Юлия Сундукова — фотограф-натуралист, путешествующий по всему миру. Она не состоит в природоохранных организациях, но участвует в проектах и вносит свою лепту в привлечение внимания к животному миру, снимая красивые истории.
«Животные дают мне ответы на вопросы и открывают тайны»
— В каких номинациях 35AWARDS вы участвовали?
— Главные герои 95 % моих фотографий — дикие животные и природа, поэтому, за исключением нескольких сюжетов в номинациях «Макро» и «Черно-белое», основная масса работ была представлена в номинации «Дикий животный мир».
— Расскажите историю победившей серии: при каких обстоятельствах она была сделана?
— Серия, занявшее в номинации
Гну в реке и у реки, мультиэкспозиция. Танзания
Каждый кроссинг уникален, и невозможно предсказать, будет их четыре за день или ни одного. Место, где Великая миграция пересекает реку Мара на стороне Танзании, растянуто на несколько километров и насчитывает около десяти точек, которые выбираются животными чаще всего. Чтобы увидеть это чудо света, должно сойтись всё: погода, чутье животных, чутье и профессионализм гида, твоя удача. Порой сюда приезжают машины из другой части парка — люди просто едут наудачу.
В серии пять кадров из наиболее запомнившейся переправы той поездки. Это был красивейший и грустнейший день, наверное, самый смертоносный кроссинг 2016 года. Он длился около 45 минут (а я снимала и полуторачасовые переправы, это около 30 000 животных), но погибли больше тысячи, а может, и двух тысяч животных, река была устлана телами. Это чувство сложно описать. Антилопы прыгали в воду с обрыва, в клубах пыли, и это было невероятно красиво. Но место выхода на другой берег они выбрали неудачно и просто тонули в давке одна за другой. Люди плакали от счастья, что видели это, и от горя и осознания количества смертей прямо на их глазах. Это Природа, и поэтому фото из победившей серии значат для меня очень много, прежде всего эмоционально. Это как напоминание о жестких правилах Жизни.
Последние объятия. Танзания
— Какие приемы и методы обработки вы использовали?
— Как я уже упомянула, тысячи гну подняли клубы пыли, прыгая с песчаного обрыва, поэтому обработка была максимально простой — весь драматизм сюжета естественный. Я лишь немного расставила световые акценты и привела серию к общей цветовой тональности.
Дантисты. Симбиоз. Жираф и буйволовые скворцы |
Малыш удав и лилии. Мадагаскар |
— Почему, по вашему мнению, снимок занял призовое место?
— Думаю, по двум причинам. Первая: вероятно, в выбранных для серии фото мне удалось передать накал страстей, драматизм, настроение, царящее у реки. Вторая: судьи — профессионалы своего дела и понимают, как сложно даются те или иные сюжеты.
— Почему вы решили стать фотографом-анималистом?
— Животные дают мне ответы на вопросы и открывают тайны: скажем, в Африке я нашла Шамбалу, которую искала в Тибете. Но это было только начало «зависимости». Очень быстро пришло понимание, насколько хрупок их мир и что за наслаждение обществом диких животных надо платить — стараться снимать лучше и лучше, изучать их, думать о них и распространять эту информацию, чтобы окончательно не потерять их.
Против течения. Гну в реке Мара, Танзания
— Как бы вы могли описать свой авторский стиль?
— Думаю, эмоциональные фото с историей.
— С каким редким животным вы бы хотели поработать?
— Со всеми! Я люблю их всех, вопрос лишь в доступности организации съемок.
— Много аппаратуры приходится с собой носить? Расскажите подробнее об оборудовании.
— Носить приходится, конечно, много, поэтому я не отправляюсь в пешие походы. Впрочем, для этого есть и более важная причина: если можно идти пешком, значит, вероятность встретить дикое животное обычно минимальна, а для меня самое большое удовольствие — наблюдать за ними часами, изучать их. Дикие животные, как правило, живут вдали от цивилизации, поэтому важно иметь с собой все самое необходимое. Моя формула — две камеры (нет времени менять объективы, если происходит что-то интересное, ну и техника есть техника: перефразируя булгаковского Воланда, плохо то, что выйти из строя она может внезапно), зум-объектив, широкоугольный и макро. Обязательно жесткие диски и компьютер, ну и скоростные карты памяти, так как мои любимые сюжеты — это действие.
— Как часто вы путешествуете?
— Тут все непредсказуемо, поэтому от каждой поездки я стараюсь взять максимум.
Семья красных бубалов на закате, мультиэкспозиция. Кения
— Вы больше снимаете в России или за рубежом?
— За рубежом.
— Можете ли вы сравнить природу в России и в других странах? Может, где-то проще снимать...
— Проще снимать там, где к животным можно подъехать или они могут подойти максимально близко и где тепло. Что касается красоты природы — наша Земля прекрасна. Вся. А страны воспринимаются как совокупность природы, людей и их отношения к природе, экономического положения и его причин, погоды, подходу к организации поездок и отношения к туризму. Есть красивейшие места, где отношение к животным в целом сугубо потребительское, даже истребительское. Все же дикая природа, как я уже сказала, — это не только про фото.
Взгляд. Антилопы, Великая Миграция. Мультиэкспозиция. Танзания
— Всегда скучаю по Африке.
— Привозили ли вы какое-нибудь экзотическое животное домой?
— Никогда бы не подумала, что отвечу на этот вопрос положительно, но да! Из первой поездки на Мадагаскар я привезла несколько сувенирных музыкальных инструментов из бамбука, один из них был струнный. Привезла и не трогала. Через месяц представилась возможность вручить инструмент тому, кому он предназначался. Когда я взяла его в руки, то разбудила «дух инструмента» — мирно спавшего там все это время мадагаскарского таракана! Я не помню, что случилось между тем, как огромный таракан выпал из куска бамбука (потом я рассмотрела, как выглядело его гнездо внутри), и тем, как он живой полетел из окна, но рада, что была в этот момент дома не одна дома.
Золотой танзанийский закат
— Что вы стремитесь показать в фотографии в первую очередь? Характер животного?
— Эмоции, интересный момент, характер, отношения животных между собой. Стремлюсь приоткрыть для себя их особенности и потом рассказать о них другим. Для этого я изучаю разные источники, и чем больше, тем для меня очевиднее, как мало мы о них знаем, как много противоречивой, а порой и откровенно ложной информации.
— Вы как-то учились специально контактировать с животными?
— Высшего биологического образования у меня, к сожалению, нет (пока!), поэтому мучаю гидов, стараюсь запоминать правила поведения в той или иной ситуации. К примеру, в прошлой поездке в Танзанию мне очень пригодились не знания из российской школы о том, что делать при встрече со змеей (которые, как выясняется, у многих из нас одинаково неправильные), а заблаговременные вопросы танзанийскому гиду (случилось мне пройти в полутора шагах от плюющейся кобры). Поэтому скажу так: главная ошибка, которую я вижу в парках, — туристы часто ведут себя как в зоопарке: кричат, улюлюкают, даже был случай, когда аплодировали спаривавшимся львам и окончанию кроссинга. Отсюда неосознавание опасности: рядом может быть змея, скорпион, лев, гиена, буйвол — кто угодно, кого ты не увидишь, пока не подойдешь вплотную. Отсюда же непонимание, что, например, помешав охоте гепарда, ты, возможно, стал косвенной причиной смерти его котят и т. д. Так что главная наука — осознавать, что ты, скажу штампом, в гостях, концентрировать внимание, понимать, как себя вести, чтобы был хотя бы шанс выжить, и, главное, любовь и уважение.
Рассвет в Зимбабве
— Что необходимо знать и помнить фотографу-анималисту?
— В России есть Союз фотографов дикой природы, и у него имеется кодекс, где очень хорошо прописаны правила поведения фотографа-анималиста. А я могу добавить свои: на анималистах, особенно фотографах дикой природы, лежит большая ответственность. Даже соблюдая при съемке все правила, важно понимать, что именно узнают люди из твоей фотоистории. Я считаю, очень важно не создавать отрицательные образы животных, никаких. Их мир правда очень зыбок, поэтому моя главная задача — показывать зверей так, чтобы их хотелось сохранить.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий