень часто бывает под вечер, строить кадр надо так, чтобы его заполняла архитектура. Не полностью, но пустого полотна неба на всю длину снимка быть не должно.
При съемке широких панорам, на 160–180 градусов, плохо выглядит обрезанный передний план. Например, если включаете в него линию чугунного ограждения моста или берега. При недостаточном фокусном расстоянии середина этого ограждения из кадра исчезает, остаются обрезки по бокам. Надо брать панорамную штативную головку и снимать панораму с явно выраженным передним планом, начинающимся почти прямо из-под ног. Такой снимок с выгнутым передним планом выглядит очень эффектно. И без панорамной головки сшиваться будет с трудом, если будет вообще, из-за проблемы параллакса. При определении экспозиции советую использовать правило «экспонируй правее», располагая гистограмму ближе к правому обрезу. Отображаемая на дисплее камеры гистограмма строится на основе анализа процессором камеры Jpeg снимка, встроенного в Raw вариант (снимаем, безусловно, в Raw), поэтому при ручной конвертации будет еще некий запас по светам. Насколько возможно забежать за правый обрез гистограммы для вашего фотоаппарата, надо определить опытным путем. Такой способ экспонирования предпочтительней, так как больше всего уровней, содержащих информацию о снимке в матрице, имеется в области светов. Уменьшая экспозицию или делая отрицательную коррекцию в закладке кривых, мы добавляем информацию в область теней. При этом уменьшается шум, цвета становятся сочнее и ярче, без привлечения насыщенности. Многое в восприятии снимка зависит от такой конечной фазы обработки, как резкость. Сказать здесь можно очень много, поэтому лучше почитать специальные материалы: http://pavel-kosenko.livejournal.com/46934.html.
Закончить хочется главным условием для всех городских съемок: любите свой город, так как без любви нет интуиции и видения, так необходимых фотографу. И пусть ваша любовь и терпение поможет вам в создании новых фотографических рассказов о вашем городе.
_______________________
Читайте также:
«Фотографическая хирургия» Бобби Нила Адамса
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий