Фото:Алекс Йоку
Московский фотограф-документалист Алекс Йоку, чья выставка «1418. Они пережили это» сейчас проходит в Манеже, рассказывает о своем понимании профессии, развитии фотографии и оценке фотоискусства.
— Алекс, добрый день. Для начала — традиционный вопрос. Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в фотографию?
— Добрый день! По образованию я финансовый аналитик. Окончил Финансовую академию при Правительстве РФ (ныне Финансовый университет), но по специальности работал только на пятом курсе и один год после выпуска. После этого я решил заняться рекламой, креативом и попробовать себя в смежных областях. В фотографию пришел, как говорится, по наитию. В какой-то день мне пришла в голову мысль снять свою подругу, я взял камеру и сделал это. Получилось красиво, и я продолжил, начал развиваться в этом направлении.
— Несмотря на молодость, вы являетесь уже достаточно известным московским фотографом. Откуда началась ваша популярность?
— Судя по всему, с этого интервью. До этого ее от меня, видимо, скрывали (улыбается).
— А что значат для вас популярность и общественное признание?
— Для меня важно, чтобы то, что я делаю, вызывало у людей эмоции, чувства, заставляло задуматься о чем угодно. По-моему, это основная цель любого творческого человека. Если твои работы трогают людей, интересны им, это и есть признание. Что касается популярности... Она всегда должна быть оправдана тем, что ты делаешь, качеством и наполнением твоего продукта. Если ты популярен на пустом месте, то в чем смысл?
— В Манеже будет проходить ваша выставка «1418. Они пережили это». Вероятно, это не первая ваша выставка?
— Нет, не первая. Некоторые коллеги по цеху шутят иногда про меня: «Здравствуйте, я Алекс Йоку. Снимаю два года, и уже 45 выставок». На самом деле пока всего восьмая, но до конца года планов и запущенных проектов очень много. Может, и приближусь к этой шуточной цифре.
— Расскажите о целях и задачах своего фотопроекта.
— Мне хочется успеть запечатлеть как можно больше наших великих героев и сохранить их воспоминания, чтобы потом делиться ими с людьми, с юными поколениями.
— Тема Великой Отечественной войны в год
— Скажу честно: совершенно не было цели сделать его именно в год
— 50 судеб, 50 портретов. Почему именно это цифра?
— Это просто количество портретов второго этапа. В первый раз мы показали проект «1418», совместный с Фондом продовольствия «Русь», в середине мая в «Гоголь-центре». Там было около 30 портретов, и целый месяц все зрители перед спектаклями могли их увидеть и прочитать воспоминания ветеранов. Но проект живой, мы постоянно расширяем его. Пока шла выставка в «Гоголь-центре», мы встречались с новыми героями, и с 22 июня в Манеже зрители смогут увидеть уже 50 портретов. Именно столько удалось снять до открытия. Буквально через несколько дней после открытия мы отправимся на встречи с новыми ветеранами, так что эта цифра очень скоро изменится.
— Как долго продолжалась работа над проектом?
— Первоначальная задумка пришла в голову в канун Дня Победы в 2014 году. Но тогда идея так и осталась идеей — я не смог найти поддержки в своем окружении. Примерно через полгода я встретился с Константином и Жанной Лободой, основателями благотворительного Фонда продовольствия «Русь». В разговоре я практически случайно упомянул этот проект, а они моментально им заинтересовались и захотели поддержать. Буквально за несколько дней фонд собрал огромную кучу необходимых пожилым людям вещей и различных подарков, и мы с Жанной отправились в первый дом престарелых к нашим будущим героям.
— Как были выбраны герои проекта и как они отнеслись к съемке?
— С выбором героев как раз очень помог и помогает фонд. Мы всегда навещаем их вместе. Кого-то в домах престарелых, кого-то в районных представительствах советов ветеранов, кого-то в собственных квартирах. Пока все герои очень радушно нас встречали и с удовольствием беседовали. А нам невероятно интересно слушать их воспоминания, ведь это история нашей страны из первых уст.
— Проект уже был представлен в «Гоголь-центре», а собранные средства пошли на благотворительность. Что значат для вас благотворительность и помощь нуждающимся и как давно вы сотрудничаете с Фондом продовольствия «Русь»? Можно ли, по вашему мнению, и если да, то как, воспитать личную ответственность и сострадание в каждом человеке?
— С Фондом продовольствия «Русь» мы вместе с осени 2014 года. Меня моментально увлекла его деятельность. Эта организация в прямом смысле слова кормит людей! Это всероссийский благотворительный фонд, который передает еду малообеспеченным группам населения. Чего стоит только проект «Народный обед»! Я знаю, что прошлым летом благодаря ему в Ростовской области были сыты ежедневно 11 000 человек. Сейчас параллельно с развитием «1418» мы работаем над несколькими другими большими проектами и скоро их всем покажем. Я считаю, что это очень здорово — посредством искусства и документалистики, как в нашем случае, побуждать людей делать добрые дела.
Что касается личной ответственности... Не уверен, что ее можно воспитать. Она может прийти однажды к человеку по какой-то причине или вследствие каких-то действий. Ну а сострадание — оно либо есть от рождения, либо нет.
— Очень хотелось бы, чтобы такие проекты вызывали общественный резонанс и влекли за собой конкретные действия. Как вы думаете, возможно ли это?
— Сложно ответить на этот вопрос. Пока я не понимаю, какие конкретно действия и с чьей стороны подобные проекты могут вызвать. Мне лично хочется, чтобы люди просто становились добрее и внимательнее. Сопереживали, сильнее задумывались над своими поступками. Если это конкретные действия, то пусть наши проекты к ним приводят.
— Что в вашем понимании профессия фотографа? Всегда ли она сопряжена с необходимостью показать правду, обратить взоры общества на актуальные проблемы?
— Фотограф — это человек, умеющий поймать интересный или важный момент и красиво преподнести его зрителю. Я упорно считаю, что здесь, как и в любой другой сфере искусства, важен прежде всего талант, а не профессиональные навыки. Если для фотографа на первом месте именно навыки, то он становится ремесленником. Если же эмоции, вдохновение, видение, то творцом.
Многие используют фотографию именно в качестве ремесла, как средство зарабатывания денег. Соответственно, их деятельность никоим образом взоры общества никуда не обращает. Да и в принципе среди жанров фотографии только документалистика может стать отражением актуальных проблем. Сквозь призму съемок последних тенденций макияжа в глянцевых журналах, например, вы их вряд ли увидите.
— Как вы оцениваете состояние современной документальной фотографии России и мира?
— В мире с документалистикой все в полном порядке уже много лет, достаточно вспомнить авторов Magnum, Life и World Press. Что касается России, то мне хочется верить: здесь тоже все хорошо. Но я, к своему стыду и сожалению, не знаю авторов и нигде не вижу их работы, не считая некоторых групповых выставок, которые организует опять же World Press. То, что я вижу в периодике, — это ремесло, а не искусство документалистики.
Сейчас я больше общаюсь с профессионалами в области фотографии и начинаю узнавать имена людей, чьи работы вызывают у меня интерес, восторг и уважение. Я записываю их в специальную книжку, так как совершенно не запоминаю имена и названия, поэтому не могу сказать их вам вот так вот навскидку. Я визуал.
— Какие конкурсы лично для вас являются показателями развития фотоискусства? Что скажете о World Press Photo?
— С конкурсами у меня пока тяжеловато. Я только-только начинаю погружаться в них. Как раз сейчас занимаюсь сбором сведений о тех, что проходят в России и за рубежом. Тем не менее о World Press Photo знаю давно, но участвовать в нем не могу: у меня нет статуса журналиста, а это обязательное условие для участников.
— Какие еще жанры фотографии вас интересуют? Мы знаем, что вы сотрудничаете с московскими театрами.
— Когда несколько лет назад я только взял камеру в руки, считал себя гением постановочного фото и удивлялся, как у людей получается делать документальные снимки, так красиво ловить момент. Но удивительным образом у меня очень быстро, наверное, за полгода произошло переформатирование, и я понял, что достаточно просто ловлю момент, а с постановкой у меня туговато. Это случилось как раз благодаря театру.
Сейчас я снимаю очень много спектаклей, провожу в театрах дней
Вторая моя любовь — это документалистика. Я начал заниматься ею во время своих поездок по миру просто для себя. Российскими реалиями упорно не занимался — боялся: из-за того, что я живу здесь всю жизнь, глаз замылился и зацепиться будет не за что, нечего показать. Но я оказался неправ, и вот недавно начал социально-документальные проекты с Фондом продовольствия «Русь».
— Желаем вам успехов и благодарим за то, что нашли время ответить на наши вопросы!
— Спасибо большое!
Анкета. Об авторе
-
04.2013 — «Избранные портреты», галерея «Модный сезон», Москва;
-
02.2014 — «Трилогия «Братья» — «Идиоты» — «Страх», «Гоголь-центр», Москва;
-
09.2014 — «Трилогия «Братья» — «Идиоты» — «Страх», «Гоголь-центр», Москва;
-
12.2014 — «Актеры театра и кино», арт-площадка «Станция», Кострома;
-
02.2015 — «Поймать мгновение», Французский институт, Москва;
-
04.2015 — «Трилогия «Братья» — «Идиоты» — «Страх», «Гоголь-центр», Москва;
-
05.2015 — «1418. Они пережили это», часть 1, «Гоголь-центр», Москва;
-
06.2015 — «1418. Они пережили это», часть 2, ЦВЗ «Манеж», Москва.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий