Фото:Александр Мартиросов
Жизнь и работа Александра Мартиросова тесно связаны с Италией, страной стиля и моды, ставшей для него второй родиной. Именно поэтому его первая персональная выставка, открытие которой состоялось 7 октября 2010 года, была посвящена этой стране. Мы попросили Александра рассказать о выставке, а еще — обо всем, что связано для него с миром фотографии.
Александр Мартиросов: «Фотография внесла в мою жизнь недостающую гармонию».
— Как давно вы начали фотографировать?
— Фотография является давним моим увлечением. Но профессионально я стал заниматься этим с начала 2009 года. Раньше я снимал «по-любительски», и техника у меня была соответствующая, да и времени постоянно не хватало. Потом понял, что мне действительно интересна фотография, решил посвящать этому больше времени и с удовольствием придерживаюсь своего решения.
— Считаете ли вы себя профессиональным фотографом? И что в вашем понимании является профессионализмом в фотографии?
— Нет, не считаю. Профессионалы в классическом понимании этого слова таким способом зарабатывают деньги, а я — нет. Профессионал может решить любую задачу в своей области, а у меня такой необходимости нет, следовательно, нет и навыков.
— Снимаете в основном в путешествиях?
— Не только, снимаю и в студии. Кроме того, в понятие путешествия можно вложить разный смысл. Допустим, я полгода прожил в Италии — это путешествие или нет? И потом, снимки репортажного характера вполне можно снимать «лейкой». А фотографировать по-настоящему, с правильным хорошим светом — да те же пейзажи! — в путешествии сложно. Или это должно быть именно фотопутешествие, но я слишком люблю комфорт, чтобы отправляться в такую поездку.
— Какие жанры вам наиболее близки по духу?
— Мне нравится многое. Во-первых, конечно, пейзажи. Затем архитектура — она, на мой взгляд, получается у меня неплохо. Но самое интересное — студийная съемка портретов. Моя студия открылась в ноябре 2010 г. (по словам специалистов студия Александра Мартиросова является одной из лучших по оснащенности в России. — прим. ред.).
— Студия создана под какой-то коммерческий проект?
— Нет, студию использую только я. Сдавать я ее точно не хочу, это для меня не средство заработка.
— Насколько я знаю, ваша выставка была благотворительным мероприятием?
— Да, пожалуй, можно так сказать.
— Разрешите полюбопытствовать: почему ваши работы, предназначенные для выставки, отпечатаны именно в таком, не очень большом формате?
— Поверьте, не потому, что качество не позволяет (улыбается). Пространство было ограничено, под него и печатали. Очень хотелось разместить хотя бы пятьдесят работ.
— Какова стоимость Ваших работ, если не секрет?
— Около тысячи евро за одну работу. Пока что мы, я и моя команда, оцениваем их достаточно скромно.
— Вполне достойная цена для фотографии. Особенно для российского рынка, для нашего менталитета...
— Но покупают по большей части иностранцы.
— Давайте посмотрим на фотографию с другой стороны. Ценность услуг фотографа, его работа — как вы к этому относитесь?
— Фотография — благородное дело. Люди зарабатывают себе на жизнь замечательным трудом. К сожалению, многие снимают только ради денег, и тогда теряется самое важное в фотографии, по крайней мере, для меня. Во всем есть свои плюсы и минусы.
— Много ли у вас фотографий вашего сына? Ваших собственных, семейных? Может быть, в вашей семье есть какие-нибудь традиции, связанные с фотографией?
— Я сам очень не люблю фотографироваться, так что моих — мало. Ребенка, конечно, фотографирую, много и часто. Открыв свою студию, я в первую очередь снимал именно сына. Ему сейчас пять с половиной лет, у него есть собственная мыльница, он с ней ходит, фотографирует что-то... Я не вмешиваюсь. Собираюсь напечатать некоторые фото, но никак не получается: сначала хотелось бы подобрать и обработать кадры (улыбается).
— А где вы печатаете свои работы?
— Для этого создана специальная структура, подразделение, которое специализируется на обработке фото, их подготовке, взаимодействии с различными подрядчиками по вопросам печати и т. д. В серьезном деле создать в полной мере качественный продукт одному достаточно сложно. Для меня очень показательным стал фильм про Энни Лейбовиц . Энни приезжает на съемку в последние полчаса; до этого довольно большая команда проводит предварительную работу — одевает моделей, ставит свет и так далее. Конечно, она все это планирует и сама принимает участие, но тем не менее. Вот такой подход мне близок и понятен, я пытаюсь делать то же самое.
—Кто готовит RAW-файлы к печати, тоже специалист?
— Конечно. Одно время я тратил на подготовку к печати массу времени. Например, некоторые фотографии, представленные на выставке, обработал лично я, от и до. Вот только мне не очень интересно часами сидеть за компьютером. У меня есть семья, бизнес; к тому же я люблю фотографировать. А есть люди, которым нравится обрабатывать, и получается это у них гораздо лучше. Каждый должен заниматься своим делом, тогда все будет на высшем уровне. Фотограф действительно играет главную роль, но только одну, свою.
— За творчеством каких фотографов вы следите? Наших, западных? Чей взгляд вам близок?
— Да, я слежу за работами некоторых западных мастеров. Очень люблю Картье-Брессона, родоначальника
— Вы упомянули о Hasselblad’s Masters. Результаты каких-нибудь других премий, конкурсов — смотрите?
— Мне нравится National Geographic. Но поскольку я знаю, как происходит такая съемка, то понимаю, что меня интересует немного другая фотография. Поясню. В Африке я своими глазами видел, как люди сидят в засаде по 24 часа, чтобы сфотографировать зверя. Они живут этим. Конечно, мне интересно рассматривать подобные снимки, но не более того. Есть ведь такая немаловажная деталь, как художественность фотографии, а здесь, скорее, спорт. Однажды я сказал гиду: «Мне надо попасть на водопой». «Да, пожалуйста, — ответил он, — вот он; правда, там сутками сидят фотографы из National Geographic, это их эксклюзивное место, оно всегда занято». И как в такой ситуации снять конкурентоспособный кадр человеку, приехавшему на
— Россию снимаете?
— Безусловно. Что удивительно: несмотря на то, что я живу в Петербурге, мне никогда не приходила в голову мысль, что этот замечательный город — такая благодарная тема для съемок. Постоянно открываю его для себя. Петербург хочется отснять весь.
— Значит, будем ждать от вас книгу о Петербурге?
— Да. Весьма вероятно.
— Расскажите о вашем отношении к фотографии. Фотография для вас — это...
— Фотография — это замечательно, это способ жить... Я был приятно удивлен тем, что, прожив более 40 лет, нашел такое увлечение. Надеюсь, что это надолго, если не навсегда. Фотография внесла в мою жизнь недостающую гармонию.
— Теперь, наверное, у вас появилось много новых знакомых в творческой среде?
— Поскольку я много времени провожу в Италии, то у меня всегда были и есть знакомые фотографы. Теперь их становится еще больше.
— Фотография как-то повлияла на ваше отношение к работе?
— Не могу сказать, что сильно. Зато теперь нам никто не сможет продать плохую съемку. Раньше мы пользовались услугами сторонних дизайнеров и фотографов, но теперь, когда студия готова, станем делать модную съемку сами.
— Вы можете сравнить уровень профессионализма наших и западных фотографов?
— Я не готов это обсуждать. Часто вижу, что наши фотографы не обращают внимания на многие важные вещи, не придают им должного значения. Возьмем уже упоминавшийся Masters. К огромному сожалению, в разделе, где размещаются постоянные экспозиции наиболее авторитетных мастеров, нет ни одного россиянина. Чтобы получить съемку мирового уровня, недостаточно кропотливой работы и суммы технологий, нужно еще хорошее оборудование и умение им пользоваться. Но даже в таком случае результат не гарантирован — это, скорее, обязательное условие. Фотограф без всей этой суммы составляющих, увы, скорее всего не сможет конкурировать с «топами» мировой фотографии. Но я уверен, что Россия полна талантами.
—Вы сами обучались где-то? Мастер-классы, курсы?
— Конечно, со мной занимались, и я продолжаю учиться. Мне очень повезло. Огромная редкость — встретить фотографа-профессионала, прошедшего путь от пленочных советских камер до современных технологий, который знал бы их от и до, был готов и мог поделиться своими знаниями. Я пытался сотрудничать с итальянцами — стало понятно, что люди не готовы делиться. Профессиональные секреты — это деньги; поэтому рассказать о них, даже за гонорар, не все готовы и не все могут: талант педагога — вещь тонкая. Так что повторюсь: мне повезло с учителем.
— Как, на ваш взгляд, можно повысить значимость профессии фотографа и стимулировать появление профильного высшего образования?
— Я думаю, значимость должен повысить рынок. Мы живем в рыночных условиях. Образование само по себе не так важно; важно, какой продукт человек выдает. Оно, разумеется, никогда не бывает лишним. Но когда я вспоминаю все заказанные мною съемки, а их было немало, то в первую очередь хочу отметить следующее. Отношение к своему делу у некоторых фотографов — как к потоку: они должны создать некоторое количество снимков за единицу времени и получить свои деньги. Это не плохо, но мне, как заказчику, хотелось бы стабильно получать продукт определенного качества.
Александр Мартиросов: «Фотография внесла в мою жизнь недостающую гармонию».
___________________________
Читайте также:
Эдуард Войнич и его дочь Юлия долгое время вынашивали идею посетить самый южный край Земли — Антарктику — и запечатлеть его жизнь.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий