Фото:Салават Фидаев
Текст:Салават Фидаев
Знаете ли вы, что с помощью этого инструмента можно получить такие световые эффекты, которые практически невозможно достичь другими средствами? А снимки, сделанные с применением световой кисти, можно сравнить только со штучными произведения искусства. О том, как работать со светокистью, расскажет Салават Фидаев.
В качестве примера рассмотрим работу «Как мистер Дюшес флиртовал с миссис Дюшес…».
Я сделал около десяти снимков, которые затем сложил в один кадр. Все они освещены по-разному.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Начнем с определения. Некоторые называют световую кисть фотокистью, но первое название употребляется чаще. Выражаясь фотографическим языком, это мобильный направленный точечный источник света, с постоянным или изменяемым диаметром светового потока. Световую кисть часто неправильно называют техникой или способом съемки. А это всего лишь инструмент, световой прибор, с помощью которого освещается объект съемки. Кистью его называют не зря: подобно кисти художника, который пишет красками на холсте задуманный объект, световая кисть в руках фотохудожника «рисует» светом на пленке (или матрице).
Вспомните уличный фонарь, который освещает только одно дерево на аллее, будто нарисованное на черном фоне неба. Или то, как утренний бриз, проделывая прорехи в густой шали осеннего тумана, показывает нам фрагменты или очертания предметов, пряча все остальное. Вспомните, как удар молнии в ночи выхватывает из темноты отдельные объекты, вы видите их и запоминаете только то, что наиболее ярко осветила молния. Так же, как скульптор отсекает от скалы лишнее и оставляет только скульптуру, вы «отсекаете» световой кистью все лишнее и освещаете только то, на что нужно обратить внимание. Как-то один мой знакомый профессиональный фотограф сказал, что он может легко повторить то, что я сделал световой кистью, с помощью двух вспышек и нескольких отражателей. Я категорически с ним не согласен.
Световая кисть – это, прежде всего, мобильный источник света. Мобильность – значит движение источника света во время экспонирования. Направление движения зависит от намерений фотографа. Повторить одно и то же движение руки практически невозможно: угол луча, расстояние, место положения и время работы источника света всегда будут разными.
Второе место я отвел такой особенности световой кисти как нелогичность освещения. Изменяя размер светового пятна, интенсивность и время освещения для каждого объекта, вы расставляете нужные световые акценты и строите свое неповторимое светопреставление. Нелогичность же объясняется тем, что световую кисть, как источник света, можно расположить в любом месте по отношению к снимаемому объекту. И если в классическом стиле источник основного рисующего света должен быть один и только с одной стороны, то со световой кистью ваше освещение будет трехмерным, и не будет подчиняться законам жанра!
Еще одной интересной особенностью световой кисти я считаю непредсказуемость конечного результата. Если, используя стационарные источники света, вы видите, как освещены все снимаемые объекты, то со световой кистью каждый дубль является уникальным. Об этой, как и о других особенностях световой кисти, я расскажу вам в этой статье.
В течение 3 – 4 секунд я освещал правую верхнюю часть груш. Сначала световая кисть располагалась вблизи объектов и работала точечным освещением, а потом я, не меняя направления освещения, отвел ее на 30 – 40 см от стола. Из точечного источника она превратилась в заполняющий.
Я осветил оба объекта с левой стороны, проработал и платок на левой груше. Световая кисть послужила мне источником точечного рисующего света.
Здесь я осветил фон. Световую кисть я перемещал вертикально, параллельно фону. Моей целью было показать очертания груш в контровом свете и в то же время проработать фактуру и рельеф фона.
Я держал кисть параллельно столу и освещал колесико и спицы за грушами. Здесь использован контровой и рисующий свет.
Под углом слева я осветил воблера и блесну, еще раз проработал заполняющим светом фон за грушами, контровым – подчеркнул стол, опять чередуя точечный и заполняющий свет.
ВИДЫ СВЕТОВОЙ КИСТИ
Существует множество световых приборов, которые можно назвать световой кистью или использовать в ее качестве.
Фабричная световая кисть это небольшой по габаритам прибор постоянного света, обычно на основе галогеновой лампы и жаропрочного светонепроницаемого корпуса с принудительным охлаждением. В комплекте присутствуют оптические и оптоволоконные насадки, бленды и фильтры различных диаметров.
Часто используют отдельно только оптоволоконную насадку, которая представляет собой конус из термостойкого материала и световода в виде оптоволоконного провода. Световой поток стандартного прибора собирается в насадке и выходит по оптоволоконному световоду. Таким образом, мощность осветительного прибора концентрируется на кончике световода диаметром от 10 до 1 мм. Такая насадка обычно используется в съемке натюрмортов из мелких предметов и макросъемке. Ограничением широкого применения фабричной световой кисти и оптоволоконных насадок в любительской фотосъемке является их высокая стоимость. Но «бюджетным» вариантом световой кисти может быть… обычный карманный фонарик!
Как я и говорил, дублей было сделано около десятка. Когда я складывал картинку в Photoshop, неподходящие или бракованные кадры отсеялись.
Напомню, что в случае съемки на пленку все экспозиции фиксируются на один кадр – права на ошибку нет. Я же снимал на цифровую камеру и поэтому каждый снимок был отдельным файлом. На мой взгляд, снимать со световой кистью, особенно начинающему фотохудожнику, будет проще цифровой камерой. Вы сможете не только видеть результат каждого дубля на дисплее фотоаппарата, но и вносить коррективы в экспозицию, менять сценарий освещения и оценивать правильность выбранной экспопары Правда, и здесь есть хитрости. Когда я снимаю световой кистью натюрморты, я делаю предварительный набросок, на котором пытаюсь спланировать освещение будущей постановки. В процессе съемки становится более ясно, что я хочу увидеть в результате. Исходя из этого, по ходу можно вносить поправки. Перед окончанием съемки я пролистываю все дубли и, если необходимо, делаю еще несколько кадров — последние штрихи или «работу над ошибками».
При всех различиях в способах съемки с мультиэкспозицией, у пленочных и цифровых камер есть и общие партнеры — штатив и темнота.
Большинство натюрмортов с использованием световой кисти снимается в темном помещении. Однако усердствовать с темнотой не стоит — в паузах между включением фонарика вам тоже нужно как-то ориентироваться. Поставьте в дальнем углу комнаты небольшой светильник или приоткройте дверь — ваша постановка и камера все равно останутся в глубокой тени. Неплохо было бы в качестве репетиции немного «подирижировать» световой кистью вокруг натюрморта. Можно приступать к работе. А о том, как из полученного материала сделать произведение искусства, вы узнаете из второй части!
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВЕТОВУЮ КИСТЬ
Наиболее полно возможности световой кисти раскрываются в прикладной фотографии и макросъемке. С помощью этого инструмента рекламные фотографы получают необычные привлекательные световые эффекты.
Тем же, для кого фотография не источник основного дохода, а увлечение или средство самовыражения, световая кисть может заменить целую фотостудию. Во второй части этой статьи я на примере постараюсь показать, как можно в натюрморте посредством одной только световой кисти сделать заполняющий, контровой, рисующий, точечный и другие виды света.
Чтобы «уместить» несколько разных приемов освещения в одном кадре, понадобится длительная экспозиция.
Например, если в вашем натюрморте есть несколько предметов с разным светоотражающим коэффициентом, может возникнуть проблема недоэкспонирования одного или переэкспонирования другого предмета. Эта проблема решается путем отдельного освещения каждого предмета и съемки нескольких кадров с различной экспозицией. Этот метод называется мультиэкспозицией. В пленочных фотоаппаратах мультиэкспозиция представляет собой несколько последовательных экспозиций на одном и том же кадре. В нашем случае во время мультиэкспозиции фотоаппарат и объект оставались неподвижными, а источник света перемещался относительно снимаемого объекта. В отличие от матриц цифровых камер, фотопленка не имеет ограничений по экспозиции. Несколько снимков с различной экспозицией, объединенных в одном кадре, существенно расширяют динамический диапазон конечной фотографии. Это похоже на очень популярную сейчас технику получения HDRi, только в нашем случае выдержка и диафрагма будут постоянными, а вот время освещения объекта – разным для всех снимков.
В отличие от обычной длительной экспозиции, мультиэкспозиция удобна тем, что вы можете снимать не торопясь и делать необходимые технические паузы между кадрами. В случае с длительным экспонированием может произойти нежелательная засветка каких-то частей кадра или объектов. Ограничивать длительность освещения объектов вам придется только выключением световой кисти, а не отсечками затвора камеры. Кроме того, если вы будете снимать на цифровую камеру, то на длительных выдержках (от 30 с) будут проявляться нежелательные шумы. Также на длительной выдержке в большинстве цифровых камер включается режим подавления шумов, который уменьшает микроконтраст и детализацию фотографии.
Если вы снимаете на пленочную камеру, то перед началом съемки следует уточнить, какое количество кадров предусмотрено в вашей камере в режиме мультиэкспозиции. Из этого вы будете исходить, когда решите осуществить задумку с освещением. Если у вашей камеры такой функции нет, то используйте бесконечную выдержку (Bulb) удерживая кнопку спуска на тросике или максимально длительную выдержку, предусмотренную в вашей камере. В работе с цифровой камерой мультиэкспозиция осуществляется по-другому.
_______________________
Читайте также:
В этом уроке фотографии на примерах серий фотоснимков одного сюжета мы покажем типичные ошибки фотолюбителей в выборе точки съемки портрета и дадим советы по их исправлению. Из односюжетных фотографий будем стараться выбирать лучшие по эмоциональному решению, объясняя, чем руководствуемся.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий