Фото:Майк Капуто / Mike Caputo
Текст:(и перевод) Станислав Аникин
Аналоговая черно-белая фотография — какие ассоциации у вас вызывают эти слова? А пробовали ли вы когда-нибудь заниматься такой классической фотографией? Кто-то пугается сложных процессов проявки, и потому предпочитает даже не брать в руки загадочную фототехнику из прошлого. А кто-то открывает YouTube и сооружает по видеороликам собственную темную комнату, открывая для себя тем самым новый мир. Фотограф Майк Капуто рассказал в своем интервью участнику клуба «Российское фото» Станиславу Аникину о своем опыте изучения фотографии, о том, что убивает аналоговую фотокамеру (спойлер: лень) и чем в светописи губителен свет.
— Майк, с чего началось твое знакомство с миром аналоговой фотографии?
— Мне 44 года, когда я рос, не было социальных сетей и интернета. Тогда мой отец увлекался фотографией, а у моего дедушки была темная комната в подвале. Отец делал фотографии, и мы вместе их там проявляли. А в старших классах я выбрал фотографию одним из направлений. Но я не особо увлекался ею в то время, для меня это была всего лишь легкая программа, которую можно прогуливать. Настоящая страсть к фотографии проснулась 8 лет назад, как раз с того момента, как я переехал на Гавайи. Основным моим инструментом были одноразовые камеры, мне было так проще — не нужно следить за ними. Но в любом случае меня это зацепило, мне нравилось использовать их. С серьезным оборудованием я начал работать лишь 6 лет спустя.
Вообще, вещь, которая меня больше всего привлекла в современной фотографии, — это возможность делиться в социальных сетях. Я тоже захотел делиться с миром своими снимками. Тогда я и приобрел цифровую камеру. Но однажды я увидел фото серферов, которое было сделано на пленочную камеру Nikonos одним из моих друзей. Я подумал: «Вау, я тоже хочу себе такую камеру». Первым делом я купил ее, и с тех пор стал все сильнее погружаться в мир аналоговой фотографии и проявки. Потом продал свою цифровую камеру и начал снимать только на пленку.
— Обучался ли ты где-то дополнительно, может быть, посещал какие-либо школы?
— Возвращаясь к тому, что класс фотографии в старшей школе не был мне интересен, откровенно говоря, на тот момент мне были интересны только девчонки в этом классе, мне пришлось изучать все с самого начала. Для этого больше всего мне подошел YouTube, как ни странно, это оказалось серьезной платформой для самостоятельного обучения. Там я научился проявке, печати, узнал, как организовать темную комнату, а вообще все мое обучение основывалось на аккуратном прочтении инструкции на оборудовании, лабораторной химии и просмотре роликов.
— Если я правильно тебя понял, твоей первой камерой была Nikonos. Это такая камера для подводной съемки?
— Да, это камера, дизайн которой разработал Жак-Ив Кусто. Этот проект у него назывался Calypso, и в свое время он продал этот дизайн Nikon, а тот и сделал эту камеру Nikonos, у которой впоследствии было несколько моделей. И у меня все они были.
— Эта камера до сих пор у тебя есть?
— К сожалению, нет, я их часто ломаю))) Вообще, эти камеры достаточно крепкие, но так как я снимаю на доске для серфинга, камеры часто падают и бьются об доску, камни или я забываю их закрывать до конца, и внутрь попадает вода. Я «убил» порядка десяти таких камер. И да, причина в моей лени, я никогда не мою их после фотосессии)) Если не промыть их от соли, они портятся.
Но, опять же повторюсь, это отличные камеры. У них есть объективы с фиксированными фокусными расстояниями и fish eye.
— Какими камерами ты пользуешься сейчас?
— Сейчас у меня есть Minolta Autocord, она мне доставляет огромную радость. На самом деле, у меня было очень много среднеформатных камер, но формат 6×6 мне пришелся больше всего по вкусу. И вообще TLR камеры веселые в использовании, и у Minolta очень-очень резкие объективы. Сами камеры дешевые, их можно найти за 200 долларов в рабочем состоянии.
— А у тебя никогда не было самой популярной среднеформатной камеры Hasselblad 500 серии?
— Я с удовольствием бы купил ее, но не могу позволить себе потратить столько денег. Вообще, у меня было около 50 камер, я подумал, что это сумасшествие и пора остановиться. Тогда я принял решение оставить по одной камере каждого формата. У меня есть камера 4×5 Speed Graphic, Minolta и Nikon F3, а также одна маленькая, но не менее важная камера Olympus XA. И конечно же, мой Nikonos.
— Это похоже на современный тренд, когда люди обновляют чуть ли не каждый месяц камеры на более дорогие, думая, что они станут профессионалами. Но в твоем случае ты просто меняешь размер кадра или внешние характеристики, а функционал остается прежним — это всего лишь пленочная камера.
— Да, действительно, в их случае это совершенно не работает. Я пытался тоже найти множество решений для себя, но в итоге моя философия сформировалась на использовании объективов с фиксированной диафрагмой. Неважно, какая камера, если у тебя отличный резкий объектив, ты будешь всегда получать отличные кадры. Потому что на самом деле, когда ты войдешь в темную комнату и напечатаешь фото, никто не узнает, на что это было снято, им только останется тебе верить.
— У тебя была когда-нибудь цифровая камера?
— Да, до того момента, пока я не купил Nikonos, у меня была Sigma DP2. Она была достаточна хороша. Потом у меня был еще Nikon, насколько я помню, 3300, они были отличными для образовательных целей, потому что можно сделать много ничего не значащих кадров. Они научили меня базовым понятиям фотографии. Повторюсь, цена ошибок на этих камерах невысока. И конечно же, я хочу такие камеры, как Hasselblad и Rolleiflex, но я понимаю, что они мне на самом деле не нужны. Раньше я тратил все деньги на камеры, а теперь я трачу все деньги на проявочные реагенты, бумагу и пленку.
— Какие основные фокусные расстояния ты используешь в своей работе?
— Основное фокусное расстояние, которым я пользуюсь, — 50 мм. Я никогда не использую ничего длиннее, потому что на моем Nikonos стоит 50 мм, на Minolta 80 мм в среднем формате, при пересчете это тоже 50 мм.
— Я обратил внимание на то, что у тебя в ленте «Инстаграма» много портретов.
— Да, действительно, в основном главное мое увлечение — портреты, но также иногда я снимаю пейзажи, и с удовольствием занялся бы стрит-фото, но, к сожалению, вся моя улица — это 10 минут ходьбы, поэтому проблематично искать новые сюжеты и вдохновение. И да, если, к примеру, я жил бы в таком городе, как Москва или Чикаго, я бы с удовольствием занялся стрит-фотографией, но в маленьком городе с этим трудно.
— Возвращаюсь к твоим работам, почему ты все-таки выбрал черно-белое фото?
— Мне нравится черно-белая фотография за ее классический вид. Также мне нравится контролировать весь процесс проявки и печати, поэтому я делаю это сам. Я мог бы отправить пленку в лабораторию, но это не мой вариант. Я получаю удовольствие от процесса, могу влиять на все художественные моменты, такие как осветление, затемнение участков кадра, градация света. Могу выбирать, какую бумагу использовать, и, в конце концов, тонировать фотографии различными средствами. К примеру, бумагу я всегда выбираю Fiber classic. Вот поэтому я и выбрал черно-белое фото, потому что я могу все контролировать и применять свои навыки по художественной обработке при оптической печати. Но все же иногда я фотографирую в цвете, при этом предпочитаю слайдовые пленки, обычно это Velvia. Мне нравится ее цвет и маленький динамический диапазон, очень много черного и яркого. А моя любимая пленка — это пленка Kodak Tri-X, она отличается расширенными возможностями и прощает множество ошибок. Я всегда делаю push-процесс этой пленки на
— А ты никогда не используешь пленки марки Ilford, только Kodak?
— Иногда использую, но вся моя химия производства Kodak, в сочетании с пленкой Kodak Tri-X, на мой вкус, это самое лучшее.
— Вернусь к вопросу о проявке, ты сам изначально проявлял пленку и печатал фото?
— Нет, конечно же, сначала я отправлял все свои пленки в Калифорнию, потому что на Гавайях выбора особо нет, но со временем я просмотрел очень много роликов, а также в социальных сетях видел, как люди самостоятельно занимаются проявкой, и понял, что это не так уж сложно. Я подобрал для себя оборудование, кстати, все было достаточно дешевое, и на том этапе я решил, что проявлять и печатать буду только черно-белые фото. Так же и сейчас, черно-белые фотографии я делаю самостоятельно, а цветные отправляю в Калифорнию.
— У тебя никогда не было печального опыта повреждения пленки при отправке ее в лабораторию?
— Нет, к большой радости, у меня не было никогда с этим проблем. Также я уверен в лаборатории, они прекрасно справляются. То есть проблемы были только у меня. Я то неправильно выдерживал необходимое время, то использовал старый проявитель. Кстати, я вспомнил, у меня была советская видеокамера, которая называлась «Красногорск—3», 16 мм.
— Давай вернемся в начало. Как тебе удалось сделать темную комнату, откуда ты взял все это оборудование?
— В первое время, как я уже говорил ранее, все оборудование я купил самостоятельно. Но потом произошел счастливый случай. Мне написал человек и предложил забрать у него все проявочное оборудование, которое ему не было нужно. В этом наборе были фотоувеличитель, различные аксессуары, красная лампочка. Конечно же, я забрал все это. Потом первым делом я принялся штудировать YouTube, чтобы узнать, как сделать темную комнату. Я закупил проявочную химию, затем оккупировал свою ванную в доме. Везде проложил изоляцию от солнечного света, дождался вечера и выполнил первый раз проявку и печать. Сначала жене и детям это нравилось, но потом они начали нервничать, потому что я постоянно занимал ванную и туалет. И мне пришла идея открыть на Гавайях свою темную комнату и создать сообщество по аналоговой фотографии. Я искал помещения, спрашивал людей об их желании участвовать в этом проекте, и на мое удивление, многие откликнулись, но по факту после того как я все это сделал, в моем обществе оказалось всего 5 человек. В любом случае, для меня это огромный опыт. Еще много людей подарили мне проявочную химию и различные аксессуары для этого проекта. Про мой проект узнал музей, который расположен в моем городе. У них оказался подвал, в котором проявляли и печатали фотографии для выставок и музеев. И они также подарили мне все это оборудование, потому что им нужно было освободить место для чего-то другого. Так что мне удалось собрать большое количество оборудования бесплатно или за небольшую стоимость.
— Да ты счастливчик.
— Да, мне очень сильно повезло, но также я организовал сбор на краудфандинговой платформе. На мое удивление, откликнулось много людей, в благодарность я отправлял каждому участнику открытку.
— Скажи, ты до сих пор испытываешь то волшебное чувство, о котором говорят: когда ты проявляешь пленку, и из ничего появляются потрясающие кадры?
— Да, я до сих пор получаю наслаждение, конечно, оно не такое, как в первый раз — ты ко всему привыкаешь, но в любом случае это до сих пор приносит мне радость. Правда, теперь я отношусь с большей строгостью к своим неудачам. Даже если среди всей проявки будет несколько плохих кадров, я буду очень сильно злиться. Но оптическая печать всегда приносит мне огромное удовольствие. В этом и заключается вся магия аналоговой фотографии. На пустом листе появляется сделанное тобой изображение в лучах красного фонаря.
— Как бы мне тоже хотелось почувствовать это... Я до сих не могу откинуть все страхи, чтобы пойти и купить все оборудование, и начать заниматься этим. Я боюсь испортить кадры.
— Ничего в этом страшного нет, не волнуйся. Я тоже боялся все испортить, я был так удивлен, когда у меня все с легкостью получилось с первого раза, меня просто захлестнула волна радости и гордости за себя. В итоге это все очень легко. Вот, например, многие знают, что для проявки нужна вода с определенной температурой, а я даже по этому поводу сейчас не беспокоюсь. Я никогда ее не измеряю. Все мои химикаты и дистиллированная вода хранятся в темной комнате, они все примерно одной температуры. Также я всегда нарушаю все логические требования к количеству проявляемой пленки в одном проявителе. Для примера: на один галлон рекомендуется до 30 пленок, а на данный момент я уже проявил в нем более 100 пленок. Все нужно дожимать до конца. Так что в темной комнате многое можно нарушать, самое главное — не впускать свет.
— Майк, а что для тебя является мотивацией брать камеру и идти фотографировать? Искать новые идеи для проектов...
— Я очень люблю делать портреты, а в особенности живые, искренние моменты жизни моей семьи, друзей. Поэтому всегда ношу с собой камеру. Неважно, работа ли это, прогулка с семьей или серфинг. Еще больше удовольствия мне приносит печать этих портретов, которые я впоследствии дарю. К примеру, я работаю в пожарной части, и сейчас я занимаюсь обучением стажеров, а одно из обязательных условий, которое я им поставил, — это то, что я сделаю портрет каждого из них. Потом подарю, конечно же. Для семьи я делаю альбомы и надеюсь, что когда мои дети вырастут, то будут с удовольствием смотреть на свои детские фотографии. Также я очень люблю фотографировать ночные пейзажи на длинной выдержке. Ночью я часто выбираюсь к океану и при полной луне делаю фотографии пальм, водопадов, заливов. Выдержки могут доходить до 30 секунд. Мне кажется, в итоге это очень круто выглядит.
|
|
— А что для тебя является руководством к действию? Когда ты понимаешь, что тебе нужно сделать этот кадр?
— Камера всегда со мной, и поначалу я делал фотографии всего, что вижу. Поэтому у меня в кладовке более тысячи отснятых пленок))) Теперь же я подхожу к этому более ответственно. Если я хочу сделать портрет, то готовлюсь. Подбираю подходящую локацию, принимаю во внимание окружающие факторы и потом фотографирую. Также я люблю ходить в походы и серфить с моими друзьями, поэтому я запечатлеваю многие моменты этих встреч. Но все равно я стараюсь выбирать только крутые моменты.
— Да, сейчас распространена фотография с атмосферными портретами, это снимок не только человека, но и его окружения. Твои фотографии как раз, как мне кажется, подходят под это определение. Глядя на них, чувствуешь эмоции, состояние, видишь окружение — и все это делает твою фотографию интересной. Также в «Инстаграм» ты часто выкладываешь несколько кадров, которые отражают историю съемок.
— Да, спасибо, недавно у меня был очень интересный опыт. Моя дочь занимается в театральной студии, и я вместе с ней участвовал в одном из представлений, где играл сержанта, типа Майора Пэйна из того старого фильма. Естественно, моя камера была со мной, и мне удалось сфотографировать закулисную жизнь. Мне это очень-очень понравилось, вся эта серия была снята на Kodak Tri-X с последующим push. Эти фотографии получились очень атмосферными и контрастными.
— Да, мне нравятся такие фотографии. Я бы назвал их художественным репортажем, когда ты передаешь зрителям процесс подготовки, закулисье или смешные моменты.
— Это так, я снимал бы чаще подобные вещи. Тем более где еще можно найти такое подходящее место, где люди уже одеты в яркие наряды, положительно настроены и не стесняются своих эмоций. Все это сопровождается отличным освещением, которое помогает создавать эту атмосферность.
— У тебя есть фотографии, которыми ты гордишься?
— К ним относятся мои ночные фотографии на длинной выдержке, я вкладываю в них больше художественного смысла. В итоге, когда все получается, я получаю большое удовольствие от работы. Много моих любимых кадров сделаны камерой Holga, потому что она каждый раз добавляет некоторую художественность во все снимки. Это может быть чрезмерная засветка или мягкий фокус.
— Да, действительно, одна из моих самых любимых фотографий у тебя сделана на Holga в воде, где серфингист любуется закатом, а сверху и снизу кадра видны подтеки от попавшей соленой морской воды.
Еще мне очень нравится твоя работа, снятая на Nikonos под водой, где лучи солнца устремляются в глубь, а под тобой видны силуэты акул. Тебе просто потрясающе удалось передать атмосферу этой нервирующей глубины. Перефразирую Ницше: «Если долго всматриваешься в твою фотографию, она начинает всматриваться в тебя».
Также у тебя получилась очень крутая фотография на Ilford SFX 200. На ней запечатлены пальмы. И хотя на этой фотографии все статично, благодаря динамическому контрасту и глубине создается ощущение, будто эти пальмы колышутся на ветру.
— Да, на самом деле это очень удачная серия у меня. И даже в один прекрасный день со мной связалась менеджер по «Инстаграму» компании Ilford и попросила об использовании этой фотографии у себя на страничке. Потом я им отправил печатную версию этой фотографии в Англию.
— Также хочу отметить твою серию, которую ты снимаешь у себя на пожарной станции, в особенности с новобранцами. Если бы я был не в курсе, что это снимается на Гавайях, я бы сказал, что это снято в горячей точке, где происходят пожары и разрушения.
В заключение хотелось бы спросить, что ты можешь посоветовать людям, которые хотят заняться пленочной фотографией?
— Я бы сказал: «Снимай как можно больше, на разные типы пленок, тем более если ты еще не определился, какое направление фотографии тебе больше нравится. Цветная или черно-белая, портретная или пейзажная... Это поможет тебе экспериментировать и проявлять свое художественное видение, поэтому если ты только начинаешь, попробуй слайдовую пленку, цветную негативную и позитивную, черно-белую негативную и так далее. Пробуй проявлять фотографии с помощью push- или pull-процесса. Но самое главное — приобрести себе одну камеру и изучить ее на сто процентов. К примеру, такие камеры, как Canon, Minolta, Olympus или любые другие, но главное — с фикс-объективом. У тебя должно все получиться! Получай удовольствие от съемки — это лучшее что может с тобой произойти! И самое главное, я на твоем месте никогда не концентрировался бы на технических характеристиках самой камеры (я потратил на это много времени впустую), потому что в итоге практически никакой разницы нет. Если у вас есть один объектив и пять различных камер, готов поспорить на 100 баксов, что вы не угадаете, какая фотография была сделана на какую камеру. Да, тратьте деньги только на пленку. Это и есть слоган и мой совет вам)))»
Instagram: https://www.instagram.com/aloha_bigmike/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий