Текст:Елена Кузьмина
Признайтесь, многие ли из вас способны относиться к своей работе как к забаве? Яркой, увлекательной и бесшабашной? А многие ли смогут художественно «раздеть» популярных телеведущих, актеров и шоуменов или не постесняются предложить самым известным российским мужчинам перевоплотиться в женщин? Так вот – все это практически ежедневно происходит в фотомастерской Екатерины Рождественской. Именно здесь полотна известных мастеров получают вторую жизнь… в фотографии. Людмила Гурченко, Дарья Донцова, Ирина Алферова, Юлия Меньшова, Эльдар Рязанов, Илья Олейник, Петр Кулешов, Владимир Винокур – это далеко не все персонажи работ необычного фотомастера. «Кто бы мог подумать, – говорит Екатерина, – что начиналось все как игра!»
Екатерина Рождественская одна из немногих, кто может превратит рутинную работу в увлекательную игру.
– Екатерина, расскажите, как, когда и где вы постигали азы фотоискусства?
– Активно фотографировать я начала с рождением детей, и первыми моделями, естественно, стали они. Мне было очень интересно за ними наблюдать, и как любая нормальная мама, я хотела запечатлеть буквально каждый шаг ребенка. Этот процесс постепенно меня захватил. Никаких других предпосылок, «знаков свыше» или тому подобного, для того чтобы взять в руки фотоаппарат, у меня не было. Как говорится, ничто не предвещало… Снимала я тогда на самую обычную «мыльницу» Canon, и ни о какой профессиональной технике даже не задумывалась, для моих домашних экзерсисов вполне хватало любительского фотоаппарата. Первые съемки, с которых собственно все и началось, получились случайно. Однажды я ненароком отметила, что одна моя знакомая очень похожа на даму с известной картины, и предложила ей шутки ради попробовать себя в этой «роли», но на фотографии. Мне хотелось с помощью фотопленки попытаться воссоздать картину с мельчайшими подробностями. У нас получилось задуманное, и я стала предлагать друзьям и знакомым принять участие в моем первом проекте.
В «наследство» от отца мне достались дружба и знакомство со многими известными людьми, которых я бесконечно уважаю и люблю, так вот многие из них, даже не спрашивая, на что подписались, с радостью впервые пришли ко мне на съемку. Честно говоря, мне казалось, что это будет разовый проект, этакая проба сил. Однако дело пошло. А ведь сначала съемки были больше похожи на игру – увлекательную игру, которая в итоге всем очень понравилась.
– С какими трудностями приходилось сталкиваться начинающему фотографу?
– А что нужно воспринимать как трудности? Я, например, не имею специального образования, но именно это мне и помогло, дало возможность отойти от стереотипов, по-иному взглянуть и на фотографию, и на сам съемочный процесс. Хотя, конечно, у меня возникали определенные затруднения. Не скрою, у меня и фокус поначалу «гулял», и премудрости выставления света были в диковинку. Со временем я научилась всему, хотя до сих пор в фотостудии действую больше по наитию, прислушиваюсь к интуиции. Поверьте, для меня самое главное это то, что людям нравятся мои работы. Вот поэтому особенных трудностей я припомнить и не могу, поскольку с самого начала с удовольствием занималась новым для меня делом.
– Екатерина, каким образом складываются ваши отношения с фототехникой, часто ли вы ее меняете?
– Для того чтобы я приобрела новый фотоаппарат должно случиться только одно – поломка предыдущего! Я привыкаю к технике, особенно, если она удобна для меня. Начинала я работать с профессиональным Mamya, но очень быстро поняла, что это камера не женская – она достаточно тяжелая, да и смотреть в процессе съемок в пол мне неудобно. Потом я работала с Contax 645 и очень была довольна. Но год назад перешла на цифру, купила Хасселблад. Хотя и с ним случаются странности, он порой «зависает», да и «задник» приходится часто менять. Зато мы сразу можем посмотреть отснятый материал на мониторе – это очень удобно. В процессе работы я не раз отмечала для себя разницу между пленочной и цифровой техникой, особенно когда сталкивалась со срочными заказами. «Цифра» идеальна для подобной работы – не нужно ждать, можно сразу исправить недостатки, поменять концепцию и так далее. Тогда как раньше приходилось мучиться с проявкой пленок, ждать и гадать – как же все получилось?
Что касается непосредственно приобретения фототехники, не могу назвать себя асом в этом деле. Я не очень слежу за новостями мира фототехники, не стану гоняться за разрекламированными новинками. Если мне что-то необходимо, то просто пойду и куплю, опираясь на собственный опыт, обязательно учитывая удобство и профессиональное мнение людей, которым я доверяю.
– Как вы подбираете фотоаксессуары?
– Единственные мои аксессуары – это темные очки для защиты глаз и эластичный браслет на руку. Но они, скорее, вынужденная мера, поскольку от ярких вспышек портится зрение, а кисть правой руки, в которой я держу фотоаппарат, после нескольких съемочных часов начинает болеть. Так что никаких «прибамбасов» у меня нет. Хотя нет! Как раз сейчас мы с нетерпением ждем свой заказ из Канады – специальные декорации для фотостудии. Это профессиональные декорации, представляющие собой испанский дворик и старинный замок. Можно ли это назвать фотоаксессуарами?
– А что касается фотоальбомов и прочей непременной атрибутики фотографа, ее у вас много? Где вы вообще храните фото?
– Вся моя профессиональная деятельность хранится на слайдах и в цифровом виде. В доме очень много фотографий. Дело в том, что я коллекционирую необычные старинные фоторамки, а для того, чтобы они «смотрелись», им необходима фотография – вот так я храню любимые домашние фото. Большое количество фоторамок развешено на стенах и расставлено на столиках – пройдешься вдоль комнаты, и как будто со всеми дорогими людьми пообщалась!
Я очень люблю рассматривать старые фотоальбомы, которые есть в каждой семье! Свои семейные фото мы тоже храним в фотоальбомах, согласитесь, перелистывать странички потертого бархатного «хранителя старины» гораздо интереснее, чем просматривать фото на мониторе. Кроме этого, старинные фотографии поспособствовали рождению одного из моих проектов – «Родня». Суть его заключалась в том, чтобы собрать всю семью известных людей и сделать снимок в ретро-стиле.
– Как рождаются ваши знаменитые проекты: «Ассоциации», «Частная коллекция», «Реинкарнации», «Мечты детства» и многие другие?
– Это такой процесс… Его совершенно нельзя описать, да это и не нужно. Честно говоря, я никогда не задумывалась: «А как это пришло мне в голову»? Это такой клубок мыслей, неожиданных решений. Интересная идея может прийти, когда я читаю детям сказки, смотрю исторический фильм… Все может несколько раз поменяться уже на съемочной площадке. Я всегда прислушиваюсь к людям, с которыми работаю, поскольку фотосъемка – это творческий процесс и не стоит замыкать его только на себе!
– Расскажите, пожалуйста, о людях, которые вам помогают…
– Своей командой я по праву горжусь. Директор проекта Галина Коршунова с первых дней взяла на себя все организационные тягости. Наш художник по гриму Людмила Раужина много лет проработала на Мосфильме. Она в совершенстве владеет техникой пластического грима, то есть с легкостью меняет черты лица, переделывает нашим моделям носы, губы, щеки. Художник по костюмам Татьяна Марягина способна сотворить невероятные чудеса с одеждой. Для съемок мы берем иногда напрокат костюмы на Мосфильме, заказываем украшения – все это очень ответственный и трудоемкий процесс. Кстати, мы познакомились практически со всеми столичными модельерами, когда делали проект «Драпировки», идея которого заключалась в создании наряда для модели из одного-единственного отреза ткани и нескольких булавок. Художник-постановщик Александра Гречина выстраивает декорации, работает с интерьерами, так что вся красота на заднем плане – это дело ее рук. Александр Васильев – с ним мы много времени работаем бок о бок, исправляя недостатки и подчеркивая достоинства фотографий. Мой помощник-осветитель – Дмитрий Кружков. И Ирина Келина, которая пришла к нам совсем недавно заниматься организацией моих выставок в России и за границей.
– Вы работаете с известными людьми, многие из них выстраивали свой образ годами. Насколько легко они соглашаются на перевоплощения? Приходилось ли убеждать, уговаривать, доказывать?
– Люди с огромным удовольствием идут на всевозможные перемены – ведь это возможность по-другому взглянуть на себя. Конечно, для того чтобы перевоплотиться как Людмила Марковна Гурченко, необходим настоящий профессионализм! Молодые девушки, как правило, желают видеть себя красавицами с рюшами и бантами. Были случаи, когда люди отказывались от печати фотографий. Причин может быть масса – представлял себе все не так, не нравится как выглядит и так далее. Я глубоко уважаю подобные решения и всегда иду навстречу. Ведь очень важно, чтобы человек мне полностью доверял во время съемок и после них, от этого зависит, насколько он будет раскрепощен. Приведу пример, я пригласила на съемки Александра Буйнова, и он сказал мне, что очень хотел бы сняться в роли Александра Сергеевича Пушкина, хотя изначально предполагался другой персонаж. Мы сделали так, как хотел Саша, и получилось просто здорово.
– Чем удивляют и радуют вас знаменитые модели?
– Мы удивляем друг друга по очереди! А занятных и необычных случаев на съемочной площадке было немало. Запомнилась мне одна из первых съемок, когда мне пришлось выступить в роли гримера. Снимали Илью Олейникова в роли Дениса Давыдова. Вместо заболевшего гримера должен был приехать другой, но он опаздывал, а у Ильи было всего 15 – 20 минут. В гримерной были разложены все принадлежности, но я не знала, где специальный клей, а где жидкость для снятия грима. Вот поэтому, недолго думая, знаменитые «денисовские» бакенбарды я прикрепила обыкновенными канцелярскими скрепками к ушам модели, и когда Илья шел, его «бачки» очень забавно развевались. Вот такое ноу-хау в гриме!
– Екатерина, как вы, известный фотограф, чувствуете себя, оказываясь по ту сторону объектива? Вам нравится фотографироваться?
– Я очень не люблю фотографироваться! Еще больше я не люблю участвовать в постановочной съемке. Моих фото, которые мне искренне нравятся, ничтожно мало, и, как правило, они случайные.
– Насколько активно выступают в качестве моделей члены вашей семьи? Любят ли они фотографироваться?
– Мои домашние тоже не любят позировать. Дома я беру в руки фотоаппарат, когда понимаю, что дети опять подросли, изменились, а фотографий этого периода нет. Много фотографий у меня в мобильном телефоне. Поскольку он практически всегда со мной, то я могу в любой момент, особо не задумываясь, запечатлеть, например, забавную рожицу, которую скорчит ребенок.
– Вы когда-нибудь отдыхаете от фотографии? Например, во время отдыха вы продолжаете снимать или предоставляете эту возможность близким?
– Во время отдыха я предпочитаю отдыхать и забыть о фотографии! С огромным удовольствием отдаю бразды «фотоправления» семье!
– Каковы ваши творческие планы на ближайшее время?
– Планов очень много. Вообще, мне хотелось бы, чтобы в Москве наши проекты выставлялись ежегодно, ведь нам есть что показать. Тем более, интерес к выставкам растет, и каждый год я с удовольствием это отмечаю. Знаете, когда я вижу, как люди реагируют на мои работы, я искренне радуюсь. Недавно узнала, что иногда посетители даже пари заключают, мол, «узнаю – не узнаю».
Меня это очень порадовало! Взять хотя бы проект «Мужчина и женщина» – Аркадий Укупник в роли женщины действительно практически неузнаваем. Вот этим-то и хороша моя затея – она добрая, веселая и искренняя, как детская игра!
– Екатерина, что значит для вас фотография?
– Трудно сказать… Это не профессия, не хобби, не временное увлечение…
У меня все подчинено съемочному процессу, все мое время распланировано с учетом проведения съемок. Так что фотография – это моя жизнь.
Беседовала Елена Кузьмина
Екатерина Рождественская одна из немногих, кто может превратит рутинную работу в увлекательную игру.
___________________________
Читайте также:
Михаил и Алексей Шевелевы. Я работаю на рынке свадебных фотоуслуг более 9 лет.
Материальная форма мечты. Хорошая картина должна восприниматься как музыка, по крайней мере, к этому стоит стремиться.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий