Фото:Сергей Новожилов
Сергей Новожилов создал в свадебной фотографии свой собственный неповторимый стиль. Его работы постоянно публикуются в глянцевых журналах и экспонируются на многочисленных выставках. Его авторитет признан как в России, так и за ее пределами: именно Сергей был первым российским фотографом, давшим мастер-классы по свадебной фотографии в Европе.
— Сергей, начнем сразу с актуального — как сказался кризис на сфере свадебной фотографии в России?
— Особого оттока клиентов я не заметил, но они стали более щепетильными и аккуратными в отношении денег. Если раньше заказчик мог объехать трех-четырех понравившихся ему фотографов, то сейчас он выбирает из пяти-шести. Больше предъявляется требований, больше времени тратится на выбор, деньги ценятся больше — если уж их и выкладывать, то с абсолютной уверенностью. А цены на услуги у меня, например, даже выросли.
— То есть работа свадебного фотографа, даже такого дорогого, как вы, по-прежнему востребована?
— Дело в том, что на рынке, в самом требовательном, дорогом сегменте новых имен очень мало. Большинство профессионалов оседает в нижнем и среднем сегментах, где заработать проще. Там все происходит на уровне привычки, едешь по накатанной. А чтобы расти, превзойти себя хотя бы на один процент, нужно выкладываться по полной.
— Этот процент связан с техникой, дополнительным образованием?
— Техника сейчас не такая требовательная. А образование — да. Основная задача обучения в моей Школе свадебной фотографии — показать уже достаточно подготовленным фотографам, что требуется делать в дорогом сегменте. Эти люди готовы расти, но не знают, куда. Многие фотографы — как свободные художники, считают себя совершенно гениальными. Может, в этом и есть смысл — искать и самому что-то находить. А если тебе все подскажут, то не так интересно. Но дело в том, что в этих творческих порывах проходят годы. Пойти к кому-то, кто заведомо на ступеньку выше тебя и может что-то подсказать, — правильнее. Я, например, очень много лет на это потратил — подсказать было некому. И сейчас многие вещи кажутся настолько очевидными, что я удивляюсь, как другие этого не видят. Из-за этого и нет конкурентов на высоком уровне. Середина сейчас очень конкурентная, да. Середина — это то, до чего человек может дойти сам. А вот повыше людей мало.
— Что отличает «середину» — цена, качество?
— Средний сегмент рынка могут себе позволить клиенты из среднего класса, неплохо зарабатывающие специалисты высокой квалификации. Они сейчас достаточно продвинуты и по своим ощущениям, и по своим заработкам, и по некоторой искушенности. Уровень фотографа в среднем сегменте уже достаточно высок, как правило, к этому уровню идут несколько лет.
— Ваши клиенты более искушены в требованиях?
— Безусловно. Это руководящий состав, мелкий и крупный бизнес. Эти люди одеваются в бутиках, покупают дорогую мебель, дорогие автомобили. Но не по тем причинам, которые были раньше — «дорого, значит хорошо». Теперь они платят, потому что видят разницу.
— Какое значение имеет раскрученность, популярность имени для таких людей? В своем выборе они основываются на качестве, своих личных предпочтениях или рейтингах и титулах?
— Известность может помочь с количеством обращений, но не с количеством реальных заказов: у тебя будет в 10 раз больше клиентов, чем ты сможешь обслужить, но по неинтересной тебе цене. А ведь нужен всего один клиент, но с соответствующим гонораром и понимающий, в чем разница, видящий ее. Здесь важна репутация, а не раскрученность имени.
— Есть нюанс, касающийся как раз цены, качества и «раскрученности». Большинство людей не видят разницы между свадебной съемкой за 50 тысяч, условно, и за 200 тысяч...
— Если человек не видит разницы, но может позволить себе твои услуги, то выбор у него происходит за счет, например, авторитетной рекомендации. Он знает, что его друг в этом разбирается, и обращается к нему за советом. На своем опыте я понял, что человеку, который не готов и не видит разницы, в три дня ее объяснить невозможно. Он увидит разницу через год, через десять лет. Я не пытаюсь «лечить» таких клиентов, это не моя задача. Если мы и занимаемся образованием клиента, то между съемками, посредством выставок. У людей еще несколько лет до свадьбы — самое время развивать их вкус. А за три дня до торжества голова забита другим — ресторан, фото, видео, тамада, артисты, флористы...
— Сергей, вопрос к вам как к основателю одной из самых сильных школ свадебной фотографии. Где лучше учиться — на курсах, мастер-классах, семинарах? Почему?
— Классическое фундаментальное образование и мастер-класс — вещи совершенно разные. Первым ты можешь заниматься и сам, если способен жить фотографией, дышать, впитывать, интересоваться, книжки читать, на выставки ходить. Разбуди тебя среди ночи и спроси, какая выдержка, диафрагма была использована на таком-то снимке — и ты должен это все ответить. На фундаментальное образование уходит не день, и даже не месяц — годы! Мастер-класс — это взгляд отдельного человека, правильный или ошибочный, ясный или спорный. Мастер-класс — это возможность посмотреть на работу мастера, на него самого и попытаться разгадать секрет его успешности. У некоторых фотографов после мастер-класса происходит прилив энтузиазма, который через две недели иссякает, человек успокаивается, и продолжает снимать, как и раньше. Другие же наоборот, могут прийти домой в полном упадке, а через месяц-два у них все внутри перевернется. Я не пытаюсь заряжать людей излишним энтузиазмом. Пусть даже человек на время разочаруется в себе, но поймет, сколько еще надо сделать и в каком направлении двигаться.
— Какова роль трендов и модных тенденций в свадебной фотографии? Не затмевают ли они собой сам свадебный жанр как таковой?
— Фотографы в своем творчестве часто ориентируются на мнение коллег по цеху, а не клиентов. В большинстве случаев это какие-то сложные технические приемы, о которых знающий человек скажет — класс, а мнение клиента — «зачем мне неудачное лицо жены на этом снимке, хоть и в антураже такой красоты?». Сейчас основной тренд идет против свадеб, превращая их в фарс. Свадьба — это традиция, классика. Иначе зачем ее вообще играть? Пошли, расписались и все. Я противник утрированно тематических свадеб. Например, в гангстерском стиле или с разрыванием платья и валянием в грязи. Значительно сложнее снять свадьбу «как у всех», но при этом на высочайшем уровне.
— Какую роль во всем этом играет обработка?
— Съемка и обработка идут параллельно и связаны с видением фотографа. Если он не видит кадра при съемке, то не увидит и при обработке.
— Из чего строится работа свадебного фотографа? Из навыков, фотографического образования, знакомства с фотошопом, видения, отношений с заказчиком?
— На начальном этапе
— Из чего состоит свадебная съемка — портретов крупным планом невесты, жениха, группового портрета всей семьи?..
— Основная задача свадебного жанра лежит на поверхности. И она заключается вовсе не в том, чтобы жених с невестой через
— Мастеров, способных понять, кто находится перед ними и передать это фотографическими средствами, — единицы!
— Просто люди с самого начала не понимают, что это и есть одна из сверхзадач свадебной съемки. Они пытаются развивать тренды, обработку, рвущиеся платья. А потом приходит клиент, смотрит на эти снимки и не может их на себя примерить. Дело не в моде, а в том, что они за этими трюками теряют человека. А его должно быть видно за каждым кадром — его эмоции, его переживания. Поэтому пусть сначала будет классная фотка, и только поверх нее — спецэффекты.
— Напоследок расскажите, пожалуйста, про ваш очередной Фестиваль свадебной фотографии.
— Он пройдет
_______________________
Читайте также:
Олег Зотов фотопроект: «Если рассол приготовлен правильно, то совершенно неважно, хочет огурец или не хочет...».
Григорий Ярошенко фотопроект: «С каждым щелчком фотограф отдает часть своей души».
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий