Поезд Москва — Мурманск медленно отходит от перрона, за окном, все убыстряя бег, проносится перрон, потом мелькают здания вокзала, и вот, набрав скорость, состав мчится через пургу на север, в Арктику. Проверка документов, раздача постельного белья и, конечно, чай. Вроде бы после суеты последних дней осталось одно желание — добраться до вагона и сразу же уснуть, но откуда-то берутся силы, и под аккомпанемент колес мы ведем с соседями неспешные разговоры.
55mm; 1/2500; f: 4, 0; ISO 400
— Ребят, не одолжите 300 рублей? — подсаживается мужчина. — Все деньги вместе с кошельком забыл, мне бы перекантоваться тут до завтра, а доберусь до дома — отдам, ей богу, отдам, на карту переведу.
Сосед по плацкартному вагону лезет в рюкзак и выдает незадачливому попутчику 300 рублей, а тот, видя такую отзывчивость, подсаживается уже поговорить:
— И куда вы, ребята, собрались?
— На север, будем жить в деревне, снимать природу, а если повезет, то и северное сияние сфотографируем.
24 mm; 1/60 sec; f: 22; ISO 500
26 mm; 4,0 sec; f: 13; ISO 100 |
36 mm; 1/160 sec, f:10; ISO 500 |
Новый знакомый смеется, не веря, и все пытается выяснить, какие у нас ружья и на кого мы едем охотиться. Возможно, кофры от штативов напоминают ему какие-то чехлы для оружия, и наш собеседник пускается в пространные рассказы про оленей и лосей — в том районе, где он живет, их много. Предлагает нам перезимовать у него на заимке, обещает отличную охоту.
16 mm; 8,0 sec; f:6,3; ISO 800
Так он нам и не поверил, что охотимся мы совсем за другим! Но поезд мчится дальше, а мы смотрим прогноз северного сияния; если все сложится, то через несколько дней у нас будет шанс его запечатлеть.
Почему Кольский полуостров?
Сияние проявляется в радиусе примерно
В нашей стране северное сияние можно увидеть на Кольском полуострове, в Якутии, на Ямале, в Архангельской области, у Таймыра. Кольский полуостров очень часто выбирают благодаря доступности — до места съемки можно добраться за полдня, если воспользоваться перелетом из Москвы в Мурманск.
16 mm; 8,0 sec; f/6,3; ISO 800
64 mm; 1/100 sec; f: 6,3 |
24 mm; 1/2000 sec; f:10; ISO 500 |
Я довольно часто выбираю самый север Карелии, и вот теперь уже Кольский полуостров в районе Кандалакши, поскольку мне важно и само сияние снять, и чтобы был интересный передний план. Ну и, желательно, без толп туристов вокруг.
Еще один немаловажный момент — это время. Я стараюсь выбирать вторую половину февраля — начало марта, когда день уже довольно продолжительный и можно, помимо ночных съемок, пофотографировать что-то и днем.
Погода и прогноз северного сияния
Если с погодой все ясно (есть облачность — мы ничего не увидим; на небе нет облаков — значит, шанс запечатлеть это явление имеется), то с северным сиянием не так просто. Местные жители утверждают, что оно бывает только в сильные морозы, но это не так: оно появляется, когда на солнце есть магнитные бури, которые до нас доходят. От силы этих бурь зависит, увидим ли мы сияние и насколько оно будет ярким. Существуют программы для прогноза этого природного явления. Они не дают стопроцентную гарантию, но ориентироваться по ним можно, и если прогноз выдает сильную бурю, то в нужную ночь стоит повнимательнее отнестись к мониторингу неба.
10 mm; 8,0 sec; f: 6,3; ISO 800
Еще один немаловажный параметр — луна. Все дело в том, что при сильном лунном свете слабое северное сияние снять не получится, на фото будут видны только сильные вспышки, зато подсвечивается передний план и картинка может оказаться весьма интересной. Тот же сюжет, но без лунного света будет абсолютно другим! И тут уже вам решать, требуется ли много света в кадре или, может быть, он вообще не нужен? Но в любом случае при планировании съемок северного сияния придется отталкиваться от прогноза магнитных бурь на Солнце.
Фотосъемка
Уже не один год я путешествую с камерами компании Nikon, вот и теперь держу в руках беззеркалку Z7. У меня было время привыкнуть к ней, и кстати, привыкание было практически мгновенным, поскольку и меню, и управление камерой не претерпели каких-либо серьезных изменений.
55 mm; 1/320 sec; f:10; ISO 400
Поскольку под новую систему еще не сделали широкий угол, а для съемки сияния желателен именно широкоугольник, я взял старый объектив
Пара запасных аккумуляторов в кармане, штатив, тряпочка для протирки линз — обычный набор для такой съемки! Ну и налобный фонарик, хотя благодаря луне было так светло, что он не потребовался вовсе.
Фокусировался я через электронный видоискатель, проблем не возникло, поскольку по луне можно навестись на бесконечность; а вот если бы было темно, пришлось бы фокусироваться при помощи фонарика. Еще, как вариант, можно использовать шкалу глубины резкости на объективе. Но чтобы пользоваться ею уверенно, я бы порекомендовал сначала попрактиковаться днем и запомнить то положение рисок, при котором будет достигнут нужный результат.
16 mm; 5,0 sec; f: 4,0; ISO 1600
И еще пара слов о камере Z7 и нововведениях. Компания Nikon прикладывает немало услилий, чтобы сделать более удобной и качественной работу не только фотографа, но и видеооператора. С появлением внутрикамерного стабилизатора это стало проще, вдобавок настройки для фото и видео теперь разнесены, для каждого режима они свои, и при переключении с фото на видео не надо перенастраивать камеру. Очень удобно, ведь иногда бывает так, что снимаешь видео и надо быстро переключиться и сделать фото. Новые объективы серии AF-P фокусируются плавно и бесшумно, а главное, быстро, и компания Nikon продолжает работать в этом направлении. Любопытная функция Slo-mo позволяет записывать ролики со скоростью 120 кадров в секунду и потом проигрывать их с частотой 25 или 30 кадров в секунду, это пятикратное замедление. Мне они понадобятся во время съемки автогонок, чтобы получить эффектные кадры на разворотах, когда болиды поднимают кучу песка.
Что тут скажешь? У меня в руках мощный инструмент, который может выдавать видео с разрешением до 4К UHD 3840 × 2160 с частотой до 30 кадров в секунду и с разрешением Full HD 1920 × 1080 со скоростью до 120 кадров в секунду. Дело за малым — придумать сценарий и снимать кино!
О настройках камеры
Разумеется, лучше снимать в формате RAW, он позволит вытащить из файла больше, чем JPG. По умолчанию, исходя из того что сияние на небе слабое, я выбираю такие настройки: ISO 1600, выдержка 20 секунд и максимально открытая на моем объективе диафрагма 4,0. Лучше бы 2,8, но что есть то есть. И уже после первого кадра, когда начинается сияние, я вношу изменения. Если оно яркое и сцена освещена луной, хватает, например, ISO 500, выдержки
39 mm; 1/60 sec; f: 9,0; ISO 800
Спокойствие, только спокойствие!
Нас забрасывают снегоходами наверх, еще минут десять водитель развлекает байками и уезжает, и все, мы одни. Договариваемся, что вниз, к шоссе будем выбираться сами: кто знает, сколько времени мы проведем в лесу? Начинается томительное ожидание — небо чистое, видны мириады звезд, но северного сияния нет. Чтобы как-то скоротать время, бороздим глубокий снег и ищем ракурсы — так сказать, практикуемся, пристреливаемся. Мы ведь хотим снять не сам факт северного сияния, нам интересно, чтобы в кадре были передний, средний и дальний планы, а несколько точек нужны, поскольку оно может появиться на юге, на севере или прямо над нами — бывает по-всякому.
24 mm; 1/1250 sec; f: 13; ISO 500
Вообще такая съемка — удел терпеливых, ведь до начала явления может пройти несколько часов, а бывает, что и вовсе ничего не происходит. Были даже случаи, когда от начала вспышки и до того момента, как она пропадала, я успевал сделать всего три-четыре кадра.
И вот после двух часов ожидания на горизонте за елками появляется что-то подозрительно много зеленого. Глазом этого не видно, но благодаря длинной выдержке на матрице успевает накопиться зелень — это начинается долгожданное сияние! Неспешно выходит оно из-за горизонта и разливается по небосводу. Все, теперь только работать, изредка контролируя, что с резкостью и с передней линзой: на морозе она начинает обрастать инеем, и важно заметить это вовремя, чтобы снимки не потеряли четкости.
24 mm; 1/400 sec; f: 4,0; ISO 800
Я давно заметил: когда увлечен процессом, на многое не обращаешь внимания — и холод отступает, и есть не хочется, и время летит незаметно. Казалось бы, ну что делать в лесу шесть-семь часов? Отснять все можно и за полчаса! И только когда последние всполохи сияния растаяли посреди ночного неба, мы выдохнули и начали спуск к шоссе, откуда нас забрало и отвезло в город такси. Потом, уже в номере я посмотрел из окна на гору и подумал: и зачем мы всю ночь шлялись по лесу? Могли бы и из гостиницы фотографировать! Но это так, в порядке шутки. Перед тем как зайти в дом, мы тщательно укутали камеры в фоторюкзаки, чтобы они медленно отогревались, не запотевая. Теперь можно спокойно попить чаю и уже утром посмотреть, что же там получилось.
Nikon Z7 — первая полнокадровая беззеркальная камера компании. Внутри компактного корпуса спрятано соответствующее профессиональной технике железо:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий