Фото:Марина Залыгаева
Воронежский фотограф Марина Залыгаева занимается свадебной, художественной и портретной съемкой. Отдает предпочтение черно-белым фотографиям и пленочным фотоаппаратам, а также объективам «Гелиос».
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— Как ни странно, фотографировать профессиональными и полупрофессиональными камерами я начала совсем недавно, год назад. Но интерес к фотографии как искусству был всегда, сколько я себя помню. Еще в детстве моей доброй традицией было вынимать целую кучу старых семейных фотоальбомов и внимательно рассматривать выцветшие пленочные фото. А потом пришла пора увлечения разными журналами типа National Geographic и восторгания пейзажами далеких стран и континентов.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Исключительно самостоятельно. Попытки постичь азы фотографии на занятиях кончились тем, что, посетив пару лекций именитого фотографа, я начала бояться «фотографировать по науке», когда все приемы и опыт, полученные ранее, нужно было пересмотреть и в 90 % случаев больше, по словам преподавателя, не использовать. Уж не знаю, то ли учитель попался не тот, то ли дело во мне, но больше я ни на какие занятия не ходила.
— Чем вас привлекла художественная и портретная фотография?
— Очень сложно выделить тот момент, когда начинает нравиться тот или иной жанр фотографии. Это как смена времен года — ты можешь определенно отметить, какой сегодня хороший осенний день, но когда наступает осень, обычно не замечаешь. Так же и в фотографии. Одно могу точно сказать: меня всегда привлекали люди, их истории, их жесты, их поведение. Интересно было проживать вместе с ними короткие встречи, где они рассказывали о себе, о своих самых запоминающихся моментах из жизни. И каждую такую историю всегда хочется не только записать словами, но и нарисовать. Так появляется желание фотографировать людей.
— Как вы думаете, что самое сложное в этом жанре?
— Для меня самым сложным является момент подготовки к портретной фотосъемке (разумеется, я имею в виду художественную фотографию, а не обычный фотосет в студии), момент сближения с человеком, которого предстоит фотографировать, момент, когда он начнет открывать частицы своего внутреннего мира, из которых тебе потом предстоит составлять историю, сочинять сценарий фотосессии. Иногда истории рождаются независимо от человека, намного раньше, и не ассоциированно с кем-то. Тогда сложность состоит в поиске модели, в поиске человека, которого ты придумал.
— Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
— Самое подходящее слово здесь — спонтанный. Все закручено на эмоциях, минутных ощущениях; никогда заранее не знаешь, что будешь фотографировать через минуту: человека, стоящего рядом с тобой, либо проплывающие облака, либо вон того парня, который танцует в такт музыке в наушниках.
— Насколько вам легко получить желаемый образ?
— Вовсе нелегко. Бывает, на то чтобы найти подходящего для тематического фотосета человека, уходят недели и месяцы. Намного легче придумывать новые образы, что очень помогает не сидеть, сложа руки и ожидая подходящей модели, а фотографировать здесь и сейчас.
— Как появляются идеи фотографий?
— Внезапно, случайно, как правило, в неподходящее время — во время экзамена, например, — налетают как ураган, и ничего не остается, как позволить им захватить себя. Очень часто идеи фотосетов появляются после прочтения художественной литературы, как образы, как иллюстрации к словам.
— Оборудование — камеры и объективы — каких производителей вы используете?
— Я снимаю Canon 600D и Canon 50 mm 1.8/Canon 85 mm 1.8, из пленочных фотоаппаратов пробую все, что можно найти на чердаках у друзей, а мой штатный набор — «Зенит-122» и «Гелиос 44М-7».
— Чем вам нравятся объективы «Гелиос»?
— Соотношением цены и качества, особенно в сравнении с тем же Canon, объективы которого стоят раза в два дороже. Конечно, многие скажут, что ручной фокус неудобен, но тут уже приходится выбирать: либо бюджетный «Гелиос», либо его дорогой аналог с автофокусом.
— Вы верите в возрождение отечественного фотопроизводства?
— Думаю, да. Особенно радует, что Красногорский завод продолжает выпускать пленочные фотоаппараты «Зенит» и объективы к ним, причем усовершенствованные и более функциональные.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
— Сложно ответить на этот вопрос, потому что я в основном фотографирую для души, и фотография для меня пока не профессия, а способ запоминания моментов, своеобразная машина времени. Разумеется, хочется быть лучше; лучше, чем ты был год, полгода назад; лучше видеть, глубже видеть, больше искать, и, разумеется, не остывать — как мне кажется, это очень важно для фотографа.
— Можете рассказать о самой необычной своей съемке?
— Самые необычные съемки для меня, как правило, происходят случайно и незапланированно. Помню, как один раз после долгой прогулки по весеннему свежему городу мы с моей моделью, изрядно усталые и промокшие, зашли в уютное кафе. Был разгар рабочей недели, кафе было пустым, и только через пару столиков от нас сидела пара влюбленных среднего возраста. И как-то случайно, пока моя модель что-то рассказывала, я засмотрелась на эту пару: женщина сидела лицом ко мне, и на какой-то миг мне показалось, что красивее ее я давно не встречала. Только спустя минут пять я додумалась достать фотоаппарат, кое-как выставила настройки — главное, не упустить кадр — и сфотографировала этих людей. Кстати сказать, я вовремя успела, потому что второй кадр снять мне уже не удалось: пара быстро ушла. Но та магия, что была между ними, до сих пор вспоминается мне, когда я смотрю на получившуюся фотографию.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Мое вдохновение — это люди и их жизни, это книги Барикко, Кальвино и Геймана, это музыка, скандинавская и кантри, это фильмы Джармуша и Вендерса, это путешествия и люди из путешествий, это незнакомые города, которые есть на карте и которые еще предстоит придумать.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
— Самое главное — уметь видеть дальше, глубже и шире, чем это позволяют физика и пространство. Уметь чувствовать окружающий мир; не обязательно быть понятым этим миром, но надо уметь его понимать и принимать. Принимать мир таким, какой он есть, и хотеть его изменить.
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Ничего не бойтесь, дерзайте. И еще: идеализируйте, обожествляйте фотографию, а не рассматривайте ее как способ зарабатывания денег. Вряд ли это поможет стать профессиональным фотографом.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— 1. Получила три образования, из них два математических и одно музыкальное.
2. Пишу диссертацию на тему гидродинамики.
3. Любимая книга — «Остаемся зимовать» Шейна Джонса.
4. Люблю зиму и крепкий черный чай.
5. Всегда хотела, да и до сих пор хочу, стать космонавтом.
Анкета. Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий